50 Тыщ НА ВАЗ-2110
50 Тыщ НА ВАЗ-2110
Тесты
50 Тыщ НА VAZ 2110
Свершилось! За год редакционная "10-ка" преодолела 50 тыщ км. Как мы и обещали читателям, они не стали для вазовской машины легкой прогулкой. Одно сложное испытание сменяло другое. Программка тестов журнальчика "За рулем" состояла из 4 шагов. Поначалу зима: двое суток на ледяной трассе в Крылатском (1997,
№ 4). Позже дачный сезон: девять дней с полной загрузкой по дорогам юга и севера Рф (1997, № 7). Очередной, так именуемый "смешанный тест" шел безпрерывно (1997, № 1; 9). В принципе это ежедневная эксплуатация круглый год, при хоть какой погоде, в городке и на шоссе. Да и тут условия несколько отличались от обыденных. VAZ 2110 целенаправленно обслуживался не часто, а исключительно в случае последней необходимости и скитался из рук в руки. В общем, работал в режиме служебной разъездной машины в маленьком автохозяйстве без ремонтной базы, хотя такая у журнальчика, конечно, есть. Кстати, 50 тыщ км - это только показания спидометра. Если же учесть условия и режим ряда шагов наших ускоренных испытаний, то, по оценкам профессионалов, пробег автомобиля адекватен 75-80 тыщам по асфальтовым дорогам общего использования. Последним ратным подвигом нашей "10-ки" стал тест "Карелия", о котором и речь пойдет.
Вадим КРЮЧКОВ,
Сергей КАНУННИКОВ
Фото Вадима Крючкова
ЗА ШАГ ДО ЦЕЛИ
Почему конкретно Карелия? Начнем издалека. В Рф большая часть автомобилей употребляется как некоторое универсальное средство передвижения на все случаи жизни. Что логично - содержать, скажем, и вездеход, и автомобиль может для себя позволить далековато не каждый. Легковушки иногда попадают в такое глухое бездорожье, куда и на внедорожнике сунуться жутко. Желают того производители автомобилей либо нет - часть потребителей обязательно будет эксплуатировать свои асфальтовые неженки, как говорится, на всю катушку. Так было и с традиционными "жигулями", и с переднеприводными "самарами". "10-ке" тоже не избежать схожей участи. Потому и мы отважились на злостное изымательство над техникой.
Где отыскать естественный полигон с бродами, грязюкой, колеями, грунтовыми и грейдерными дорогами, песком, булыжниками, камнями и щебенкой? Карелия может предоставить весь этот набор. Экспедицию снарядили конкретно туда. Ответить совершенно точно, остается ли "10-ка" на ходу во время убойного теста либо умрет, не подлежа ремонту, на фоне грозного северного ландшафта, было нельзя. На случай экстремальных ситуаций в паре с ней выслали техничку-буксир VAZ 21093. Путь предстоял не близкий, а задача-максимум смотрелась так. Автомобиль должен добраться до тестовых дорожек в районе Медвежьегорска, выполнить запланированный ездовой цикл по бездорожью и возвратиться назад своим ходом. На всю программку отводилось 10 дней. Запланированный пробег по асфальту - около 4 тыс. км, по проселкам - 500 км. До священной цели - заслуги 50 тыс. км пробега - оставался только один шаг. Но какой!!!
Трудности С ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ
До того как двинуться на штурм карельских грейдеров, с "10-кой" пришлось основательно поработать. Начали с профилактической подмены сцепления, хотя заводской набор служил исправно и не беспокоил. Но проверить, в каком он состоянии, было не излишним. Вскрытие показало, что "корзина" и выжимной подшипник изношены несильно. Повеселил и диск - фрикционные накладки наверное дотянули бы до 50 тыс. км в обыденных критериях эксплуатации. Мы же в далекой поездке решили не рисковать и заместо вазовского набора установили ввезенный компании "Лючок".
Последующим объектом приложения сил стала ходовая часть. Провели полную ее ревизию. Задние рессоры, резинометаллические шарниры, наконечники управляющих тяг, шаровые опоры, чехлы шарниров равных угловых скоростей оказались в порядке. А вот фронтальные стойки очевидно сдали, хотя следов течи амортизаторной воды мы на их не нашли. Симптомы заболевания проявлялись в том, что время от времени с правой стороны автомобиля раздавался стук, а при проезде неровностей нос "10-ки" раскачивался очень длительно. Поставили новые стойки от VAZ 2108, но не из магазина, а кропотливо собранные спецами компании ЭНГА из Энгельса. Шаг принужденный, но в этом случае неминуемый. Амортизаторам должно было достаться основательно, и в их качестве желали быть уверенными на 100 процентов. Окончили работы регулировкой схода-развала колес.
Больше всего времени отняла охлаждающая система. В преддверии сложного теста она почему-либо отказалась работать исправно. Пришлось закатать рукава и взяться за дело основательно. После длительных поисков за 350 тыс. рублей приобрели наконец новый расширительный бачок на замену треснувшему и запаянному. Как говорится, не прошло и года. Позже три раза помыли систему остывания - поначалу особым составом компании "Престон", позже водой. Под занавес залили свежайший "Тосол" и... нашли, что неисправен датчик включения вентилятора, а не считая того, стопроцентно не раскрывается термостат (это уже 2-ой - 1-ый заклинил в открытом положении). Последний, кстати, в "10-ке" уникальный и в магазины запасных частей тогда еще не поступал. Было надо как-то приспособить деталь от "восьмой" модели. Сделать это удалось, только модернизировав систему остывания. Ранее расширительный бачок "10-ки" через тройник сообщался со шлангом отопителя. Сейчас тройник заглушен, а бачок соединен с патрубком термостата, как в "восьмерках" и "девятках". В конечном итоге мы поменяли половину шлангов, установили новые хомуты, также термостат и датчик включения вентилятора остывания, обретенные в Торговом доме "За рулем".
Вообщем говоря, некие уникальные запасные части - боль в голове для хозяев VAZ 2110. Они еще пока в недостатке, а комплектующие от других вазовских машин не подходят. У нас, к примеру, был поврежден повторитель сигнала поворота. Снаружи таковой же, как у "восьмерки", но с совсем другим основанием. Чтоб привести в порядок светотехнику, пришлось к уцелевшему "десятому" основанию приклеивать рассеиватель от разобранного повторителя VAZ 2108.
Что еще делали, собираясь в путь? Подтянули ремень газораспределительного механизма, установили новые свечки, воздушный и масляный фильтры, залили в движок синтетическое масло "Вальволин Син Пауэр" вязкостью 5W/50 (в коробке остался отлично себя зарекомендовавший "Спектрол-синакс" вязкостью 75W/90). Отремонтировали звуковой сигнал и лампу подсветки салона. Не удалось возвратить к жизни в один момент угасшие тахометр, электрическую диагностическую систему на консоли и систему автоматического управления отопителем - в пути воспользовались простым краном. Наши расходы на запасные части вы отыщите в таблице. Отметим только, что некие комплектующие, обычно, не связанные с текущим ремонтом, мы не брали. Новый карбюратор с автоматической системой запуска прибыл с ВАЗа взамен старенького, который взяли на исследование после теста "Дача" (рассказ о его недостатках - в № 9 за 1997). Стойки, колесные диски, покрышки, хим препараты и кое-какую мелочь нам предоставили для испытаний фирмы-партнеры. Эти комплектующие мы, очевидно, не вносили в перечень расходов, по другому он смотрелся бы куда внушительнее.
Особенный разговор о выборе колес. Капризная осенняя погода Севера и запланированная езда по дорогам и фронтам с самым различным покрытием вдохновляли находить нечто универсальное, да еще в достаточном количестве - на острых камнях, если таковые попались бы, можно очень стремительно "уничтожить" набор резины. В итоге "10-ка" стартовала в пробег с покрышками И-391 размерностью 175/70R13, смонтированными на литые магниевые диски ОАО "Солимаг", имеющие сертификат Росстандарта.
Почему конкретно магний? Диски из этого материала довольно легкие (4,2 кг), к тому же с достаточно высочайшей теплопроводимостью и демпфирующей способностью, во много раз превосходящей дюралевые. Означает, можно уничтожить 2-ух зайцев - уменьшить нагрузки на подвеску и сделать лучше остывание тормозов. Запасной набор - 14-дюймовый: "10-ку" планируют в дальнейшем оснащать колесами этой размерности. Диски взяли сертифицированные из легкого сплава итальянской компании "Валбрем" размерностью 6Jх14, а шины - южноамериканские "Купер кобра" 185/60R14 M+S с развитым рисунком - по заморским меркам зимним, по нашим - быстрее, поближе к универсальному.
Техничку VAZ 21093 обули в резину "Барум OR-42" 175/70R13 M+S. "Запаска" и фронтальные диски - штампованные железные, экспериментальные "Солимаг" размерностью 5,5Jх13 - сзади. Их масса всего 3,5 кг. В этом случае они проходили тесты на крепкость, чтоб опровергнуть либо подтвердить расхожее мировоззрение о хрупкости литых магниевых колес.
ОНА Живая, Живая!
Как ни умопомрачительно, "10-ка" пытку карельскими проселками выдержала. Не без приреканий, естественно, но в целом полностью достойно.
1-ое, с чем пришлось столкнуться, так это с категорическим нежеланием ламп близкого света работать в экстремальных критериях. Тесты на дорогах общего использования в целях безопасности принято проводить при включенном свете фар. Так поступали и мы, но от тряски на грейдере галогенные лампочки обеих машин сгорали одна за одной. При этом ситуация осложнялась тем, что в гостиницу в Петрозаводске мы ворачивались в мгле. Носиться ночами втемную - занятие не из приятных. Припас ламп, приобретенных в Москве, мы израсходовали стремительно. Потому скоро стали завсегдатаями магазинчика, где получали галогенки Н-1 для "10-ки" и Н-4 для "девятки".
Сначала испытаний на VAZ 2110 опять закапризничал карбюратор. При этом, обыкновенно, вдалеке от цивилизации и асфальтовых дорог. Движок захлебывался, не держал холостые и работал только с педалью газа, отжатой "до пола". На маленький площадке перед лесоповалом устроили каверзному прибору вскрытие. Из поплавковой камеры выудили соринку. Отметим, что она была единственной и сходу кидалась в глаза. В целом же карбюратор оказался на удивление чист. Похоже, постороннее тело попало в него не с бензином, а во время сборки на заводе и от тряски проявило активность, закупорив главный топливный жиклер первой камеры. Больше карбюратор не беспокоил.
Внезапно много заморочек доставил отказ итальянской сигнализации "Лазерлайн". Утрата охранных функций не неудача - "10-ка" ночевала на закрытой площадке. Проблема в другом - закончили работать электрозамки, а штатные "закисли" и ключом не раскрывались. Казалось бы, чего проще - поменяй личинки и не мучайся. Так нет, на VAZ 2110 установлены похожие, но невзаимозаменяемые с "восьмыми" замки (снова уникальные Ремонт и эксплуатация)! Выход отыскали стремительно - в те редчайшие случаи, когда автомобиль было надо бросить без присмотра, запирали его, опустив кнопки дверей, а позже проникали вовнутрь через багажник.
Во время скачек по проселкам совсем сдал фиксатор блока предохранителей и стал выпадать в самые ответственные моменты. Представьте, подъезжаете вы на неплохом ходу к повороту, пытаетесь включить пониженную передачу, а нога по пути к педали сцепления упирается в откинутый блок предохранителей. Фиксатор, естественно, поправили, но для страховки загнали меж блоком и панелью устройств древесный клин. Неизящно - зато накрепко.
"10-ка" носилась по грейдерам, месила грязь, форсировала глубочайшие лужи и броды, днище ее "обрабатывала" щебенка каменистых дорог. Все шло как бы по плану. Главные узлы служили исправно. Тормозные трубки и шланги оказались отлично защищены от ударов камешков. Моторный отдел хоть и покрывался грязюкой, но систему зажигания не заливало. И все-же в один прекрасный момент волею судьбы нам пришлось заняться... скалолазанием! Такую, с позволения сказать, дорогу, может, лицезрели только участники известного "Кэмел трофи". Гладкий грейдер, обозначенный на карте как очень оживленный тракт, равномерно перебежал в разбитый проселок, а позже и в зигзагообразную тропку меж большими карельскими камнями. Ползли по лужам и влажным камням на первой передаче, соблюдая все меры предосторожности. А км за 10 до пт предназначения натолкнулись на причину наших страданий. Разобранный жд переезд преобразовал дорогу в тупик. Делать нечего - развернулись и двинулись в оборотный путь. В сумме сразили 160 км практически полного бездорожья. Обе машины выдержали испытание. Последствия проявились только на гладком асфальте. У "10-ки" застучали задние рессоры. Оказалось, просели резиновые подушки штоков. Попробовали избрать зазоры, подтянув гайками опорные шайбы, и еще раз удостоверились - подушки пора поменять. Позднее, в Москве нашли, что и в фронтальной подвеске не все хорошо. Сами стойки нагрузки выдержали, а вот их верхние опоры с подшипниками (уникальной опять-таки конструкции) дышат на ладан. К слову, старая "девятка", прошедшая весь тест в том же режиме, что и "10-ка", перенесла его вообщем без одного замечания! Ни единой поломки, подвеска цела, газонаполненные рессоры "Плаза" работают. Даже опоры стоек и подушки в полном порядке. Но вот средний расход горючего выше - 8,17 л на 100 км против 6,88 л на "сотку" у VAZ 2110.
О шинах и дисках. Окрашенные в белоснежный цвет 13-дюймовые магниевые колеса присваивают "10-ке" симпатичный внешний облик. Черной пузатенькой машине вообще-то к лицу светлые Ремонт и эксплуатация в нижней части кузова. Но главное, диски выдержали тряску на карельских дорожках-вибростендах, а шины И-391 как на асфальте, так и на гравии отлично зарекомендовали себя во всем, не считая... размерности. Тринадцатидюймовые колеса, как ни крути, - для "10-ки" одежка с чужого плеча. Отсюда и некие претензии к ее маневренности: заваливание на фронтальное внешнее колесо при прохождении поворотов, склонность к заносу, замедленные реакции на деяния рулем. Ситуация значительно поменялась, когда автомобиль переобули в 14-дюймовые итальянские диски с низкопрофильной резиной. Вот это для нее! Во всяком случае, на асфальте машина стала себя вести по-другому. Но южноамериканские шины "Купер кобра", искрометно проявившие себя на шоссе, оказались не самым наилучшим вариантом для грейдеров. Но справедливости ради отметим - полностью применимым. Эх, лицезрели бы итальянцы и америкосы, в каких критериях трудились элитарные диски с дорожной резиной. Грязь, лужи, гравий, щебенка. А в один прекрасный момент при высокоскоростном прохождении грейдера колесо получило наисильнейший удар о здоровый камень. Покрышка выдержала, а вот диск из легкого сплава погнулся. То, что литое колесо не рассыпалось, не раскололось, а конкретно погнулось - признак высочайшего свойства и соответствия нормам безопасности. Хотя подчеркнем - для данного комплекта бездорожье не те условия, для которых он предназначен.
Общее и к тому же единогласное заключение по "обувке" для VAZ 2110: автомобиль просто сотворен для 14-дюймовых колес. Считаем, что он должен поступать в продажу конкретно с ними. Вариант с 13 дюймами - не от неплохой жизни.
Экспериментальные магниевые диски, установленные на "девятке", тоже выдержали тряску на карельских дорогах. Малая масса и ажурная наружность никак не признак хрупкости колеса. Дело - в качестве его производства, а оно в этом случае оказалось на высоте.
ПОСЛЕДСТВИЯ И СЛЕДСТВИЯ
Когда "10-ка" в первый раз появилась у стенок редакции, многим с первого взора она не пришлась по вкусу. На данный момент, когда 50 тыс. км пробега остались сзади, отношение к ней поменялось. Любовь, пожалуй, так и не появилась, но уважать себя автомобиль принудил. И к наружности машины привыкли, и в ее способности поверили. А поломки - то заболевания роста. Вспомним главные неисправности за четыре шага испытаний. В их, обычно, виноваты уникальные "десятые" комплектующие. Расширительный бачок, термостат, опоры стоек, дверные замки, электрическая диагностическая система, генератор, стартер, система автоматического управления отопителем, фиксатор блока предохранителей, стеклоочистители, композиция устройств и т.д. "Восьмые" узлы и агрегаты, кроме карбюратора с автоматической системой запуска, работали исправно. Но вспомним: когда-то и переднеприводные "самары" грешили ненадежностью уникальных девайсов. На данный момент об этом уже запамятовали. В какой-то момент так произойдет и с "10-кой". Хотя, естественно, пуск в создание сырого автомобиля не декорирует производителя. Сделав скидку на то, что редакционная "10-ка" из первой опытно-промышленной партии, все таки отметим - часть ее недочетов перешла и на товарные машины.
Непременно, по сопоставлению с моделями "восьмого" семейства VAZ 2110 заполучил другие потребительские свойства. Пока на конвейере нет "10-ки" с 16-клапанным движком, вентилируемыми тормозами и иными созданными для нее современными узлами, но даже без этого автомобиль стал более комфортным, емким, наименее резким в управлении, повысилась его топливная экономичность. Способность VAZ 2110 противостоять невзгодам наших дорог в общем-то хорошая. Но нужно выделить, что его стихия все таки асфальт. Проселки, грейдеры и даже бездорожье в умеренных дозах он выдержит. Правда, чуток ужаснее "восьмерок" и "девяток".
Пора, наверняка, вынести наш вердикт. В сегодняшней комплектации "10-ка" - хороший в целом автомобиль с нераскрытым стопроцентно потенциалом. Будем возлагать - конкретные трудности не помешают ВАЗу расширить палитру модификаций, ввести запланированные новинки, повысить качество. Тогда, возможно, пропадет разрыв меж загаданным и исполненным, а клиент получит надежный и довольно современный автомобиль.
P. S. На данный момент автомобиль проходит дефектовку, с плодами которой мы познакомим читателей в ближнем номере журнальчика.
Старая техничка-"девятка" трудилась вровень с "10-кой" и пытку северными дорогами выдержала.
Естественный пьедестал - камешки на берегу Сегозера.
Грунтовая дорога, северный пейзаж, две редакционные машины. И так каждый денек.
Покорители Севера (слева вправо): VAZ 2110, редактор Сергей Канунников, водитель-испытатель Альберт Наполов, эксперт Юрий Растений. За кадром - командор пробега Вадим Крючков.
Элитарные 14-дюймовые диски с низкопрофильными шинами изменили не только лишь внешний вид, да и ходовые свойства автомобиля.
Художественное плавание. Исполнители: VAZ 2110 и мастер Подвескаа Альберт Наполов.
Водопад Кивач.
Представители местной фауны, лицезрев новинку ВАЗа, практически остолбенели.
Этапы и числа
Тест "Зима"
Общий пробег, км 2131
Из их:
лед, укатанный снег, км 1710
снежный проселок, км 421
Средняя скорость, км/ч 44,39
Расходы на запасные части, руб.:
масло моторное 140 000
масло трансмиссионное 140 000
фильтр воздушный 20 000
фильтр масляный 20 000
фильтр узкой чистки горючего 5000
щетки стеклоочистителя 100 000
стартер 470 000
Итого, руб. 895 000
Смешанный тест
Общий пробег, км 37 766
Из их:
загородные шоссе, км 7403
городские дороги, км 29 363
Расходы на запасные части, руб.:
гайки ступиц 12 000
регулировка схода-развала 185 000
ручки стеклоподъемников 40 000
датчики включения вентилятора 50 000
подушки задних амортизаторов 20 000
"Тосол" 140 000
противокоррозионное покрытие 937 000
сигнализация 2 465 000
Итого, руб. 3 849 000
Тест "Дача"
Общий пробег, км 5322
Из их:
загородные шоссе, км 4924
городские дороги, км 330
проселки, км 68
Средний расход горючего за пробег, л/100 км 7,44
Средняя скорость по шоссе, км/ч 68,9
Тест "Дача" (продолжение)
Расход горючего на шоссе (мерный участок)
при средней скорости 120 км/ч, л/100 км 7,2
Нагрузка автомобиля, кг 400
Расходы на запасные части, руб.:
генератор 1 400 000
диск колеса 100 000
щетки стеклоочистителей 150 000
фильтр воздушный 20 000
фильтр масляный 20 000
масло моторное 140 000
прикуриватель 20 000
тормозные колодки 70 000
термостат 60 000
Итого, руб. 1 980 000
Тест "Карелия"
Общий пробег, км 4781
Из их:
шоссе, городские дороги, км 4267
проселки, км 514
Средний расход горючего
за пробег, л/100 км 6,88
Расходы на запасные части, руб.:
фильтр воздушный 18 000
фильтр масляный 52 000
масло моторное 197 200
термостат 140 000
сцепление 512 000
"Тосол" 170 000
бачок расширительный 350 000
датчик
включения вентилятора 25 000
лампа подвески салона 40 000
повторители
сигнала поворота 16 000
свечки 20 000
лампы близкого света 72 000
шланги системы
остывания, хомуты 102 000
регулировка схода-развала колес 185 000
шиномонтаж 150 000
Итого, руб. 2 052 200
Общие расходы
на запасные части и сервис без учета работ,
выполненных в лабораторно-техническом центре
"За рулем", руб. 8 776 200














Тесты
50 Тыщ НА VAZ 2110
Свершилось! За год редакционная "10-ка" преодолела 50 тыщ км. Как мы и обещали читателям, они не стали для вазовской машины легкой прогулкой. Одно сложное испытание сменяло другое. Программка тестов журнальчика "За рулем" состояла из 4 шагов. Поначалу зима: двое суток на ледяной трассе в Крылатском (1997,
№ 4). Позже дачный сезон: девять дней с полной загрузкой по дорогам юга и севера Рф (1997, № 7). Очередной, так именуемый "смешанный тест" шел безпрерывно (1997, № 1; 9). В принципе это ежедневная эксплуатация круглый год, при хоть какой погоде, в городке и на шоссе. Да и тут условия несколько отличались от обыденных. VAZ 2110 целенаправленно обслуживался не часто, а исключительно в случае последней необходимости и скитался из рук в руки. В общем, работал в режиме служебной разъездной машины в маленьком автохозяйстве без ремонтной базы, хотя такая у журнальчика, конечно, есть. Кстати, 50 тыщ км - это только показания спидометра. Если же учесть условия и режим ряда шагов наших ускоренных испытаний, то, по оценкам профессионалов, пробег автомобиля адекватен 75-80 тыщам по асфальтовым дорогам общего использования. Последним ратным подвигом нашей "10-ки" стал тест "Карелия", о котором и речь пойдет.
Вадим КРЮЧКОВ,
Сергей КАНУННИКОВ
Фото Вадима Крючкова
ЗА ШАГ ДО ЦЕЛИ
Почему конкретно Карелия? Начнем издалека. В Рф большая часть автомобилей употребляется как некоторое универсальное средство передвижения на все случаи жизни. Что логично - содержать, скажем, и вездеход, и автомобиль может для себя позволить далековато не каждый. Легковушки иногда попадают в такое глухое бездорожье, куда и на внедорожнике сунуться жутко. Желают того производители автомобилей либо нет - часть потребителей обязательно будет эксплуатировать свои асфальтовые неженки, как говорится, на всю катушку. Так было и с традиционными "жигулями", и с переднеприводными "самарами". "10-ке" тоже не избежать схожей участи. Потому и мы отважились на злостное изымательство над техникой.
Где отыскать естественный полигон с бродами, грязюкой, колеями, грунтовыми и грейдерными дорогами, песком, булыжниками, камнями и щебенкой? Карелия может предоставить весь этот набор. Экспедицию снарядили конкретно туда. Ответить совершенно точно, остается ли "10-ка" на ходу во время убойного теста либо умрет, не подлежа ремонту, на фоне грозного северного ландшафта, было нельзя. На случай экстремальных ситуаций в паре с ней выслали техничку-буксир VAZ 21093. Путь предстоял не близкий, а задача-максимум смотрелась так. Автомобиль должен добраться до тестовых дорожек в районе Медвежьегорска, выполнить запланированный ездовой цикл по бездорожью и возвратиться назад своим ходом. На всю программку отводилось 10 дней. Запланированный пробег по асфальту - около 4 тыс. км, по проселкам - 500 км. До священной цели - заслуги 50 тыс. км пробега - оставался только один шаг. Но какой!!!
Трудности С ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ
До того как двинуться на штурм карельских грейдеров, с "10-кой" пришлось основательно поработать. Начали с профилактической подмены сцепления, хотя заводской набор служил исправно и не беспокоил. Но проверить, в каком он состоянии, было не излишним. Вскрытие показало, что "корзина" и выжимной подшипник изношены несильно. Повеселил и диск - фрикционные накладки наверное дотянули бы до 50 тыс. км в обыденных критериях эксплуатации. Мы же в далекой поездке решили не рисковать и заместо вазовского набора установили ввезенный компании "Лючок".
Последующим объектом приложения сил стала ходовая часть. Провели полную ее ревизию. Задние рессоры, резинометаллические шарниры, наконечники управляющих тяг, шаровые опоры, чехлы шарниров равных угловых скоростей оказались в порядке. А вот фронтальные стойки очевидно сдали, хотя следов течи амортизаторной воды мы на их не нашли. Симптомы заболевания проявлялись в том, что время от времени с правой стороны автомобиля раздавался стук, а при проезде неровностей нос "10-ки" раскачивался очень длительно. Поставили новые стойки от VAZ 2108, но не из магазина, а кропотливо собранные спецами компании ЭНГА из Энгельса. Шаг принужденный, но в этом случае неминуемый. Амортизаторам должно было достаться основательно, и в их качестве желали быть уверенными на 100 процентов. Окончили работы регулировкой схода-развала колес.
Больше всего времени отняла охлаждающая система. В преддверии сложного теста она почему-либо отказалась работать исправно. Пришлось закатать рукава и взяться за дело основательно. После длительных поисков за 350 тыс. рублей приобрели наконец новый расширительный бачок на замену треснувшему и запаянному. Как говорится, не прошло и года. Позже три раза помыли систему остывания - поначалу особым составом компании "Престон", позже водой. Под занавес залили свежайший "Тосол" и... нашли, что неисправен датчик включения вентилятора, а не считая того, стопроцентно не раскрывается термостат (это уже 2-ой - 1-ый заклинил в открытом положении). Последний, кстати, в "10-ке" уникальный и в магазины запасных частей тогда еще не поступал. Было надо как-то приспособить деталь от "восьмой" модели. Сделать это удалось, только модернизировав систему остывания. Ранее расширительный бачок "10-ки" через тройник сообщался со шлангом отопителя. Сейчас тройник заглушен, а бачок соединен с патрубком термостата, как в "восьмерках" и "девятках". В конечном итоге мы поменяли половину шлангов, установили новые хомуты, также термостат и датчик включения вентилятора остывания, обретенные в Торговом доме "За рулем".
Вообщем говоря, некие уникальные запасные части - боль в голове для хозяев VAZ 2110. Они еще пока в недостатке, а комплектующие от других вазовских машин не подходят. У нас, к примеру, был поврежден повторитель сигнала поворота. Снаружи таковой же, как у "восьмерки", но с совсем другим основанием. Чтоб привести в порядок светотехнику, пришлось к уцелевшему "десятому" основанию приклеивать рассеиватель от разобранного повторителя VAZ 2108.
Что еще делали, собираясь в путь? Подтянули ремень газораспределительного механизма, установили новые свечки, воздушный и масляный фильтры, залили в движок синтетическое масло "Вальволин Син Пауэр" вязкостью 5W/50 (в коробке остался отлично себя зарекомендовавший "Спектрол-синакс" вязкостью 75W/90). Отремонтировали звуковой сигнал и лампу подсветки салона. Не удалось возвратить к жизни в один момент угасшие тахометр, электрическую диагностическую систему на консоли и систему автоматического управления отопителем - в пути воспользовались простым краном. Наши расходы на запасные части вы отыщите в таблице. Отметим только, что некие комплектующие, обычно, не связанные с текущим ремонтом, мы не брали. Новый карбюратор с автоматической системой запуска прибыл с ВАЗа взамен старенького, который взяли на исследование после теста "Дача" (рассказ о его недостатках - в № 9 за 1997). Стойки, колесные диски, покрышки, хим препараты и кое-какую мелочь нам предоставили для испытаний фирмы-партнеры. Эти комплектующие мы, очевидно, не вносили в перечень расходов, по другому он смотрелся бы куда внушительнее.
Особенный разговор о выборе колес. Капризная осенняя погода Севера и запланированная езда по дорогам и фронтам с самым различным покрытием вдохновляли находить нечто универсальное, да еще в достаточном количестве - на острых камнях, если таковые попались бы, можно очень стремительно "уничтожить" набор резины. В итоге "10-ка" стартовала в пробег с покрышками И-391 размерностью 175/70R13, смонтированными на литые магниевые диски ОАО "Солимаг", имеющие сертификат Росстандарта.
Почему конкретно магний? Диски из этого материала довольно легкие (4,2 кг), к тому же с достаточно высочайшей теплопроводимостью и демпфирующей способностью, во много раз превосходящей дюралевые. Означает, можно уничтожить 2-ух зайцев - уменьшить нагрузки на подвеску и сделать лучше остывание тормозов. Запасной набор - 14-дюймовый: "10-ку" планируют в дальнейшем оснащать колесами этой размерности. Диски взяли сертифицированные из легкого сплава итальянской компании "Валбрем" размерностью 6Jх14, а шины - южноамериканские "Купер кобра" 185/60R14 M+S с развитым рисунком - по заморским меркам зимним, по нашим - быстрее, поближе к универсальному.
Техничку VAZ 21093 обули в резину "Барум OR-42" 175/70R13 M+S. "Запаска" и фронтальные диски - штампованные железные, экспериментальные "Солимаг" размерностью 5,5Jх13 - сзади. Их масса всего 3,5 кг. В этом случае они проходили тесты на крепкость, чтоб опровергнуть либо подтвердить расхожее мировоззрение о хрупкости литых магниевых колес.
ОНА Живая, Живая!
Как ни умопомрачительно, "10-ка" пытку карельскими проселками выдержала. Не без приреканий, естественно, но в целом полностью достойно.
1-ое, с чем пришлось столкнуться, так это с категорическим нежеланием ламп близкого света работать в экстремальных критериях. Тесты на дорогах общего использования в целях безопасности принято проводить при включенном свете фар. Так поступали и мы, но от тряски на грейдере галогенные лампочки обеих машин сгорали одна за одной. При этом ситуация осложнялась тем, что в гостиницу в Петрозаводске мы ворачивались в мгле. Носиться ночами втемную - занятие не из приятных. Припас ламп, приобретенных в Москве, мы израсходовали стремительно. Потому скоро стали завсегдатаями магазинчика, где получали галогенки Н-1 для "10-ки" и Н-4 для "девятки".
Сначала испытаний на VAZ 2110 опять закапризничал карбюратор. При этом, обыкновенно, вдалеке от цивилизации и асфальтовых дорог. Движок захлебывался, не держал холостые и работал только с педалью газа, отжатой "до пола". На маленький площадке перед лесоповалом устроили каверзному прибору вскрытие. Из поплавковой камеры выудили соринку. Отметим, что она была единственной и сходу кидалась в глаза. В целом же карбюратор оказался на удивление чист. Похоже, постороннее тело попало в него не с бензином, а во время сборки на заводе и от тряски проявило активность, закупорив главный топливный жиклер первой камеры. Больше карбюратор не беспокоил.
Внезапно много заморочек доставил отказ итальянской сигнализации "Лазерлайн". Утрата охранных функций не неудача - "10-ка" ночевала на закрытой площадке. Проблема в другом - закончили работать электрозамки, а штатные "закисли" и ключом не раскрывались. Казалось бы, чего проще - поменяй личинки и не мучайся. Так нет, на VAZ 2110 установлены похожие, но невзаимозаменяемые с "восьмыми" замки (снова уникальные Ремонт и эксплуатация)! Выход отыскали стремительно - в те редчайшие случаи, когда автомобиль было надо бросить без присмотра, запирали его, опустив кнопки дверей, а позже проникали вовнутрь через багажник.
Во время скачек по проселкам совсем сдал фиксатор блока предохранителей и стал выпадать в самые ответственные моменты. Представьте, подъезжаете вы на неплохом ходу к повороту, пытаетесь включить пониженную передачу, а нога по пути к педали сцепления упирается в откинутый блок предохранителей. Фиксатор, естественно, поправили, но для страховки загнали меж блоком и панелью устройств древесный клин. Неизящно - зато накрепко.
"10-ка" носилась по грейдерам, месила грязь, форсировала глубочайшие лужи и броды, днище ее "обрабатывала" щебенка каменистых дорог. Все шло как бы по плану. Главные узлы служили исправно. Тормозные трубки и шланги оказались отлично защищены от ударов камешков. Моторный отдел хоть и покрывался грязюкой, но систему зажигания не заливало. И все-же в один прекрасный момент волею судьбы нам пришлось заняться... скалолазанием! Такую, с позволения сказать, дорогу, может, лицезрели только участники известного "Кэмел трофи". Гладкий грейдер, обозначенный на карте как очень оживленный тракт, равномерно перебежал в разбитый проселок, а позже и в зигзагообразную тропку меж большими карельскими камнями. Ползли по лужам и влажным камням на первой передаче, соблюдая все меры предосторожности. А км за 10 до пт предназначения натолкнулись на причину наших страданий. Разобранный жд переезд преобразовал дорогу в тупик. Делать нечего - развернулись и двинулись в оборотный путь. В сумме сразили 160 км практически полного бездорожья. Обе машины выдержали испытание. Последствия проявились только на гладком асфальте. У "10-ки" застучали задние рессоры. Оказалось, просели резиновые подушки штоков. Попробовали избрать зазоры, подтянув гайками опорные шайбы, и еще раз удостоверились - подушки пора поменять. Позднее, в Москве нашли, что и в фронтальной подвеске не все хорошо. Сами стойки нагрузки выдержали, а вот их верхние опоры с подшипниками (уникальной опять-таки конструкции) дышат на ладан. К слову, старая "девятка", прошедшая весь тест в том же режиме, что и "10-ка", перенесла его вообщем без одного замечания! Ни единой поломки, подвеска цела, газонаполненные рессоры "Плаза" работают. Даже опоры стоек и подушки в полном порядке. Но вот средний расход горючего выше - 8,17 л на 100 км против 6,88 л на "сотку" у VAZ 2110.
О шинах и дисках. Окрашенные в белоснежный цвет 13-дюймовые магниевые колеса присваивают "10-ке" симпатичный внешний облик. Черной пузатенькой машине вообще-то к лицу светлые Ремонт и эксплуатация в нижней части кузова. Но главное, диски выдержали тряску на карельских дорожках-вибростендах, а шины И-391 как на асфальте, так и на гравии отлично зарекомендовали себя во всем, не считая... размерности. Тринадцатидюймовые колеса, как ни крути, - для "10-ки" одежка с чужого плеча. Отсюда и некие претензии к ее маневренности: заваливание на фронтальное внешнее колесо при прохождении поворотов, склонность к заносу, замедленные реакции на деяния рулем. Ситуация значительно поменялась, когда автомобиль переобули в 14-дюймовые итальянские диски с низкопрофильной резиной. Вот это для нее! Во всяком случае, на асфальте машина стала себя вести по-другому. Но южноамериканские шины "Купер кобра", искрометно проявившие себя на шоссе, оказались не самым наилучшим вариантом для грейдеров. Но справедливости ради отметим - полностью применимым. Эх, лицезрели бы итальянцы и америкосы, в каких критериях трудились элитарные диски с дорожной резиной. Грязь, лужи, гравий, щебенка. А в один прекрасный момент при высокоскоростном прохождении грейдера колесо получило наисильнейший удар о здоровый камень. Покрышка выдержала, а вот диск из легкого сплава погнулся. То, что литое колесо не рассыпалось, не раскололось, а конкретно погнулось - признак высочайшего свойства и соответствия нормам безопасности. Хотя подчеркнем - для данного комплекта бездорожье не те условия, для которых он предназначен.
Общее и к тому же единогласное заключение по "обувке" для VAZ 2110: автомобиль просто сотворен для 14-дюймовых колес. Считаем, что он должен поступать в продажу конкретно с ними. Вариант с 13 дюймами - не от неплохой жизни.
Экспериментальные магниевые диски, установленные на "девятке", тоже выдержали тряску на карельских дорогах. Малая масса и ажурная наружность никак не признак хрупкости колеса. Дело - в качестве его производства, а оно в этом случае оказалось на высоте.
ПОСЛЕДСТВИЯ И СЛЕДСТВИЯ
Когда "10-ка" в первый раз появилась у стенок редакции, многим с первого взора она не пришлась по вкусу. На данный момент, когда 50 тыс. км пробега остались сзади, отношение к ней поменялось. Любовь, пожалуй, так и не появилась, но уважать себя автомобиль принудил. И к наружности машины привыкли, и в ее способности поверили. А поломки - то заболевания роста. Вспомним главные неисправности за четыре шага испытаний. В их, обычно, виноваты уникальные "десятые" комплектующие. Расширительный бачок, термостат, опоры стоек, дверные замки, электрическая диагностическая система, генератор, стартер, система автоматического управления отопителем, фиксатор блока предохранителей, стеклоочистители, композиция устройств и т.д. "Восьмые" узлы и агрегаты, кроме карбюратора с автоматической системой запуска, работали исправно. Но вспомним: когда-то и переднеприводные "самары" грешили ненадежностью уникальных девайсов. На данный момент об этом уже запамятовали. В какой-то момент так произойдет и с "10-кой". Хотя, естественно, пуск в создание сырого автомобиля не декорирует производителя. Сделав скидку на то, что редакционная "10-ка" из первой опытно-промышленной партии, все таки отметим - часть ее недочетов перешла и на товарные машины.
Непременно, по сопоставлению с моделями "восьмого" семейства VAZ 2110 заполучил другие потребительские свойства. Пока на конвейере нет "10-ки" с 16-клапанным движком, вентилируемыми тормозами и иными созданными для нее современными узлами, но даже без этого автомобиль стал более комфортным, емким, наименее резким в управлении, повысилась его топливная экономичность. Способность VAZ 2110 противостоять невзгодам наших дорог в общем-то хорошая. Но нужно выделить, что его стихия все таки асфальт. Проселки, грейдеры и даже бездорожье в умеренных дозах он выдержит. Правда, чуток ужаснее "восьмерок" и "девяток".
Пора, наверняка, вынести наш вердикт. В сегодняшней комплектации "10-ка" - хороший в целом автомобиль с нераскрытым стопроцентно потенциалом. Будем возлагать - конкретные трудности не помешают ВАЗу расширить палитру модификаций, ввести запланированные новинки, повысить качество. Тогда, возможно, пропадет разрыв меж загаданным и исполненным, а клиент получит надежный и довольно современный автомобиль.
P. S. На данный момент автомобиль проходит дефектовку, с плодами которой мы познакомим читателей в ближнем номере журнальчика.
Старая техничка-"девятка" трудилась вровень с "10-кой" и пытку северными дорогами выдержала.
Естественный пьедестал - камешки на берегу Сегозера.
Грунтовая дорога, северный пейзаж, две редакционные машины. И так каждый денек.
Покорители Севера (слева вправо): VAZ 2110, редактор Сергей Канунников, водитель-испытатель Альберт Наполов, эксперт Юрий Растений. За кадром - командор пробега Вадим Крючков.
Элитарные 14-дюймовые диски с низкопрофильными шинами изменили не только лишь внешний вид, да и ходовые свойства автомобиля.
Художественное плавание. Исполнители: VAZ 2110 и мастер Подвескаа Альберт Наполов.
Водопад Кивач.
Представители местной фауны, лицезрев новинку ВАЗа, практически остолбенели.
Этапы и числа
Тест "Зима"
Общий пробег, км 2131
Из их:
лед, укатанный снег, км 1710
снежный проселок, км 421
Средняя скорость, км/ч 44,39
Расходы на запасные части, руб.:
масло моторное 140 000
масло трансмиссионное 140 000
фильтр воздушный 20 000
фильтр масляный 20 000
фильтр узкой чистки горючего 5000
щетки стеклоочистителя 100 000
стартер 470 000
Итого, руб. 895 000
Смешанный тест
Общий пробег, км 37 766
Из их:
загородные шоссе, км 7403
городские дороги, км 29 363
Расходы на запасные части, руб.:
гайки ступиц 12 000
регулировка схода-развала 185 000
ручки стеклоподъемников 40 000
датчики включения вентилятора 50 000
подушки задних амортизаторов 20 000
"Тосол" 140 000
противокоррозионное покрытие 937 000
сигнализация 2 465 000
Итого, руб. 3 849 000
Тест "Дача"
Общий пробег, км 5322
Из их:
загородные шоссе, км 4924
городские дороги, км 330
проселки, км 68
Средний расход горючего за пробег, л/100 км 7,44
Средняя скорость по шоссе, км/ч 68,9
Тест "Дача" (продолжение)
Расход горючего на шоссе (мерный участок)
при средней скорости 120 км/ч, л/100 км 7,2
Нагрузка автомобиля, кг 400
Расходы на запасные части, руб.:
генератор 1 400 000
диск колеса 100 000
щетки стеклоочистителей 150 000
фильтр воздушный 20 000
фильтр масляный 20 000
масло моторное 140 000
прикуриватель 20 000
тормозные колодки 70 000
термостат 60 000
Итого, руб. 1 980 000
Тест "Карелия"
Общий пробег, км 4781
Из их:
шоссе, городские дороги, км 4267
проселки, км 514
Средний расход горючего
за пробег, л/100 км 6,88
Расходы на запасные части, руб.:
фильтр воздушный 18 000
фильтр масляный 52 000
масло моторное 197 200
термостат 140 000
сцепление 512 000
"Тосол" 170 000
бачок расширительный 350 000
датчик
включения вентилятора 25 000
лампа подвески салона 40 000
повторители
сигнала поворота 16 000
свечки 20 000
лампы близкого света 72 000
шланги системы
остывания, хомуты 102 000
регулировка схода-развала колес 185 000
шиномонтаж 150 000
Итого, руб. 2 052 200
Общие расходы
на запасные части и сервис без учета работ,
выполненных в лабораторно-техническом центре
"За рулем", руб. 8 776 200













