С ГЛАФИРОЙ - НА СЕВЕР
С "ГЛАФИРОЙ" - НА СЕВЕР
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПУТЕШЕСТВИЯ
С "ГЛАФИРОЙ" - НА СЕВЕР
ТРИ НЕДЕЛИ В САМОДЕЛЬНОМ КЕМПЕРЕ
ТЕКСТ, ФОТО / ГРИГОРИЙ ДЬЯКОНОВ, МОСКВА
Мы издавна желали о путешествиях в неизведанные живописные места. Выполнить мечту посодействовала "Глафира" - самодельный автокемпер на базе УАЗ-3303. Для первой поездки семейным экипажем из 3-х человек избрали маршрут на российский Север, который предстояло пройти за три недели отпуска.
Первую стоянку запланировали в 500 км от Москвы на Кубенском озере, повдоль которого шоссе Р5 Вологда-Вытегра идет в протяжении более 50 км. Берега оказались заболочены - выехать к воде смогли лишь на северной стороне у села Пески, где размещена пристань Антония. Тут уже чувствуется северный спектр: незаходящее до одиннадцати вечера солнце, большие камни, обилие рыбы.
Естественно, далее никак нельзя было миновать Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера - монументальный, превосходящий масштабом Столичный Кремль. В маленьком Ферапонтовом монастыре поглядели именитые фрески Дионисия. Белоснежное озеро порадовало водой, прогревшейся до +20°C - весь июль 2000-го был на Севере очень горячим. Более комфортен для стоянки северный сберегал озера в районе села Троицкое. Приятная особенность этих мест - практически повсевременно солнечная погода. Дело в том, что низкое солнце светит тут со стороны практически совершенно круглого водоема поперечником около 30 км, над которым даже в облачную погоду всегда окно незапятнанного неба.
К северу от Белоснежного озера завершился асфальт и начался традиционный русский грейдер, ухабистый и пыльный. Дороги полностью проезжие, но способны вымотать душу водителя хоть какой легковушки. Конкретно они - родная стихия "уазика", который скачет по грейдеру на четвертой передаче со скоростью 40-60 км/ч. Мосты прогуливаются ходуном, но четырнадцатилистовые рессоры поглощают удары и тяжкий кузов идет практически ровно.
В Прокшино начинается Архангельский тракт - стратегическая когда-то дорога, в протяжении веков связывавшая Санкт-Петербург с Беломорьем. На данный момент это трасса местного значения Р1, соединяющая Вологодскую и Архангельскую области. Со времени Михайло Ломоносова, шедшего по ней из Холмогор в столицу, поменялась она не достаточно. Обыкновенно, на границе областей дорога перебегает в топкую колею, труднопроходимую для неполноприводных машин. Все же, помогая друг дружке, тут идут и тяжелогруженые КамАЗы, и "жигули", и даже иномарки. Поближе к Каргополю Архангельский тракт проходит через богатые в прошедшем села. Поражают воображение большие, столетнего возраста, северные дома-корабли, целые крестьянские подворья под одной крышей.
Каргополь - маленький городок с популяцией 6 тыс. человек и неописуемым количеством белокаменных церквей XIV-XVIII вв. В округах, как нигде, много уникальных памятников древесной архитектуры. Нужно сказать, что в естественных критериях, стоящие там, где было задумано творцами, эти сооружения создают более сильное воспоминание, чем в музеях древесного зодчества. В 40 км от Каргополя в сторону Пудожа (Р2) есть село Лядины - одно из немногих мест в Рф, где стопроцентно сохранился традиционный северный ансамбль XVIII века: большая летняя Покровская церковь, зимняя Богоявленская гораздо меньше и колокольня.
Далее раскинулся красивый озерный край - Кенозерский государственный парк. Заплатив чисто символическую сумму, получили в лесоохране разрешение на заезд. Парк делится на две части - южную, где мы побывали, в округах Лёкшмозера с подъездом от Каргополя и северную - вокруг Кенозера, куда можно добраться от Плесецка. Строящаяся дорога, которая в дальнейшем свяжет парк воедино, идет по высочайшей гряде - водоразделу речных систем Белоснежного и Балтийского морей. По ней добрались до живописнейшего озера Масельга. На берегу высится Хиж-гора с маленький древесной церковью Александра Свирского, откуда раскрывается красивый вид на близлежащие бугры и озера, до самой границы с Карелией. Далее дорога доступна пока только для гусеничных тракторов. Правда, местные обитатели удачно ездят и на колесных, но только... задним ходом. Вообщем говоря, всем, кто собирается на Север, следует держать в голове, что другие из обозначенных в атласах дорог возможно окажутся "тракторными". Не стоит надеяться на проходимость "Нивы" либо "уазика" - в полуметровой колее нередко бессильны и "уралы".
На берегу Масельги достаточно много доступных для автомобилистов стоянок в замечательном по красе сосновом бору. Туристы на легковых машинах с палатками - приблизительно поровну из Москвы и Петербурга. Повстречались немцы на переоборудованном "кунге" ГАЗ-66. Отношение служащих лесоохраны к туристам самое благожелательное. Стоянка в Кенозерье затянулась на 10 дней. Уезжать не хотелось, а когда пошли грибы, то отъезд стал и совсем неосуществимым. Москвичам тяжело представить, что грибы можно собирать не по принципу сколько отыщешь, а по принципу сколько сможешь унести.
Все же, за оставшиеся некоторое количество дней хотелось проехать до Пудожа по только-только открытому участку дороги Р2, связавшей Архангельскую область и Карелию. Новое шоссе повдоль многоводной реки Водлы представляет собой обыденный грейдер, но высота насыпей и глубина выемок внушают почтение к труду дорожников. Далее от Пудожа до Петрозаводска проложено хорошее асфальтовое шоссе Р5-Р19. На сберегал Онежского озера выехали в районе портового поселка Шальский. Тут очень живописно - много маленьких скалистых островков, покрытых сосновым лесом с брусникой, черникой и другими дарами северной природы. Само озеро - истинное пресноводное море: крутая волна, высокобортные морские корабли, маяк. Дважды в денек от Шалы до Петрозаводска прогуливается "Комета".
В 60 км севернее Пудожа находится другой государственный парк - Водлозерский, связанный с шоссе полностью проезжей, как молвят, грунтовой дорогой. Но оставалось три денька до выхода на работу - пора ворачиваться в Москву. Разумно было бы проехать через Вытегру, замкнув тем кольцо по русскому Северу. Но, как выяснилось, дороги Пудож-Вытегра, обозначенной во всех атласах и даже на дорожных указателях, сейчас... не существует. Строят новое шоссе, а пока ветхие древесные мостики на границе Карелии и Вологодской области разрушены.
Пришлось ворачиваться через Каргополь все этим же Архангельским трактом, который после первых августовских дождиков раскис совсем. Топь на границе областей "жигули" преодолевали лишь на буксире за попутными грузовиками и "уазиками".
Несколько слов об особенностях схожих путешествий. Не следует планировать более 200-300 км пробега в денек: состояние дорог непредсказуемо, скорости невелики, а главное, несколько часов всегда уходит на поиски комфортной стоянки - их на Севере не так много. Зато, когда живописное местечко найдено, уезжать не охото некоторое количество дней. Нередко спрашивают, как неопасны такие поездки - в русской глубинке, в особенности на Севере, об этом можно не волноваться. Народу тут живет малость, все друг дружку знают, дела с местными жителями и представителями власти складывались у нас постоянно благожелательные. Не следует только останавливаться в одиночку поблизости огромных дорог и городов. На данный момент выстроено много новых АЗС, но все таки где-то расстояние меж ними доходит до 200 км, потому запасная канистра не помешает. Бензин, во всяком случае "76-й" и "91-й", есть всюду, а вот "95-го", тем паче "98-го", севернее Вологды не лицезрели. Самые нужные запчасти к российским машинам найдутся в любом городе. С продуктами заморочек нет, но овощи нужно брать с собой - на Севере они созревают только к концу сентября.
И последнее. Когда-то, во времена моего юношества, летом путешествовали практически все автовладельцы. Сейчас ездят не далее, чем на дачу - страшатся криминала, поломок, а в большинстве случаев считают, что такое на данный момент по кармашку немногим. Это заблуждение - наинтереснейшее трехнедельное путешествие протяженностью 2000 км обошлось на троих приблизительно в 8 тыс. руб., из которых третья часть ушла на бензин. В общем, тот кто желает - отыскивает способности...
Для путешествий по малообжитым местам, очень подходит уазовская "буханка". Главный недочет - маленький салон, всего 1315 мм. Но нам удалось за 36 тыс. руб. (поточнее, $1300) отыскать "грузопассажирский фургон "Глафира" - конкретно так значилось в аннотации по эксплуатации! Объединенный с кабиной кузов внутренней высотой 1700 мм - томная, крепкая конструкция со сварным каркасом из железных труб квадратного сечения. Машина была собрана в 1989 году для нужд "компетентных органов", потом "приватизирована", сменила 2-ух владельцев, но оказалась в отличном для собственного возраста состоянии. А благодаря "жигулевскому" карбюратору ДААЗ-2105 расход горючего не превосходит 15 л/100 км. Переоборудование "Глафиры" в "дом на колесах" потребовало еще около 5 тыс. руб. и 2-ух месяцев труда по выходным: в кузове разместились стол с 2-мя креслами - ночкой они преобразуются в двуспальную кровать, - мягенький диванчик, шкаф с откидным столиком, газовая плита и две багажные полки. "Глафира" служит для всех поездок - и по городку, и на дачу.
Кирилло-
Белозерский
монастырь.
Округи Каргополя.
Лядины.
Архангельский тракт
после дождиков.
Озеро Масельга.