ОТ ЗАКАТА ДО ВОСХОДА МЫ ПРОШЛИ!
ОТ ЗАКАТА ДО ВОСХОДА: МЫ ПРОШЛИ!
Животрепещуще
экспедиция "за рулем"
"ЕВРАЗИЯ-2003"
ОТ ЗАКАТА ДО ВОСХОДА: МЫ ПРОШЛИ!
ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Когда мы в первый раз замыслили проехать из Москвы во Владивосток на рядовых, серийных автомобилях, кто-то сходу именовал эту акцию событием года для редакции. Сейчас, когда этот нелегкий путь сзади, когда цель удачно достигнута и мы возвратились в столицу, можно без всяких натяжек сказать: это событие не только лишь для участников экспедиции "Евразия-2003" и редакции ЗР, да и для страны.
ЧТО БЫЛО ЗАДУМАНО
Главных целей у экспедиции было три (мы уже называли их, но повторимся). Во-1-х, показать, что сейчас реально существует сквозное движение с запада на восток страны, при этом даже по еще строящимся участкам трассы можно проехать на обыденных автомобилях. Здесь оказать нам помощь взялся Росавтодор - Муниципальная служба дорожного хозяйства Минтранса РФ. Во-2-х, протестировать на различных русских дорогах и бездорожье 5 "русских импортных машин", специально для того приобретенных редакцией: " Форд Фокус", " Chevrolet Нива", " Рено Знак", " Хёндэ Акцент" и " КИА Рио". Компанию им составили развозной грузовичок КИА-К2700 и экспериментальный вэдовый VAZ 21113-04. Заодно мы желали показать, что в стране уже началось создание современных, комфортных (при всем этом относительно дешевых) автомобилей. Ну, и 3-я цель - ознакомиться с тем, как начал работать в Рф совершенно новый закон об неотклонимом страховании автогражданской ответственности. Помогать в решении этой задачки взялся наш партнер - наикрупнейшая русская страховая компания "Росгосстрах".
КТО ОТПРАВИЛСЯ
В ПУТЬ-ДОРОГУ
Костяк компании составили семь водителей-испытателей - по числу автомобилей. Они хоть и не числятся в штате ЗР, уже издавна в кругу наших верных друзей. "Штатские" профессии у их самые различные - от водителя-инкассатора и программера до директора завода (!) и владельца личного ресторана (в прошедшем, меж иным, педагога французского языка, что нам очень посодействовало). Всех их соединила любовь к автомобилям и путешествиям, все взяли месячный отпуск там, где работают, все серьезно готовились. Дорога-то предстояла сложная...
Управлял технической частью редактор отдела эксплуатации Владимир Арбузов; кстати, нам в один прекрасный момент очень понадобился его опыт "утопления" редакционных автомобилей (ЗР, 2002, № 10). Но об этом позднее. К "творческой группе" команды относились главный админ Сергей Волгин ("в миру" - заведующий отделом правовой инфы), фотокор Александр Батыру, редакторы отделов спецпроектов Андрей Бойко и испытаний Юрий Нечетов, обозреватель радиостанции "Маяк" Максим Приходько и создатель этих строк. Вобщем, никакого деления на "физиков" и "лириков" не было и в помине: жили совместно, дружно, ну и автомобилями управляли по очереди.
Уже в самом начале к нам примкнули два французских журналиста из журнальчика "L'automobile" - Александра Лежандр и Ивэн Маго. Не считая желания проехать по Рф (они тут были в первый раз), им предстоял долгий тест-драйв русского " Рено Знак": во Франции выпускают хэтчбек " Рено Клио", так что автомобиль они лицезрели лишь на картинке. С французами сдружились сходу и навечно, никаких заморочек с общением не было. Вот такая увлекательная компания днем 2 августа с нулевого километра рядом с Красноватой площадью отправилась на восток.
Российская ДОРОГА
Любой из 10 500 км трассы, что мы проехали, сразу похож и непохож на другой. По собственному качеству и состоянию дорога, даже федеральная, в границах одной области может отличаться как небо и земля. К примеру, в Иркутской области на подходе к областному центру - совершеннейший автобан, с многоуровневыми развязками и хорошей разметкой, а от границы с Красноярским краем шоссе вдруг исчезает и впереди больше 200 км размокшей грунтовой дороги...
Наша дорога не утомляет - она всюду такая различная! Холмистую равнину европейской части сменяют потрясающей красы горы Южного Урала, потом - нескончаемые, но по-своему привораживающие степи и болота Тюмени, позже ровная, как стрела, дорога, за ней - зигзагообразный серпантин. А вот и живописнейшие пейзажи Кузбасса: крутые подъемы чередуются со спусками, склоны бугров, поросшие деревьями. Это уже реальная сибирская тайга. Не обрисовать словами потрясающие сопки, меж которых дорога вьется по местности всего Далекого Востока.
Всюду, где дорога, там жизнь. Это уже бессчетные АЗС (даже там, где трасса только строится, разрывы меж заправками не превосходят 300 км!), магазинчики, авторемонтные мастерские, ресторанчики, мотели и даже целые комплексы, где все есть, что необходимо автопутешественнику! То, что нам всем обычно, нередко в диковину французским сотрудникам. К примеру, придорожная торговля. Потребовалось много времени, чтоб разъяснить Александре Лежандр, почему, например, люстры, хрусталь либо плавательные бассейны (!) продают прямо на трассе - да еще у леса!
...Если считать с точностью до денька, то экспедиция никогда не выбилась из графика. А вот задержки в пути случались часто, и в среднем мы прибывали в очередной пункт ночевки с запозданием на несколько часов. Обстоятельств тому две. 1-ая - наш фотокорреспондент Александр Батыру. Очень уж хотелось ему бросить на память (пусть на фотопленке!) все эти горы, серпантины, озера, леса и реки. Он останавливал колонну многочисленное число раз, строил в различных композициях машины и экипажи. А сам безпрерывно щелкал затворами многих собственных камер, то влезая на камешки и деревья, то распластавшись на асфальте. В итоге средняя скорость движения, к примеру, по местности Южного Урала составила... 16,5 км/ч (по всей трассе - 72 км/ч).
2-ая причина - неслыханное радушие местных обитателей, в особенности дорожников, которые останавливали экспедицию огромное количество раз, чтоб поприветствовать, угостить хлебом-солью, побеседовать, поведать о собственном... В особенности запомнился теплый прием в Красноярском крае. Уже на границе нашу колонну встречали руководители и сотрудники краевого управления автодорог: "Приветствуем участников автопробега "Евразия-2003". А рядом с дорогой, на лесной опушке, специально для нас концерт - девицы в народных костюмчиках и сверкающих кокошниках: песни, танцы, стихи. Наверняка, схожее узреешь исключительно в телерепортажах о встрече именитых зарубежных гостей.
Длительно будем вспоминать маленький бурятский поселок Мухаршибирь. Повстречать экспедицию на дорогу вышла, наверняка, хорошая половина его обитателей. Для их приезд экспедиции - что-то необыкновенное, удовлетворенное. Но ведь и для нас такие встречи - вожделенные и незабвенные: конкретно тут нас ожидают всегда теплые контакты с автомобилистами, их расспросы, вопросы.
"ЯПОНСКАЯ" ДОРОГА
Такое имя с недавнешних пор получила трасса на большенном протяжении, приблизительно от Новосибирска до Владивостока. Почему - додуматься несложно: посреди участников движения многие за рулем импортных машин с правым рулем. Они гонят машины с востока на запад. На отрезке Чита-Хабаровск такие и совсем составляют большая часть: из 200 автомобилей, что в среднем проходят тут в день, более 100 - "япошки". Движутся за тыщи верст по недостроенной дороге не от неплохой жизни: единственный до того доступный путь по стальной дороге дорожает год от года. В 1999 году выслать легковой автомобиль из Владивостока в Москву на специальной платформе (в "сетке") стоило 9-12 тыс. руб., в 2002-м - 29 тыс. руб., а на данный момент - уже больше 40 тыщ! Молвят, ожидается еще одно увеличение цен, а вот сроки доставки как были "плавающими" (в столицу, например, от 10 до 30 суток), такими и остались. Путь "самоходом" - реальный метод сберечь Энциклопедия грузовых автомобилей. На дороге часто встретишь странноватые "транПодвесканые средства": японский средний грузовик в кузове собственном везет грузовичок, в чреве которого к тому же легковая машина...
Многие перегонщики (местная особенность) путешествуют... семьями, с супругами и детками. Шутят, что так они отдыхают: добираются поездом, скажем, от Омска до Владивостока, а оттуда - уже своим ходом. Этакий национально-экстремальный автотуризм! Но набирает потихоньку темпы и встречный поток. На той же трассе "Амур" с запада на восток движутся грузовики, рефрижераторы (обычно, тоже "праворукие"), которые уже возят туда-сюда продукты. Нам поведали, что в Иркутске действует самодеятельная диспетчерская, и через нее могут заказать попутный груз до Приморья те, скажем, кто собирается ехать туда за свежайшей рыбой. Доставка автомобилем в таких случаях обходится дешевле и выходит резвее, чем по стальной дороге.
"ЛУННАЯ" ДОРОГА
Когда выезжали из Читы, откуда берет начало трасса "Амур", ничто не сулило проблем: ровненький асфальт, скорость 80-100 км/ч, красивая солнечная погода, хорошее настроение... Через 130 км асфальт сменился отлично укатанной "гравийкой" - скорость практически не снизилась. Наш главный редактор Петр Наименьших - он специально прилетел на некоторое количество дней из Москвы, чтоб проехать по этому участку, - даже взгрустнул: "Видно, никакой трудной дороги не дождаться". Если б знал, как тогда ошибался! Еще через 150 км грунтовка уперлась в стройку: высочайший горный хребет рассекло искусственное ущелье, в каком копошились грейдеры, бульдозеры, экскаваторы - они перемещали большие массы породы. "Здесь будет проходить трасса", - говорил нам директор строящегося шоссе Валентин Иваненко. Пока в это верилось с трудом.
Далее двигались уже по направлению, петляя меж горными хребтами и болотистыми низинами... Непрерывные двухмесячные дождики превратили безопасные когда-то ручейки в средние речушки. К обеду опять зарядил ливень и не прекращался еще дней 5. Скорость на скользких, утыканных наточенными камнями тропках (по другому их не назовешь) свалилась до пешеходной: местами за час удавалось пройти всего 8-10 км, а особо сложные участки переползали практически на брюхе. На самый тяжелый из их - размытый глиняный склон всей командой заталкивали авто ввысь вручную. И это на фоне умопомрачительного по красе пейзажа - горы, поросшие лесом, кусочки недостроенной дороги, уходящие в никуда, земля, из которой торчат острые камни... И - практически нет людей, только отдельные "островки", заселенные строителями. Что-то напоминало "лунную" дорогу.
Был и другой гиблый участок, когда дорогу перегородила река метров 30 шириной. Еще вчера тщедушный ручеек сейчас смыл уже несколько автомобилей. На том берегу скопились "япошки", их по этой дороге гнали из Владивостока: форсирование преграды глубиной до метра ночкой, в сильный дождик, казалось делом неосуществимым. Идею дал подсказку наш технический директор Володя Арбузов (не напрасно он все прошедшее лето топил редакционные авто!). Тяжкий "Ленд-Крузер" сопровождения отыскал брод выше по течению, для легковых автомобилей труднодоступный, и перебрался на ту сторону. Далее операция смотрелась так: авто по очереди цепляли длинноватым фалом (за корму, чтоб не залить волной моторный отдел), и "Крузер" перетаскивал их через водную преграду, при этом стремительно, чтоб всплывшую легковую машину не очень снесло течением. Картина умопомрачительная: ночь, ливень и в свете фар - задним ходом практически переплывающие реку машины... Молвят, после нас перегонщики на внедорожниках предлагали другим такую услугу... за 50 баксов!
Подобные приключения ожидали нас практически на всем тысячекилометровом бездорожье. На его преодоление ушло трое суток, семь разодранных в клочья колес. Спали в полевых критериях, по три-четыре часа, при этом первую ночь - в жд вагоне (где наш француз Ивэн находил душ...). Дождик на короткий срок кончился, но, как дорога подсохла, появилась другая неувязка: авто в движении поднимали такие тучи пыли, что видимость падала практически до нулевой.
На 3-ий денек, когда, казалось, все тесты остались сзади, на скорости 70 км/ч у " КИА Рио" лопнуло фронтальное колесо. Машину на гравии развернуло и выкинуло в кювет. К счастью, заполненный водой. Автомобиль лег набок, но никто в нем не пострадал. Машина отвертелась царапинами, парой легких вмятин да расколотым (немножко) бампером. Через полчаса колонна тронулась далее.
Итого за четыре суток мы прошли 2200 км строящейся трассы "Амур" (Чита-Хабаровск), из которых сейчас только 600 км покрыты асфальтом, еще 600 км - дороги с грунтовым покрытием. Приблизительно 1000 км пока даже не считается дорогой, а официально называется "объездными способами с внедрением местной дорожной сети". Страшно жаль было истязать наши городские авто - ведь они по природе собственной вначале не предназначались для таких критерий. Но ведь старые японские авто тут как-то проходят! А наши чем ужаснее? Их производители молвят, что собирают машины для Рф. И тут тоже Наша родина - она ведь не завершается за пределами МКАД!
А сейчас самое, может быть, принципиальное: все машины прошли трассу и суровых отказов не было. Мелочи типа перегоревших лампочек, трещинок на стеклах и оторванных брызговиков не в счет. И это у самых обыденных легковых автомобилей в тяжелейших критериях!
ФИНИШ
И вот 25 августа мы въезжаем в столицу Приморья в сопровождении 2-ух праворульных "тойот" краевой ГАИ...
Если честно, чуть-чуть побаивались "теплой" встречи во Владивостоке - знали, что в канун нашего приезда группа местных защитников "правого" руля пробовала организовать встречный пробег до Москвы на старых "япошках". На именитом авторынке "Зеленоватый угол" даже соорудили монумент российскему автопрому, залив бетоном древнейшую "копейку". Доходили до нас и опасности: мол, всех представителей русского автопрома встретим тухлыми яичками и гнилостными помидорами. Ничего подобного не случилось. На центральной площади нас встречали не только лишь представители краевой администрации, классические девицы в кокошниках с хлебом-солью, да и сотки обитателей Владивостока и края! Такового искреннего энтузиазма к нашему пробегу, внимания к его участникам мы не ждали! Обитатели городка с любопытством осматривали наши авто - таких тут еще не лицезрели. Вопросам не было числа.
Экспедиция выполнила все поставленные перед ней задачки. На обыденных, серийных автомобилях за 25 дней пройдено 10 500 км - сквозной проезд с запада на восток страны сейчас есть! Авто, можно сказать, с честью выдержали это испытание. Они по правде адаптированы для русских дорог. (Мы даже не смогли найти очевидного фаворита посреди их. Создадим это позднее, по результатам диагностирования.) И самое, наверняка, главное - мы стали участниками бессчетных встреч с тыщами автовладельцев русской Евразии, услышали их представления о русских автомобилях, дорогах, о журнальчике "За рулем" и многом другом, что для нас, пишущих людей, всегда на вес золота.
И еще. Нам, к счастью, не пришлось обращаться за помощью в Росгосстрах, который застраховал наши авто, но общение с автомобилистами и представителями компании во всех регионах Рф дает повод для радостного вывода: закон об неотклонимом страховании штатской ответственности уже действует.
Экспедиция "Евразия-2003" закончилась. Тяжело представить, что завтра утром уже не прозвучит команда: "По машинам!", что не будет нескончаемой дороги и мелькания километровых столбов, новых городов, новых встреч... Но мы убеждены - это путешествие не последнее. Куда проляжет дорога далее? Точно не знаем, но планы уже зреют...
"За рулем" выражает сердечную благодарность РОСАВТОДОРУ и РОСГОССТРАХУ за поддержку и помощь, которую мы чувствовали на всем пути от Москвы до Владивостока.
Такая у нас страна: в Рязани светит солнце, в Сибири - прохладный дождик, а в Поволжье зацветают подсолнухи, и посреди их - вся наша команда.
Тут пролегает географическая граница меж Европой и Азией.
Наш путь лежит туда, на восток!
И монументы у нас такие различные. Эту стелу (на фото слева) в Самаре называют памятником Паниковскому, а в Омске мы повстречали, наверное, единственный в мире монумент сантехнику (справа понизу).
Шины "Континенталь" , как мы их
ни истязали, пытку выдержали.
Основная дорога Рф строится деньком
и ночкой - она очень нужна, ее ожидают.
Автопробегу - почет от милиции и настоящий энтузиазм будущих русских автомобилистов. Всюду, на всем пути Различное нас встречали гостеприимно и тепло, вот погода нередко не баловала: дождик начался в Новосибирске и завершился... в Хабаровске.
Над Байкалом тучи прогуливаются хмуро...
Но нашей "Шеви-Ниве" непогодица
и бездорожье не жутки.
Так нас встречали в Бурятии и в Красноярском крае. А мы старались в грязь лицом не стукнуть! И главный редактор
(фото понизу слева) работал как все.
На трассе "Амур". Тут (слева вверху) вообще-то была дорога. Наших сограждан мы встречаем всюду, даже в самой
дальной глуши (слева понизу). Ночной бросок через безымянную речку задним ходом... на тросе (справа).
Красотища-то какая! Тут, в 280 км от
Читы, завершается грунтовая часть трассы "Амур". Далее, практически 1000 км, только
"направление".
"Рио" перевернулся (вверху слева). Но, к счастью, все живы-здоровы. "Здесь будет мост!" - указывает наш фотограф Александр Батыру (слева понизу). А пока - вот она какая, трасса-стройка!
Дождик на короткий срок кончился, но стало еще
ужаснее: подымалиь такие тучи пыли, что
видимость падала до нуля. Колонна
из 7 автомобилей растягивалась
на три километра.
Таких автомобилей во Владивостоке
доныне не видали. Но, судя по энтузиазму,
они сумеют отыскать возможных
покупателей и в "королевстве праворуких".