ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ДЛЯ САМАРЫ
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ДЛЯ "САМАРЫ"
ЭКСПЕРТИЗА
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ДЛЯ "САМАРЫ"
Наверняка, каждый автомобилист имеет собственное мировоззрение о том, какие запчасти либо комплектующие брать для собственного любимчика автомобиля. Нередко мировоззрение это формируется сложным, дорогим и небезопасным способом проб и ошибок. Материалы рубрики "Экспертиза", показавшейся в этом году в "За рулем", как мы полагаем, посодействуют вам избежать неких ошибок и их последствий. Сейчас пойдет речь о высоковольтных проводах.
Александр БУДКИН
Для проведения экспертизы были куплены 6 комплектов высоковольтных проводов "на девятку", обхватывающих весь спектр цен. Самыми дешевенькими, как и следовало ждать, оказались старенькые, отлично известные автовладельцам провода голубого цвета российского производства (фото 1) с "роскошным" заглавием ПВППВ-40. Их мы заполучили в магазине за 30 тыс. руб. Самой дорогой покупкой, и это тоже не стало для нас неожиданностью, были высоковольтные Bosch (фото 2). За их мы дали 140 тыщ. Все другие провода расположились в этом интервале цен достаточно близко друг к другу: нашумевшие "Цезарь" белоснежного цвета, сделанные специально для Рф - 65 тыщ (рис. 3), южноамериканские Web Wire R-200 - 69 тыщ (фото 4), Champion - 70 тыщ (фото 5) и английские Jan More - 80 тыс. руб. (фото 6). При наличии свободного времени все это можно было бы отыскать и подешевле. Свойства проводов приведены в табл. 1.
Всем комплектам предстояло пройти комплекс испытаний в лаборатории систем зажигания и сигнализаций НИИ автоэлектроники, где подобные опыты проводили еще во времена СССР, так что опыта в данном деле накопили довольно.
До того как обращаться к результатам испытаний, остановимся на короткий срок на том, какими должны быть провода, исходя из имеющихся эталонов. Сопоставление русского эталона ТУ 16-К81.02-91 и интернационального ISO 6856-90 выявляет некие отличия. К примеру, интернациональный эталон предъявляет более жесткие требования к работе проводов при высочайшей температуре: 180°С против наших 110°С, но он не настолько привередлив к работе при низких температурах. К прохладной зиме, судя по российским эталонам, мы готовимся лучше: наши провода должны исправно работать при минус 40°С в умеренном климате и при минус 60°С в прохладном. Есть и очередной повод порадоваться за нас, возлюбленных: только наши русские провода должны быть стойки к воздействию "плесневых грибов" (конкретно так записано в эталоне). И все таки праздновать победу еще рано, ведь эталон клеветает только нижний уровень требований, а кто из производителей далее уйдет от него - это еще вопрос.
Требования общего эталона клеветают далековато не все свойства проводов, и куда важнее, чтоб высоковольтные провода не просто были "высококачественными", да и оказались впору каждому определенному автомобилю. Для этого они должны подходить по длине, иметь полностью определенное электронное сопротивление и создавать меньшие помехи радиоприему.
Понятно, что завезенные из других стран высоковольтные провода по сопоставлению с нашими имеют большее значение распределенного по длине провода электронного сопротивления. Для чего? Чтоб создавать меньше помех радиоприему. Но мы знаем: бесплатный сыр - исключительно в мышеловке, и чтоб не вышло как в пользующейся популярностью сейчас сказке - "желали как лучше, а вышло как обычно", решили, кроме остального, в особенности кропотливо проверить, как воздействует "избыточное" сопротивление в проводах на выходные свойства электронного разряда.
Свойства разряда измерялись в 2-ух разных комплексах испытаний: 1-ый из их соответствует ГОСТ 28827-90 и проводится только с одним центральным проводом. 2-ой соответствует отраслевому эталону ОСТ 37.003.073-85. В данном случае проверялись цепочки "центральный провод - самый длиннющий провод", соединенные меж собой, как и положено, через "крышку распределителя". В первом случае требовалось получить продолжительность разряда более 1,6 мс и ток разряда более 75 мА - конкретно таково требование ВАЗа к высоковольтным проводам. Во 2-м случае - чем больше получим, тем лучше. Результаты испытаний приведены в табл. 2.
А сейчас маленький комментарий к приобретенным результатам. Все типы проводов, не считая Web Wire R-200, имеют характеристики искрового разряда надлежащие требованиям ТУ (технических критерий), согласованных с ВАЗом. Главный недочет американских Web Wire R-200 - ошибка в комплектации набора проводов, по другому это не назовешь. Заместо обыкновенной длины 270-300 мм центральный провод тут длиной 510 мм. Таковой провод обычно используется при установке бесконтактной системы зажигания на "жигулевскую" классику, но на "Самаре" этот "шнурок" не нужен. Из-за лишней длины провод имеет "рекордное" значение электронного сопротивления, а это очень очень портит свойства высоковольтного разряда. Но это никак не означает, что движок вообщем не сумеет работать. Просто в более томных случаях, к примеру на "убитом" моторе с "переливающим" карбюратором, ухудшатся свойства сгорания, усложнится запуск мотора, почаще будут появляться пропуски воспламенения.
Основная неувязка проводов Bosch - это снова же завышенное сопротивление (см. табл. 1). В том, что у этих проводов очень отменная помехозащищенность, мы не сомневались, но, как досадно бы это не звучало, продолжительность разряда оказалась достаточно низкой.
Все таки гласить, что Champion лучше, чем Bosch, либо напротив, в этом случае нельзя. Можно только констатировать, что одни из проводов лучше подходят для "Самары", чем другие, ну и то с обмолвкой. Если вам важнее всего качество звучания музыки в машине, то, может быть, конкретно Bosch окажется предпочтительней, при всем этом какого-нибудь "ухудшения" работы мотора вы, вероятнее всего, не почувствуете. Если же ваша машина издавна просит капремонта, компрессия - ужаснее некуда, карбюратор не отрегулирован, а вам нужно завести движок в свирепый мороз, то ничего лучше российских проводов для этих целей придумать нереально.
Вместе с измерениями черт разряда проводились климатические испытания. Наихудшие свойства тут проявили теплолюбивые америкосы Web Wire R-200 и... наши ПВППВ-40. Оба комплекта при минус 40°С "дубеют", хотя функции свои продолжают делать: в исследованном спектре температур - от минус 40 до плюс 85°С - активное сопротивление всех проводов изменялось менее чем на 13%, что фактически не оказывает влияние на разрядные процессы системы зажигания. Помехозащищенность проводов экспериментально не определялась - подобные испытания очень сложны. Но вообщем запамятовать об этом было бы нечестно, ведь конкретно в этом наши провода приметно уступают ввезенным. Этим разъясняется, что в российских системах зажигания устанавливают дополнительные резисторы для угнетения помех. Напряжение пробоя также не измерялось, но по другой причине: системе зажигания VAZ 2109 на пробой "не хватит сил".
Наверное посреди читателей есть Различное, которые скептически относятся к российскей продукции, и то, что наши ПВППВ-40 получили высочайшие оценки, они назовут предвзятостью, вспомнив, что наши провода могут в случае чего и током ударить, и показать, что такое "северное сияние". Видимо, стоит разъяснить, отчего это происходит. Дело тут не в нехороший изоляции, а, быстрее, в худшем сочленении контактов на изношенных российских проводах. Даже у наших новых усилие расчленения контактов 6 кгс, против 7 кгс у привезенных из других стран проводов, не говоря уже о том, что наконечники последних имеют пукли (выдавленную круглую неровность), а российские могут похвастать только отогнутыми лепестками. С течением времени "лепестковое" соединение перестает накрепко "держать" контакты, и часть электронного разряда, в особенности в сырую погоду, уходит не туда куда нужно. Свою роль играет и то, что наши провода более склонны к растрескиванию изоляции. Но, отмечая все эти минусы, мы не должны забывать, что российская продукция в этом случае вправду позволяет получить наилучшие свойства высоковольтного разряда и при всем этом оказывается в 2-5 раз дешевле.
Редакция благодарит отдел аппаратов зажигания и систем тревожной сигнализации НИИ автоэлектроники за помощь в подготовке материала.