СОЛОВКИ И ПЕТРОГЛИФЫ
СОЛОВКИ И ПЕТРОГЛИФЫ
ПУТЕШЕСТВИЕ: Российский СЕВЕР
В Рф в округах Белоснежного моря и Онежского озера также есть подобные изображения. Захотелось дополнить воспоминания, а заодно посетить именитые Соловки.
И вот мы в Карелии. Побывать снова в Кижах не вышло - все билеты на суда были проданы. Зато на причале в Петрозаводске приобрели маленькую книжечку "Карелия популярная и неведомая. Петроглифы, сейды и лабиринты", которая стала неподменным путеводителем по таинственным следам старого человека.
Чтоб подъехать к Белоснежному морю из Кеми, нужно "чиркнуть" по окраине городка в направлении поселка Рабочеостровск и дальше до пристани. Рядом с ней древесные коттеджи гостиницы "Причал": номер тут, также в гостинице на Соловках мы заказали заблаговременно по телефону из Москвы. Тут же платная стоянка (50 руб. в день). Но многие автотуристы, не связанные с гостиницей, оставляли свои авто на платной стоянке самой пристани и добирались на Соловки без помощи других.
Теплоходом до Соловков два часа ходу по Белоснежному морю. Проезд 1-го человека 250 руб.; оплата на месте. И вот с палубы раскрывается величавая панорама Соловецкого монастыря, основанного в 1429 году.
В протяжении всей собственной истории Соловки были известны не только лишь как религиозный центр, да и как место ссылки неугодных, в особенности в русское время. С 1923 года, когда появились Соловецкие лагеря особенного предназначения (СЛОН), в их погибли сотки тыщ заключенных.
Поражают массивные стенки монастыря, сложенные из больших валунов: такие большие камешки и типичная разработка их укладки нигде больше не применялись.
Говорят, что английский царевич Чарльз, посетивший Соловки за некоторое количество дней до нас, был поражен увиденным, а ведь в Великобритании древнейшие сооружения из природного камня не уникальность. За стенкой монастыря много древних зданий. Более большая - Спасо-Преображенский собор (1558-1566 гг.).
ТранПодвескаа на полуострове не достаточно, потому подъехать куда-нибудь на попутке очень тяжело. Ну и дороги тут нехорошие. Зато есть прокат велосипедов.
Большая часть далеких экскурсий местного турбюро включают переход по морю на маленьких корабликах. Удалось совершить две такие экскурсии.
На Большой Заяцкий полуостров направились от основного причала уже вечерком, благо ночи стояли белоснежные. На подъезде к острову уникальное сооружение - валунная гавань, на берегу древесная церковь Андрея Первозванного, построенная в честь посещения острова Петром I. Но основная достопримечательность этого места - монументы старого человека II-I веков до н. э. Спиралевидные лабиринты, предназначение которых еще не разгадано, каменные курганы, где при раскопках обнаружены следы захоронений. Видимо, монахи были терпимы к языческим символам на этом полуострове, но на всякий случай выложили на земле и крест из валунов.
Прощаемся с Соловками и плывем назад на Огромную землю. Сошли на сберегал - сходу к машине и через пару часиков уже в Беломорске, в гостинице "Гандвик".
По счастливой случайности узнали, что в той же гостинице, в подвальном помещении размещается хранилище музея. Его работники поведали, что более известные петроглифы "Бесовы следки" находятся за городом в особом павильоне, но уже пару лет он в аварийном состоянии и закрыт для посещения. Но вблизи еще есть одна группа петроглифов в районе Залавруги. Нам даже рекомендовали проводника!
На последующее утро, проехав от городка 13 км, в деревне Выгостров повстречались с проводником. Им оказалась местная жительница, влюбленная в собственный край, шустрая и ходкая, невзирая на свои 74 года.
Мы пошли в сторону от шоссе повдоль старенького русла реки Выг по мелколесью, обходя и перелезая через бессчетные камни. Древнейшие воды реки отшлифовали камешки старенького русла, и на больших местах образовались гладкие каменные плато, которые использовались нашими праотцами в качестве святилищ. Нам подфартило: преждевременное солнце освещало плиты с боковой стороны, так что картинки на их были отлично видны. Наименее приметные изображения можно "воскресить", поливая плиты водой.
Тема рисунков многообразна, но преобладают сцены охоты. Это и морской промысел: лодка с двенадцатью гребцами преследует белуху, в которую уже выпущен гарпун; зимняя охота: стрелок, вооруженный луком, преследует на лыжах какое-то животное.
Длительно бродили мы по каменному плато от 1-го рисунка к другому, но нас уже звали другие петроглифы - онежские, до которых еще 450 км. До сего времени ехали по дорогам, известным по предшествующим путешествиям, но вот дорога из Медвежьегорска в Пудож стала для нас новейшей. Она прекрасная, идет лесом, но достаточно зигзагообразная.
По пути свернули в село Челмуши, поглядеть древесную церковь Богоявления на песочном берегу залива Онежского озера. Церковь построена сначала XVII века на пожертвования инокини Марфы Романовой, мамы грядущего царя Миши, сосланной в эти края Борисом Годуновым.
На дороге Медвежьегорск-Пудож протяженностью 200 км нет заправок. Выручила 10-литровая канистра: она пролежала в багажнике еще с прошлогоднего путешествия!
В Пудоже тормознули в гостинице с внезапным заглавием "Амадей" и еще не знали, что застрянем тут на три денька. Неувязка была одна - как попасть на Бесов Нос, где находится основная масса онежских петроглифов. Ведь добраться туда на обыкновенном автомобиле нереально. К огорчению, побывать там не удалось - пришлось наслаждаться фото петроглифов.
И все-же уезжать из Пудожа ни с чем же не хотелось; стали находить другие варианты. Корреспондент местной газеты сказал, что знает маленький участок с наскальными рисунками неподалеку от Пудожа и готов нас туда сопроводить. Доехали на машине до поселка Стеклянный, а оттуда - пешком через лес к Онежскому озеру. Длительно шли по берегу и вот на верхушке скалистого плато узрели давно ожидаемые картинки. Они, в отличие от беломорских, выбиты только по контуру фигур и потому не так приметны. 2-ое отличие - в теме: тут изображены в главном лебеди, некие достаточно большие.
Нас поразили не только лишь петроглифы, да и то, что узрели вокруг. Грозное Онежское озеро катит волны на скалистый сберегал, кругом каменные глыбы, вдали показывается лес. Краса и спокойствие. Сходу представляешь, как на такое святилище собираются древнейшие Различное, чтоб исполнить ритуал - может быть, с жертвоприношением.
После чего похода посчитали, что в границах вероятного задачку выполнили - пора ворачиваться. Сначала желали отправиться из Пудожа на Вытегру, в особенности когда узрели на шоссе указатель "Кириллов-Вологда". Но шофер КамАЗа, только-только прибывший из Вытегры, отсоветовал ехать по еще не достроенной дороге - прошли дождики. Но ворачиваться этим же методом, что и приехали, не в наших правилах - решили двинуть через Каргополь.
Дорога Пудож-Каргополь оказалась достаточно солидной по северным меркам: по Карелии практически всюду асфальт, по Архангельской области в главном грейдер, но ровненький. Архангельская область встретила прекрасным лесом, начался Кеноозерский государственный парк. Последующая приятная встреча на пути - известный ансамбль древесных церквей в селе Лядины. Огромная Покровско-Владимирская церковь (1761 г.) была в лесах, зато отлично смотрелась церковь Богоявления (1793 г.) с необычным шатровым крыльцом.
В древнерусском городке Каргополе мы были не в один прекрасный момент, но всякий раз он раскрывается с новейшей стороны. Вот и в это посещение нас поразили не только лишь старина, да и новое веяние в обустройстве городка малыми формами в каргопольском стиле - в дереве. Это и забор детского сада, напоминающий древнейшую крепость с башенками, качели в виде трехглавого Змея Горыныча и почти все другое. Даже засохшие деревья служат основой скульптурных композиций.
Из Каргополя поехали через Няндому-Вельск-Вологду в Москву. Воспоминаний от поездки много, но все таки планируем продолжить знакомство с петроглифами и островными монастырями.
Церковь Богоявления в селе
Лядины: шатровое кольцо.
Церковь Богоявления в Челмушах.
Кончился бензин -
выручила канистра.
Наскальный набросок под Пудожом.
Залив Белоснежного моря.
Статуя из засохшего дерева в Каргополе.
ФОТО: ЛЮДМИЛА КЛИМИНА