Канал связи
Канал связи
В автомобиле столько проводов, что высоковольтные на общем фоне смотрятся очень робко. На четырехцилиндро-вом движке, зависимо от схемы, их всего четыре-пять! Много сегодня и моторов с отдельными катушками на каждой свече, где высоковольтных проводов (кстати, совместно с их капризами!) вообщем нет.
Что принципно отличает высоковольтный провод от всех иных? Это жесточайшие требования к надежности изоляции, возможности гарантированно, без утечек, передавать от катушки на свечу напряжение около 30 киловольт, да еще с припасом! На практике это значит, что, в отличие от других электронных цепей, поменять высоковольтный провод с покоробленной изоляцией любым обычным проводом либо их композицией не удается. Даже если в арсенале водителя есть отменная изоляционная лента, надежной передачи высочайшего напряжения на свечу достигнуть очень тяжело - «искра уходит в баллон». По опыту, накрепко защитить изоляционной лентой можно цепи с напряжением не выше 1 кВ. Ложить на нее более сложные задачки нет смысла - дешевле приобрести новый высоковольтный провод.
Принципиально и то, как проложены провода под капотом. Возможность электронного пробоя изоляции выше там, где она «поджарена» о жаркие железки либо хоть малость протерта ими. Даже если провода трутся один о другой, это плохо. Так стоит стимулировать пробой своей неаккуратностью? Кстати, дополнительно защитить «проблемные места» исправных проводов (к примеру, термоусадочной пластмассовой трубкой) никак не вредит! Беречь провода от повреждений очень принципиально -неспроста на многих автомобилях их дополнительно укрепляют и сразу делят меж собой пластмассовыми держателями - гребенками. Некие «рационализаторы» их выбрасывают - и напрасно!
Для удобства обслуживания машины высоковольтные провода, обычно, оснащают быстросъемными наконечниками - присоединил их к катушкам, модулю зажигания, распределителю и свечкам, не нужно крутить гайки. Но давайте сходу отметим, чего делать нельзя. Нередко начинающий «механик», снимая провод со свечки на работающем движке, тянет за провод, выдирая его из обжимного контакта наконечника. Он опасается электронного удара! Такая опасность, вправду, есть, но не лучшели вообщем отрешиться от схожих «опытов»? Уже не раз говорено: сняв питание со свечки работающего мотора, мы вынуждаем катушку работать с предельной нагрузкой, при которой вероятен пробой в любом месте, где изоляция ослабевай. Означает, можно «получить по полной», даже держась за провод. К тому же есть риск так разрушить зажигание, что новенькая неувязка превзойдет все прежние! В прошедших беседах мы данную тему затрагивали. Если уж инспектировать высоковольтную цепь, то созданным для этого прибором -разрядником. Нет его - соорудим сами. Плотно вставив в наконечник провода подходящий болт либо отвертку, накрепко закрепим рядом с «массой», оставив зазор 8-10 мм. После чего можно пустить мотор - системе уже не угрожает пробой, а владельцу - электрошок!
Итак, снимаем высоковольтные провода, потянув только за наконечники. Естественно, спецам по диагностике эти секреты известны -тем более что при поиске неисправности снимать и надевать провода время от времени приходится по многу раз. Означает, нужно их сберегать.
Заодно откроем очередной секрет: обычно наконечники катушки, распределителя, свеч - различные, так что вы навряд ли их перепутаете. Но курьезы - к примеру, на старенькых «Жигулях» - все таки вероятны: если спутать концы провода меж катушкой и трамблером, можно ослабить контакт провода с центральным выводом трамблера либо на ходу связь вообщем пропадет. Короче, здесь будьте внимательны!
Обычно, длина свечных проводов различная. Это понятно: кто же будет закладывать в конструкцию излишние см дорогого провода! Некие производители, заботясь о покупателе, наносят на провода маркировку. Но далековато не все. Потому при установке новых проводов сходу прикиньте, какой пойдет куда. Это в особенности принципиально для современных систем зажигания высочайшей энергии: маленький провод при колебаниях мотора может оборваться, соскочить со свечки либо трамблера, что угрожает пробоем изоляции, повреждением коммутатора и т.п.
Надежность проводов находится в зависимости от критерий их работы. В мороз они дубеют, в жару болтаются. Изоляция стареет, трескается. После первого пробоя в ней появляется токо-проводящий канал - проводу конец! Сейчас искра будет не на свече, а меж проводом и наиблежайшей деталью «массы».
Конструкции проводов повсевременно совершенствуются. Но проблемы обладателю могут доставить любые. Глядишь -силиконовый провод цел, придраться не к чему. А омметр указывает так выросшее сопротивление, что о обычной работе не может быть и речи. А вот более каверзная неисправность: сопротивление прохладного в норме, а когда нагреется, растет в разы - мотор начинает лихорадить.
Система зажигания - суровый источник радиопомех. Их угнетение - это комплекс мер. Для борьбы с радиопомехами в бегунок распределителя обычно встроен резистор - около 5 кОм. Не считая того, высоковольтные провода имеют распределенное по длине дополнительное сопротивление.
Когда от распределителя избавились, поиск дефектов стал проще. Пример -впрысковые «десятки». Здесь всего четыре провода. В конце концов, в авто мире уже очень издавна известен совершенно другой подход к подаче высочайшего напряжения на свечки. Для чего ставить высоковольтные провода, если возможно обойтись без их? В Рф это сделали на шестнад-цатиклапанном движке ВАЗ-21124: на каждую свечу насажена своя катушка зажигания.
Высоковольтный провод 1 подает напряжение к свече 2. На концах надлежащие наконечники, свечной справа. Пластмассовые держатели 3 помогают верно расположить провода, снижая риск повреждения; 4 - еще два вида высоковольтных наконечников, большой - от мотора ВАЗ-2112 (1,5 л, 1 6 клапанов); 5 - резиновый наконечник и токопроводящая пружина персональной свечной катушки мотора ВАЗ-21124 (1,6 л, 1 6 клапанов).
Высоковольтная часть распределителя зажигания 4-цилиндрово-го мотора: 1 - пластмассовая крышка с центральным входом для провода от катушки зажигания и 4-мя выходами проводов свеч; 2 - бегунок (меж центральным и боковым контактами виден помехоподавительный резистор); 3 - центральный контакт («уголек») крышки. Повреждение хоть какой Ремонт и эксплуатация приводит к перебоям в работе мотора либо его остановке.
Варианты контактов для высоковольтных проводов. Обычно они укрыты под наружными пластмассовыми либо резиновыми деталями. Тут 1 - наконечник для модуля зажигания; 2 - наконечник свечки (к примеру, «классики» ВАЗ); 3 - наконечник свечки 1 6-кла-панных движков ЗМЗ-406 и ВАЗ-2112; 4 - контактная гайка свечки; 5 - наконечник провода в распределителе зажигания и катушке.
Вариант высоковольтного провода для систем зажигания старенькых карбюраторных движков: 1 - стойкая к нефтепродуктам оболочка; 2 - слой высоковольтной изоляции; 3 - железо-никелевая проволока, намотанная на льняную нить; 4 - льняная нить, придающая высшую крепкость токопроводящей жиле. Сопротивление - около 2 кОм на 1 м длины.
Одна из современных конструкций высоковольтного провода: 1 - химически стойкая оболочка; 2 - слой высоковольтной изоляции; 3 - токопроводящая центральная жила (хлопчатобумажная пряжа, пропитанная сажевым веществом). Сопротивление такового провода - от 15 до 40 кОм на 1 м длины.