КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО Величавого УСТЮГА
КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО Величавого УСТЮГА
ПУТЕШЕСТВИЯ
КАК МЫ ДОЕХАЛИ ДО Величавого УСТЮГА
Читателям журнальчика - автотуристам, наверняка, запала в память публикация годовой давности под заглавием "Как мы не доехали до Величавого Устюга" (ЗР, 1996, № 5). Опытный автопутешественник Арсентий Теркель, доверившись "Атласу авто дорог" (и на старуху бывает проруха), отмахав 1300 км, так и не сумел выполнить свою "голубую мечту" - узреть город на красавице- реке Сухоне. Дороги, обозначенной в атласе, не было и в помине, и, чтоб достигнуть цели, было надо сделать крюк еще в ... 1100 км. Заканчивая свое грустное повествование, создатель писал: "Ну, а что касается нашей "голубой мечты", то мне бы очень хотелось поведать читателям журнальчика, как в последующий отпуск мы доедем до Величавого Устюга." Он сдержал слово.
Сейчас мы двинулись к священной цели уже другим методом: выехали из Москвы по Ярославскому шоссе и, миновав Вологду, по дороге Москва - Вельск - Архангельск добрались до поворота на Тотьму. Движение тут маленькое, в почти всех местах чернело новое покрытие, но надежных съездов для ночлега не достаточно - местность вокруг болотистая. Все-же удалось отыскать пригорок у опушки леса, где мы и встали. После столичных преступных страхов нас сначала не оставляли мысли о безопасности, но никто ни тут, ни далее на всем пути нами не заинтересовался. Ну и некоторому было в этих достаточно безлюдных местах.
В Тотьму въехали по большенному мосту через Сухону. Тихий, практически сплошь древесный провинциальный городок размещен при впадении в нее малеханькой речки Песья Деньга. Тут в 1536 году для защиты от набегов казанских татар был поставлен обрубленный острог. Сохранилось несколько каменных церквей XVIII века, построенных не профессионалами-архитекторами, а строй артелями и мастерами-каменщиками, которые не ведали ни об строительных чертежах, ни о существовании традиционных ордеров. Конкретно эти монументы традиционной местной барочной архитектуры и выделяют Тотьму из многих других маленьких городов Севера.
Уникальный спектр присваивают городку древесные мостики через бессчетные овраги с лестничными сходами по косогорам и где-то сохранившиеся древесные тротуары. Изумила большая и очень увлекательная экспозиция предметов народного искусства, истории и быта сухонского края в местном краеведческом музее, основанном в конце прошедшего века.
На окраине Тотьмы - Свято-Суморин монастырь, массивные стенки и величавые постройки которого видны уже издалека. Заезд в монастырь - через главные ворота по красочной сосновой аллее, ведущей к бывшему братскому корпусу, а сейчас гостинице "Монастырские кельи", где номера (бывшие кельи) чистенькие и дешевенькие, а машину можно поставить прямо у окон.
В Тотьме нам было надо решить, как лучше проехать в Устюг. Было два варианта: 1-ый, беспроигрышный, через Никольск, до которого годом ранее нам оставалось 9 км, а на данный момент практически четыреста, и 2-ой, более маленький, повдоль Сухоны (250 км), но вызывающий колебание. В ГАИ, комфортно расположившейся в бывшей Воскресенской церкви постройки XVIII века, нас от него отговаривали. И все таки, взвесив свои способности (как-никак на "Запорожце" едем, а не на "Мерседесе") и положившись на сухую погоду, мы покатили по недлинной дороге на Нюксеницу, до которой 114 км неплохого шоссе. Не доезжая 9 км ранее населенного пт - поворот вправо и указатель "Величавый Устюг".
Дорога от Нюксеницы до Устюга еще строилась. Это стало вероятным только на данный момент, когда в рамках президентской программки "Дороги Рф" соорудили мост через Сухону. От него далее шло асфальтированное шоссе, позже "грейдер", а в обход недостроенного участка - 40 км объезда по старенькой дороге, время от времени гравийной, время от времени грунтовой, местами узенькой и разбитой и, видимо, в нехорошую погоду не всегда проезжей. Но местность вокруг - заглядение, много грибов, есть съезды к красочным берегам, встречаются старенькые деревни с прекрасными домами, увенчанными резьбой, и реки со необычными наименованиями, наверняка, угро-финского происхождения (Сученьга, Рекшеньга, Коченьга). После объезда - асфальтированная дорога до самого Устюга. Всего от Нюксеницы - 140 км.
Наконец наша мечта сбылась! Мы въезжаем на центральную, соборную улицу городка. С огромным энтузиазмом, еще не веря, что это свершилось, смотрим по сторонам, пока нас не останавливает жезл автоинспектора. Оказалось, от радости мы не увидели запрещающего знака и едем по пешеходной зоне.
Величавый Устюг - маленький город со своим необычным, приметным видом, появился около середины XII века и раскинулся на несколько км повдоль левого берега Сухоны. Более преждевременное селище находилось у слияния Сухоны и Юга. Отсюда и заглавие - Устюг, другими словами в устье Юга.
В центре городка посреди пестрого обилия церквей и колоколен возвышается величавый Успенский собор - главный городской храм. Основная часть его выдержана в серьезных монументальных формах. Перед собором уже в наше время воздвигнут монумент Дежневу и другим первопроходцам-устюжанам.
Вкусившие вкус туристы, балованные красотой старых российских городов, мы были ошеломлены многочисленностью и многообразием церквей и храмов в маленьком городе. Неповторимое очарование присваивают городку также и высочайшие многоярусные церкви и колокольни, вытянувшиеся повдоль реки, практически подступающие к самой бровке берегового откоса. А на реке, как и в древние времена, - древесные мостки, куда со всего городка мимо церквей и храмов хозяйки везут в телегах и тачках либо несут в корзинах белье для стирки.
На другом берегу Сухоны - древная Дымковская слобода с 2-мя прекрасно стоящими на берегу храмами XVIII века. Через новый мост стремительно добираемся туда, а позже на нашем пути - Троице-Гледенский монастырь (сейчас филиал Устюжского краеведческого музея), основанный на рубеже XII - XIII веков. Снутри собора сохранился прекрасный резной пятиярусный иконостас.
При подъезде к монастырю в деревне Морозовицы нельзя не затормозить у огромного древесного дома, увенчанного необычно прекрасной резьбой и росписью. Всю эту красоту сделал его владелец - пенсионер. И в предстоящем мы не раз убеждались, что традиции северного древесного зодчества живут и сохраняются.
Если вы возжелаете ночевать не в городке, а на природе, то отзывчивые местные обитатели с готовностью посодействуют отыскать отличные места. Назовем два из их: на крутом берегу Малой Двины в 5 километрах от дома отдыха "Бобровниково" и на берегу речки Ламанихи, старенького русла реки Юг, что в 14 км от городка по шоссе Величавый Устюг - Никольск.
Покидали мы Устюг в отличном расположении духа: нам удалось узреть то, о чем желали многие годы, насладиться красотой рукотворных памятников старины, глубочайшей и неподражаемой северной природы. Можно и ворачиваться, но мы, что именуется, уже "раскатились". Захотелось поглядеть Сольвычегодск, а если повезет, то и проехать повдоль Северной Двины по дороге, обозначенной в атласе ... пунктирной линией.
Не буду вдаваться в Ремонт и эксплуатация нашего предстоящего путешествия (см. схему), скажу только, что до Сольвычегодска мы добрались с 2-мя переправами: по новенькому понтонному мосту через Северную Двину и на пароме через реку Вычегду, которая с прилегающими к ней местами еще с XVI века исторически связана с фамилией Строгановых - богатейших негоциантов севера Рф, поставивших 1-ые солеварни и основавших этот город. Дальше наш путь лежал на Березонаволок по лесным, полевым дорогам, которые дали подсказку нам местные обитатели. Тут нас ждали не только лишь волшебные пейзажи, да и встречи с прекрасными монументами старого древесного зодчества, посреди которых выделялась Дмитриевская церковь постройки 1784 года с потрясающим шатром на 40-метровой высоте.
Из Березонаволока по понтонному мосту мы переправились через Уфтюгу - приток Северной Двины - и спустя несколько часов оказались на последней переправе уже через саму Двину в районе Красноборска.
А далее дорога повела нас повдоль этой чудной реки мимо огромного количества деревень и сел. Нас не переставали поражать большие дома-крепости, мощные, высочайшие, с одним либо 2-мя теплыми срубами и широким скрытым двором под одной общей кровлей. Очень жалко, что многие из их ветшают и исчезают. Но, к счастью, не все предано забвению. Группы реставраторов-энтузиастов проводят свои летние отпуска на восстановлении местных памятников древесного зодчества. Результаты их бескорыстного труда мы узрели воочию: маленькую роскошную древесную церковь (1665 год) в селе Пермогорье; древесную церковь с колокольней (1793 год) у деревни Сельцо и другие.
Самой северной точкой нашего путешествия стал город Березник, откуда мы повернули домой по трассе Архангельск - Вельск - Москва. Дорога к Вельску идет повдоль огромного притока Северной Двины - реки Вага и очень живописна. Ночевали в верховье Ваги, а на последующий денек были дома.
За все наше путешествие мы никогда не столкнулись с нехваткой бензина, масла либо продовольствия. Потому, собираясь на Север, не стоит загружать машину тем, что можно приобрести в дороге.
АВТОПУТЕШЕСТВИЕ № 46 (12-23 августа 1996 года)
Москва-Вологда- Тотьма-Великий Устюг-Сольвычегодск-Красноборск-
Березник-Вельск-Вологда-Москва
Проехали: 2717 км
Форсировали реки: Волга: Сухона, Вычегда, Северная Двина, Уфтюга, Вага;
понтонные мосты - 2, паромы - 2.
Проезжали за денек: очень 707 км за 13 часов, мало 83 км за 2 часа.
Ночевали: в машине 6 раз, в палатке 3 раза, на сеновале 1 раз, в гостинице 1 раз.