ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПОЛУПРОВОДНИКИ
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ "ПОЛУПРОВОДНИКИ"
РЫНОК
Экспертиза
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ "ПОЛУПРОВОДНИКИ"
Провода высочайшего напряжения разделяются
на обыденные и особые - так написано в учебнике.
Миша КОЛОДОЧКИН
Автоэлектрики употребляют иную терминологию - провода бывают обычные и нехорошие. На "Волге" с "406-м" движком нехороший провод может натворить столько дел, что Хичкок позавидует. Свечки здесь установлены в особых "колодцах" - меж 2-мя распределительными валами. Потому "волжский" провод состоит из 2-ух частей - фактически провода и наконечника. Сначала 90-х эти наконечники были фарфоровые. Чуток что - кусок фарфора падает на дно "колодца", откуда в какой-то момент попадет в цилиндр. Далее можно не разъяснять.
Сейчас используют наконечники из пластмассы (фото 1). Снутри установлено сопротивление для понижения радиопомех. Монтировать их стало удобнее, а вот изоляция приметно уступает фарфору и нередко "пробивается на корпус". В конечном итоге высоковольтные разряды бегут не туда, куда нам хотелось бы, а туда, где короче путь к "массе". На это их провоцируют и страшненькие провода, которые страшатся воды и трещат на морозе. Про наконечники эры индустриализации гласить не охото.
Первой мучается катушка зажигания. В наилучшем случае просто нарушается контакт в ее высоковольтном гнезде, а в худшем - появляется "пробой" на первичную обмотку - тогда прощай, блок управления. Логично, что в автосервисе торопятся при первой способности поменять штатные провода на обычные - "полупроводникам" тут не место. Только вот на какие?
Для испытаний удалось приобрести 6 комплектов проводов. Механические характеристики проводов оценим по величине усилия, нужного для разъединения с выводом катушки зажигания, - оно должно составлять от 20 до 70 Н, также по усилию отрыва контакта от провода, которое должно быть более 62 Н. Потом проводам придется попутешествовать из холодильника в печку и назад - поначалу их ожидают три часа при минус 40°С, потом три часа при плюс 100° - и так трижды. Электронные характеристики проверим на трехэлектродном разряднике при частотах искрообразования 25 и 150 Гц. "Водные процедуры" займут четыре суток при +40°С и влажности 95%. Не считая того, искупаем провода в бензине и минеральном масле. В общем - полный Диснейленд.
Результаты испытаний приведены ниже. Интересно, что все провода ухитрились лихо выдержать воздействие температурных нагрузок, не испугались ни масла, ни бензина, также уверенно обеспечили передачу импульсов высочайшего напряжения и перенесли вибрационные нагрузки.
№ 1. Набор LEMARK HOTWIRES (Великобритания). Охото приобрести за один только внешний облик - внушительная упаковка плюс необыкновенные наконечники-адаптеры, трансформируемые под разную глубину "колодцев". (Вобщем, пригодится ли это качество обладателю "Волги"?) Адаптер обеспечен "шляпкой", за какую просто вытаскивать его наружу, но сам "колодец" закрыт не наилучшим образом. Пластмасса достаточно хрупкая и если, не дай боже, треснет, то ее осколки в какой-то момент провалятся в цилиндр.
Разъемы хромированы - окисления можно не страшиться. Усилие их отрыва от провода составляет 120 Н - это двойной припас. На катушке провод посиживает прочно - усилие разъединения 48,5 Н. Электронное сопротивление проводов из набора составило от 6,055 до 7,17 кОм - зависимо от длины. После "воды" спектр сместился вниз - до 5,5-7 кОм, а после термоциклов немножко поднялся - до 5,8-7,1 кОм.
Стоимость комплекта - 450-600 руб.
Общее воспоминание - хорошо, но чуть-чуть "недоделано".
№ 2. Жгут высоковольтных проводов СП "Паккард Электрик Системс" (Самара).
Самарские провода смотрятся подозрительно прекрасно - при ближнем рассмотрении выясняется, что они сделаны из девайсов американской компании DELPHI Automotive Systems.
Замочек разъема выполнен в форме выдавки, а хвостовик имеет зубцы - и то, и другое изготовлено хорошо (фото 2). Потому провод крепко цепляется за гнездо катушки (усилие разъединения - 31 Н), а оторвать от него разъем удается только усилием 140 Н. Контакты выполнены из медно-никелевого сплава - заморочек быть не должно.
Наконечник обмыслен отлично - обычные уплотнения и комфортная "шляпка" сверху не сулят никаких проблем. Провода могут быть спрятаны в бугристые экраны - обещана двойная защита от перегрева. Кстати, материал к тому же не поддерживает горение.
Измерение сопротивлений показало: при обычных критериях - от 5,1 до 6,17 кОм, после "душа" - от 4,8 до 6,0 кОм, а после режима "то в жар, то в холод" - от 4,9 до 6,1 кОм.
Стоимость изделия - 500-550 руб.
Общее воспоминание - то, что нужно.
№ 3. Силиконовые провода зажигания JANMOR (Великобритания). Наконечников нет.
"Механика" у британцев отменная - усилие отрыва разъема от провода 125 Н. Замочек разъема выполнен в форме выдавки - для снятия провода с катушки будет нужно приблизительно 47 Н. Килоомы последующие - при обычных критериях от 2,13 до 4,5, после "купания" - от 2,24 до 4,3, а после перепада температур - от 2,2 до 4,4.
Стоимость изделия - приблизительно 180 руб.
Общее воспоминание - обычные провода без особенных претензий.
№ 4. Силиконовые провода для системы зажигания "Хорс" (Санкт-Петербург). Наконечники в набор не входят, а жалко.
Спецы говорят, что уровень помех с этими проводами маленький. А вот с "механикой" вышла неувязка - разъемы отпадают от проводов без особенных уговоров. Все же проверили все другое. На катушке провод держится отлично - усилие разъединения равно 46,5 Н. Сопротивления последующие: в обычных критериях - 3,2-4,27 кОм, после воды - 2,7-3,8 кОм, после "температуры" - 2,7-3,85 кОм.
Стоимость - приблизительно 220 руб.
Общее воспоминание - кабель неплохой, а остальное - "по Черномырдину".
№ 5. Набор проводов "Цитрон" (Михайловск, Ставропольский край).
Замочек в форме лепестков - сейчас не наилучшее решение. Все же, провод на катушке держится достаточно цепко - усилие разъединения равно 30 Н. Зубчатый хвостовик вцепился в провод намертво - усилие отрыва добивается 160 Н. А вот сами провода веселых чувств, вероятнее всего, не вызовут - конкретно такие, обычно, употребляются на серийных автомобилях. Наконечники в набор не входят.
Сопротивления проводов - самые низкие из всех, с очевидным расчетом на резистор в наконечнике. Числа последующие: до испытаний - от 433,4 до 831 Ом, после "аква процедур" - от 434 до 831 Ом, а после "климатики" - от 433 до 830 Ом.
Стоимость проводов изумит хоть какого - чуток больше 30 руб.!
Общее воспоминание - за такую стоимость можно простить все.
№ 6. Набор силиконовых проводов зажигания "Цезарь" (компания "Д и Г", Москва).
Согласно описанию, произведены из кабеля британской компании Millflex. Усилие отрыва разъема от провода 140 Н соответствует тройному припасу прочности. А вот на катушке "Цезарь" держится ужаснее всех - 24,5 Н хоть и укладываются в норму, но еле-еле. Могло быть и ужаснее: ведь лепестковая конструкция замка и отсутствие зубцов на хвостовике - это не прекрасно. Сопротивление проводов составляет от 3,3 до 5,4 кОм при обычных критериях, от 3,14 до 5,1 кОм - после воздействия воды и от 3,2 до 5,1 кОм - после "климатики". Наконечники, как досадно бы это не звучало, отсутствуют.
Цена - приблизительно 220-250 руб.
Общее воспоминание - хорошо.
Попробуем подвести итоги. Приобретая новый набор проводов, мы возлагаем надежды избавиться от всех заморочек, связанных с ними. Но большая часть производителей предлагает только "половину" продукта - провода без наконечников. В конечном итоге потребитель практически всегда получает ненадобное сопротивление и остается при большинстве старенькых заморочек, спрятанных в "колодце". Вот почему из рассмотренных комплектов нам больше всего приглянулся американо-самарский "Паккард" - за полностью приемлемую стоимость вы получаете не полуфабрикат, а законченное доброкачественное изделие. Несколько отстал от него британец "Лемарк" - ему бы наконечник лучше. Отметим также страшненький "Цитрон" - за такие Энциклопедия грузовых автомобилей грех на что-либо сетовать...