До Колымы - не рукою подать
До Колымы - не рукою подать
Сзади 23 денька пути, выше 11,5 тыс. км русских дорог, куда вошли без малого 900 км по недостроенной трассе «Колыма». Это – рекорд!
Так закончилась трансконтинентальная экспедиция «Дороги Рф – 2006».
ПАРТНЕРЫ И МАШИНЫ
Началось все прошлой зимой с интервью управляющего Росавтодора Минтранса РФ Олега Белозерова журнальчику «За рулем». Вот тогда и появилась мысль пересечь всю Россию на автомобилях.
Вместе с трассой «Амур» (в 2003 году экспедиция ЗР первой проехала по еще недостроенной дороге Чита–Хабаровск), О. Белозеров предложил включить в маршрут и строящуюся дорогу «Колыма». Предполагалось, что по ней можно доехать до самого Магадана! Мы с радостью согласились.
Совместно со спецами Рос-автодора был детально разработан маршрут, в отработке финишной части которого воспринимал активное роль и.о. директора строящейся дороги «Колыма» Виктор Игнатьев. По его инфы, имеющийся на трассе разрыв внедорожники смогут преодолеть летом без особенных заморочек, тем паче что на это время намечалось уменьшить его до 20 км.
На наше предложение принять роль в уникальном пробеге откликнулись производители русских вэдовых автомобилей, предоставив семь вседорожников: «Нива 4х4» (АВТОВАЗ), « УАЗ Патриот» и «Саньён-Рекстон» («Северсталь-Авто»), «КИА-Подвескаидж» («Автотор»), « Chevrolet Тахо», «Шевроле-Трейлблейзер» и « Хаммер Н3» (все – «Дженерал моторс», сборка – «Автотор»). Единственным «отказником» стал тольяттинский «Джи-Эм–АВТОВАЗ», при этом мы так и не сообразили, почему там не захотели пустить в пробег одну из самых узнаваемых импортных машин русской сборки – «Шевроле-Ниву». За три года выпущено выше 150 тыс. этих автомобилей! В конце концов отыскали выход: включили в состав экспедиции таковой автомобиль из парка журнальчика. Но это была не последняя корректировка плана. Уже по ходу экспедиции, в Новосибирске, в команде появился девятый автомобиль – китайский пикап «Тянма», создание которого разворачивалось в этом городке.
Обусловились и партнеры по экспедиции. Не считая Росавтодора, ими стали Росбанк, «Новая перевозочная компания», ВАОN, «Геолидар» (картографическое и навигационное обеспечение), радиостанции «Маяк» и «Милицейская волна», телеканал ДТВ. Компания «ЛУКОЙЛ – смазочные материалы» решила использовать пробег для опыта: в движки всех вседорожников было залито качественное фирменное масло, и по ходу маршрута отбирали его пробы для анализа.
Костяк экипажа составили водители-испытатели «За рулем». Предстояло не только лишь довести авто до конечного пт, да и проанализировать поведение новых русских автомобилей на русских дорогах и бездорожье. В команду вошли депутат Гос Думы РФ Леонид Хвоинский (прошлый дорожник, а сейчас член комитета по индустрии и строительству), также представители наших партнеров по экспедиции и сми.
Днем 1 августа на «нулевом километре» Красноватой площади, где начинаются все дороги Рф, участники экспедиции были в сборе. Напутственные слова министра транПодвескаа РФ Игоря Левитина и управляющего Росавтодора Олега Белозерова – и вот звучит команда головного редактора журнальчика «За рулем» Петра Наименьших: «По машинам!». Авто отправляются на Колыму!
КОГДА ДОРОГУ «ПУЧИТ»
Мы, обитатели европейской части, беспощадно ругаем наши дороги – за нехорошее покрытие, перегруженность, отсутствие инфы и т.д. Все справедливо, но только если никогда до того не созидать федеральных дорог Далекого Востока!..
Когда пересекаешь Урал, начинаешь даже получать наслаждение. Нет, дороги не становятся обширнее, просто интенсивность движения тут много ниже, а качество покрытия, по нашим меркам, полностью обычное. По дорогам Тюменской, Омской, Новосибирской и Кемеровской областей колонна просто держала среднюю скорость под 100 км/ч. Трудности начались на границе Красноярского края и Иркутской области, где грунтовые разрывы в асфальте (а это около 100 км) осложнялись размывами после проливных дождиков (еще около 40 км). Умопомрачительно только, почему можно содержать в применимом состоянии тыщи км дорог и при всем этом оставлять 100 км разрыва? Как был он три года вспять, так и здравствует до настоящего времени…
Дорога повдоль величавого Байкала потрясает собственной красотой и… ухабами. Она построена сначала 60-х годов и с того времени никогда серьезно не ремонтировалась! Средств отпускали разве что на «ямочный» ремонт. Исключительно в последние годы ситуация улучшается – по всей трассе работают дорожники. На данный момент, как поведал начальник управления дороги «Южный Байкал» Александр Битуев, на одном из участков идет необычный опыт – на его содержание выделено столько средств, сколько положено по… нормативам. Ой, что будет!..
С нетерпением ожидали мы встречи со строящейся трассой «Амур». Три года вспять наша экспедиция «Евразийский путь – 2003» стала первой, преодолевшей ее от Читы до Хабаровска. Что там на данный момент? Дорога в общем не околпачила наших ожиданий! Сейчас большая часть ее – неплохого свойства грунтовка (есть даже асфальт!), но встречаются к тому же разрывы, объезды по разбитым местным дорогам и горным кручам, участки с наточенными камнями. Как «достает» пыль – из-за нее колонна растягивалась иногда на 4–5 км (по другому ничего не видно!). На преодоление участка в 800 км у нас ушло около 16 часов, не считая 7 пробитых колес. Да, без 2-3 запасок на эту дорогу лучше не соваться… И все таки за три года основная трасса основательно поменялась.
– Сейчас тут проходит около 2-ух тыщ автомобилей в день, – поведал директор строящейся дороги Валентин Иваненко. – Пока – в большей степени легковых, но все почаще встречаются и грузовики: малый и средний бизнес интенсивно осваивает новый транПодвесканый путь. А сколько за три года появилось новых АЗС, компаний автосервиса, придорожных кафе! Дорога начинает работать…
6 из 7 пробитых колес нам удалось отремонтировать в шиномонтажной мастерской поселка Сковородино, там же приобрели и новые шины для «Патриота». После чего свернули на трассу «Лена» и двинулись в Якутск.
…Здесь требуется отступление. Трассу с этим ласковым именованием строили заключенные в сталинские времена. С того времени почти все поменялось в Рф, даже сам муниципальный строй, только вот эта дорога – единственная, соединяющая центр и север Якутии, также Магаданскую область с «материком» (стальной дороги тут нет), – осталась таковой, как была. Более того, семь десятилетий ее серьезно не чинили! При том, что построена она на нескончаемой мерзлоте!
В деньки, когда мы ехали на северо-восток, стояла горячая, солнечная погода, но федеральная трасса «Лена» являла собой труднопроходимое болото. На участке в двести с излишним км ее просто вспучило (это не ругательство, а технический термин)! Как нам растолковали, после дождиков вода проникает до «линз» нескончаемой мерзлоты, образуя парниковый эффект, и участок дороги просто «взрывается», выбрасывая на поверхность груду земли высотой до метра. «Взрывы» бывают таковой силы, что иногда переворачивают проходящие грузовики! Мы, к счастью, этого не лицезрели, но последствия ощутили в полном объеме – вспученный участок в сухую погоду востребовал 12 часов! Двести км мы лавировали по единственной колее меж отвалами земли. Что здесь творится во время дождиков – даже представить нереально…
– Обычные дороги нам актуально нужны! – жарко гласил нам вице-премьер правительства Республики Саха (Якутия) Артур Алексеев. – Без их добраться до наших городов и поселков можно только самолетом либо по зимникам, когда стукнут морозы. А в конечном итоге население тает, из разведанных тут припасов нужных ископаемых (их оценивают на данный момент в 1,3 трлн. долл.) добыть и переработать можем менее 3%! Если мы не в состоянии эти богатства освоить сами, через пару лет неувязкой озаботятся другие…
ДОРОГА В НИКУДА
В Якутске нас торжественно провожали на Колыму, по одноименной трассе, и вожделели легкой дороги до Магадана. Гласили, что там в сухую погоду не то что на УАЗах и КамАЗах – на «шестерках» ездят! В дирекции строящейся трассы «Колыма» наш интерес несколько поутих. (И. о. директора В.Игнатьев отбыл в отпуск, хотя и знал о нашем прибытии.) Да, проезд по трассе вероятен практически на всем ее протяжении… кроме маленького разрыва, где протекает основной приток Индигирки – Эльга и еще несколько маленьких речушек! Мостов, конечно, нет, но вроде должны быть броды… Правда, две недели в горах шли дождики, реки разлились, но как – выяснить не у кого.
Целый денек мы уничтожили на то, чтоб добыть какую-то информацию о разрыве и отыскать проводников (местные-то ведь ездят!). Как досадно бы это не звучало, ни 1-го человека, который бы проезжал летом по строящейся трассе от начала до конца (либо хотя бы через проблемный участок), отыскать не удалось ни за какие Энциклопедия грузовых автомобилей. Пришлось трогаться в путь на собственный ужас и риск – в сопровождении управляющих дороги (для их, как оказывается, это была 1-ая поездка в том направлении!). Мы прошли практически 900 км по потрясающей красы местам, через отроги Верхоянского хребта, где дороги нет совсем. Ее «заменяет» только-только отсыпанная насыпь из камешков и большой щебенки. Двигаясь по ней, мы уперлись в тундру. Точнее, в болото – таковой представилась нам тундра после непрерывных в течение 2-ух недель дождиков. Стоило только спуститься с насыпи, как вы по пояс проваливались в болотную жижу. Разрыв, по данным, которые мы получили от геологов, через 40 км упирался в реку Большой Селерикан, а потом – в Эльгу, разлившуюся в бурный поток шириной 300 и глубиной до 4,5 метра. А далее – еще 20 5 км болот.
Для наших обыденных, серийных вседорожников это было не под силу. Вобщем, как и для всех, даже специально приготовленных колесных машин. Мы, в конце концов, однозначно узнали, что летом еще никто по этой дороге (точнее, направлению!) не проходил. Когда-то неподалеку отсюда проходила другая местная трасса, но с распадом страны она пришла в полную негодность и тоже стала непролазной. Летом нереально достигнуть не только лишь Магадана, да и северных районов Якутии. Но не только лишь в Москве, в Росавтодоре, даже тут, в дирекции строящейся дороги… об этом не знают!
В течение 2-ух дней находили варианты, чтоб преодолеть непролазный участок. Желали организовать понтонную переправу, перебросить машины вертолетами – не удалось. И приняли единственно вероятное в этих критериях решение: окончить экспедицию тут, на 866-м километре трассы «Колыма» и возвратиться в Якутск.
Оборотная дорога вспоминается как сущий ужас. К тому времени непрерывные дождики шли по всей Якутии, и даже благополучные участки дороги меж Якутском и поселком Хандыга (в сухую погоду мы ехали здесь со средней скоростью 80 км/ч) перевоплотился в грязевую кашу. Чтоб преодолеть 300 км этой «трассы», потребовалось 14 часов. У 3-х вседорожников с мясом вырвало крепления задних амортизаторов, у 2-ух – оторвало глушители (подробнее о том, что пережили авто – в последующем номере ЗР). С потерями, мы все таки добрались до Якутска. Далее ехать на машинах было некуда – трасса «Лена» после дождиков была официально закрыта. Оставалось только загрузить авто на баржу, которая отправилась ввысь по Елене до порта и наиблежайшей жд станции Усть-Кут. Оттуда их наши партнеры из «Новой перевозочной компании» вышлют по стальной дороге в Москву. А участники экспедиции добирались до Большой земли на самолете.
КУДА МЫ ЕДЕМ
Мы не дошли, как планировали, до Магадана, но экспедиция «Дороги Рф – 2006» выполнила свои задачки. За 23 денька, стартовав на Красноватой площади, мы проехали 11 500 км по 16 регионам Рф – от Москвы до Колымы, в том числе выше 3 тыс. км – по недостроенным трассам «Амур», «Лена», «Колыма». Если о первой уже знают многие – она объявлена одним из приоритетных направлений дорожного строительства в РФ, – то о «Лене» и «Колыме» не достаточно кто слышал. А ведь это, считайте, единственный круглогодичный путь, который соединяет Якутию с остальной частью Рф (в перспективе – и Магаданскую область). Мы смогли воочию убедиться, что обе эти трассы практически в плачевном состоянии; большая часть участков, построенных в 30–40-е годы заключенными, никогда не чинили и хоть какой дождик может перевоплотить «федеральную дорогу» в непролазное болото…
Невзирая на сложные дорожные условия и грозное бездорожье, все девять автомобилей – внедорожники русской сборки – с честью дошли до финиша. Естественно, случались неисправности, но нам никогда не пришлось обращаться за технической помощью. В Москве в техцентре «За рулем» спецы обусловят, как все машины, их агрегаты и узлы перенесли путешествие, и поставят диагноз – как русские внедорожники адаптированы для русских критерий эксплуатации.
Главный вывод, к которому пришли участники экспедиции, не назовешь открытием – Рф крайне нужны новые дороги! Нельзя в ХХI веке рассчитывать на проселки, которые 70 годов назад строили заключенные! Присоединимся к тем, кто сейчас предупреждает: не построим тут обычных дорог – можем эти богатейшие регионы просто утратить…
А в Магадан мы непременно приедем – только несколько позднее. Возлагаем надежды, наша экспедиция снова завлечет внимание к транПодвесканым дилеммам этого региона и строительство тут актуально нужных для всей Рф дорог ускорится. Пока же по планам 60-километровый разрыв в районе Эльги будет ликвидирован не ранее 2010 года…
Заместо постскриптума. 20 5-ого августа участники экспедиции возвратились в Москву, да и последний денек не обошелся без приключения. Федеральная трасса «Лена» (от Якутска до Алдана) из-за дождиков была закрыта, а выехавший за границы летной полосы самолет Ил-96 больше чем на день перекрыл единственную взлетную полосу аэропорта Якутска. Стальная дорога сюда не доходит, и на два денька столица Республики Саха (с популяцией около 300 тыс. человек) была отрезана от окружающего мира. Вобщем, как и вся центральная и северная часть Якутии. Необходимы ли еще резоны в пользу строительства тут обычных дорог?
Благодарим наших партнеров по экспедиции «Дороги Рф – 2006»:
Росавтодор Минтранса РФ, Росбанк, «ЛУКОЙЛ – смазочные материалы», «Новую перевозочную компанию», компании «ВАОN», «Геолидар», радиостанции «Маяк» и «Милицейская волна», телеканал ДТВ.
Отчет о машинах – в последующем номере. Это, меж иным, действующий участок федеральной трассы «Колыма». Правда, после 2-ух недель дождиков.Ручей Незапятнанный. Тут по традиции положено напиться воды перед далекой дорогой.
А вот так в конце августа смотрелся разрыв в трассе.До того как преодолевать вброд еще одну водную преграду, нужно лично промерить глубину.Это все – уже построенные участки трассы «Колыма»! Во всяком случае, так числится на всех картах.
Тянем – потянем... А ведь вытянем! Этот участок трассы «Колыма» считается действующим круглый год.Снег на Колыме не сходит даже летом.Добро пожаловать к нашему походному столу!
И это федеральная трасса?!Хлебом-солью экспедицию «Дороги России» встречали во всех регионах.
Закат в Забайкалье.Вот так «пучит» федеральную трассу «Лена» в горячую погоду. В дождик она становится непролазной.
Ремонт в пути. Участвуют все!
Якутско-«зарулевский» дуэт на варганах.Неплох все-же байкальский омуль!Чтоб поглядеть на неслыханные в якутской глубинке машины, собирались и взрослые, и малыши.
Пожелание счастливой дороги – по старым якутским ритуалам. Только духи не всегда были благорасположенны к автомобилям экспедиции...
На трассах «Амур», «Лена» и «Колыма» мы оставили два 10-ка разорванных колес.Последняя АЗС, где есть девяносто 2-ой бензин. Далее на север – только восьмидесятый и солярка.Главный бич летом на грунтовой дороге – даже не острые камешки, а всесущая пыль.
На всем пути следования Законодательство экспедиции обеспечивали сотрудники ГИБДД, а мы обеспечивали экипажи свежайшими номерами журнальчика «За рулем».
Федеральная дорога «Колыма» начинается у якутского поселка Нижний Бестях. Наша колонна растягивается на северо-восток.Якутск. Ночь. Дождик. Отсюда наши машины отправятся на барже – ввысь по реке Елене, до наиблежайшей жд станции.