Путешествие. Осударева дорога
Путешествие. Осударева дорога
Слово царя с делом не расходилось: по той дороге, именуемой потом не по другому как Осударевой, передислоцировали войска и проволокли два малых фрегата! В итоге марш-броска была взята крепость Нотебург на Ладоге, одержана 1-ая большая победа над шведами, открыт выход к Балтике.
Догнать и перегнать войско Петра I! Но стоит сравнить числа – и сходу появляется вопрос: как это могло быть осуществлено? На постройку 260-километровой трассы топорами, пилами да лопатами ушло наименее месяца, на ее преодоление – всего восемь дней! Выходит, что российские полки, отягощенные не только лишь кораблями, да и полутора сотками пушек, проходили более 30 км в денек. Испытав на своей шкуре, каково передвигаться по гати, участники внедорожной экспедиции «Осударева дорога» (она свершилась осенью 2004 года под управлением петрозаводчанина Тимофея Рогожина), пришли к внезапным выводам. Петр I полностью мог в недлинные сроки выполнить не имеющий аналогов в истории пеший поход по заблаговременно приготовленной трассе, но никак не перемещение кораблей.
ОКУНЕМСЯ В СТАРИНУ
Октябрь в Карелии – месяц ледяных дождиков и влажного снега, раскисших дорог, бросающих вызов хоть какому, кто решится на путешествие. Но у экспедиции была цель: продвинуться по болотным гатям, просекам и лесным дорогам от Вардегорского мыса, где начинался знаменитый путь Петра I, до древних деревень Выгорецкой республики, а там и до Повенца и в дороге опередить по времени петровское войско. Посчитав, что наличием внедорожной техники компенсируется отсутствие заблаговременно приготовленного бревенчатого настила, экипажи 3-х разномастных УАЗов – «Хантера», 3153 и «буханки» – 5 октября выдвинулись из Петрозаводска.
Возводимая очень скрытно, уникальная трасса в свое время не была нанесена на карту. Значимый участок дороги уничтожен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Сохранились только куски древесных гатей, просеки и наименования неких мест по ходу продвижения петровского войска. Государев ключ: по преданию, тут правитель Петр устроил маленький привал, а местные обитатели потчевали его обедом. Щепотева гора названа в честь головного изыскателя и организатора Осударевой дороги сержанта Преображенского полка Миши Щепотева. Петровский Ям – место стоянки войск в преддверии форсирования реки Южный Выг.
Деревня Нюхча. Самый солидный мост за всегда пути. Поблизости Вардегорского мыса экспедиция оказалась днем 7 октября. Конкретно с этого денька начался для нее отсчет времени. К самому мысу не отдал подъехать развалившийся древесный мост. Для чистоты опыта, чтоб двигаться верно по плану экспедиции, ее участники направились к Белоснежному морю пешком. Древней пристани либо каких-то зданий, прямо указывающих на начало уникального волока, нет. Вобщем, исследователи склоняются к версии, что во время прилива корабли сами «вползли» на приготовленные для их транПодвескаировки конструкции, которые потом лошадьми растянули на сберегал.
Время от времени казалось, что мосты через лесные речушки не чинили со времен Петра I. Остаток денька издержали, чтоб добраться до Нюхчи. Известность поморское село получило в петровскую эру, поэтому как под Осударевой дорогой понимали конкретно «першпективу» Нюхча – Повенец. Село четыреста лет стоит на берегу одноименной речки и даже сейчас представляет картину подлинной старины: потемневшие от времени и непогодицы избы с белоснежными наличниками, местами перекосившиеся заборы, баньки рядком на берегу реки... Тут и двери в домах, как века вспять, подпирают палками: сходу видно, что владелец отлучился, ну и лодки с веслами на воде оставляют, только привяжут, чтоб течением не унесло.
На фоне таких естественных декораций рассказы о посещении Нюхчи Петром I звучат неописуемо интересно. Покажут тут и место, где стоял большой двуэтажный пятистенный дом, в каком ночевал правитель намедни похода.
БОЛОТАМИ И ГАТЯМИ
Если для кого-либо Карелия – притча вековых деревьев и стремительных рек, то для экспедиции она стала краем глухих болот и полуразрушенных мостов, государством медведей, чьи свежайшие следы не раз лицезрели на дороге.
Тогда и каждый поразмыслил: «Хорошо, что это не фрегат». Двигаться по гати – наслаждение непонятное, даже на внедорожной технике. Влажные и скользкие подгнившие бревна уходят вниз под тяжестью УАЗа, надрывисто ревет мотор, фонтаны брызг вырываются из-под колес. Маленький уклон – и машина боком съезжает на край «дороги», рискуя завязнуть в болоте. C большим трудом, но экспедиция все таки преодолела зыбучее место. Идея о том, что триста годов назад в этом же лесу, стоя по колено в воде, при свете смолистых факелов, практически без сна, страдая от гнуса и голода, рубились с бездорожьем российские мужчины, строили путь к величию и славе русской, не давала покоя…
1-ый шаг нашей внедорожной экспедиции завершился в Сумском Яме, далее знаменитая трасса затоплена Выгозерским водохранилищем. Древесный крест в лесной глуши и рядом маленькая табличка: «Здесь начиналась 1-ая муниципальная дорога в Республике Карелия «Осударева дорога» – все, что осталось от века величавых свершений.
Когда не помогает GPS-навигатор, без подсказки туземцев не обойтись. Дальше маршрут ушел в направлении Выгорецкой республики, располагавшейся в верховьях рек Выг и Лекса и хороших полторы сотки лет служившей оплотом старообрядчества. Сейчас повдоль Выга – череда покинутых деревень.

Лозунг экспедиции: море по колено, лужа по уши. Узнав об общине, Петр I, в каком большая часть раскольников лицезрели не по другому как антихриста, решил навести к ним попка с подьячими. Но советники отговорили. Наша родина остро нуждалась в развитии военной индустрии, а посреди выговцев было много рудознатцев и кузнецов. Как произнесли бы на данный момент, староверы выстроили свои дела с петровской администрацией на коммерческой базе: в обмен на обещание всячески способствовать работе железоделательного завода на реке Повенчанке они получили возможность совершать богослужения по «старым» книжкам.
Назад НА АСФАЛЬТ
На три машины осталась одна запаска, бензин на финале. До наиблежайшей заправки – несколько 10-ов км по бездорожью. Выход навязывается сам собой: заправить из последней канистры только одну машину и выслать ее за топливом, а остальным двигаться, пока баки совершенно не опустеют. Роль спасателя выпала «буханке», которая мигом растворилась в тумане.
Редчайший случай: указатель сам по для себя – достопримечательность. За триста с излишним лет дороги будто бы совсем не поменялись, и все средства передвижения Различное иногда тащат на для себя. Томительные часы ожидания коротали в остывающих под ледяным дождиком машинах. Отрадно сигналя, «буханка» появилась, когда уже стемнело. Наутро очень подморозило: палатки покрылись инеем, а один из УАЗов напрочь отказался заводиться и продолжил путь, болтаясь на тросе. Но даже эта маленькая проблема уже не могла отодвинуть быстро приближающуюся цивилизацию.
Асфальт всегда начинается как-то внезапно. Вот и Повенец. Пройдя непростой путь, правитель Петр появился тут 26 августа 1702 года и сразу начал подготовку к аква походу на Ладогу. Скоро вся петровская рать на огромных озерных карбасах выдвинулась из Повенца на юг.
Север – край серьезных «першпектив». Экспедиция завершена: всего 5 дней потребовалось ее участникам, чтоб пробиться по стопам петровского войска. Машины, приготовленные для томного бездорожья, делали менее 10 км/ч, на отдельных участках – чуть ползли. После всего пережитого возможность круглые сутки передвигать фрегаты со средней скоростью выше километра в час кажется призрачной. Вобщем, конкретного ответа на вопрос, был ли по сути волочил фрегатов, не дают и ученые.
Вроде бы то ни было, экспедиция «Осударева дорога» занесла собственный значимый вклад в развитие движения «офф-роуд» в Рф. Ее участники, первыми пройдя маршрут на джипах, сделали его легкодоступным для каждого, кто ценит вкус истинной бродячий жизни, общество близких по духу людей, возможность побывать в удаленных от торенных туристских троп местах – там, где открываются фантастические в собственной первозданности картины природы.