ЗАКОН НЕ ДЛЯ ПРОИЗВОЛА
ЗАКОН НЕ ДЛЯ ПРОИЗВОЛА
Совместно С "ЗА РУЛЕМ"
ЗАКОН НЕ ДЛЯ ПРОИЗВОЛА -
так считают наши читатели, принявшие роль в опросе "За рулем"
"Будем совместно!" - объявили мы в апрельском номере "За рулем", решив, что пришла пора объединить ряды читателей журнальчика. Нестерпимыми стали хамство на дорогах, злость водителей по отношению друг к другу, пренебрежение к Правилам. Там же мы поделились нашими планами по поводу того, как собрать совместно достойных автомобилистов и что делать.
Но жизнь занесла свои коррективы в эти планы. Муниципальная дума в то время приняла, а президент утвердил поправки к Кодексу об административных правонарушениях, ужесточающие наказание за нарушение ПДД. Наложившись на недоделки проекта нового КоАПа, с которыми мы пробовали биться, пока документ еще не принят, эти "поправки" переполнили чашу терпения.
Нет, журнальчик "За рулем", и вы это понимаете, никогда не поощрял нарушений. Более того, всегда был непримирим к ним. Даже интервью со знаменитостью, какой бы "звездой" она ни была, не попадет на наши странички, если есть подозрение, что эта "звезда" неправильно ведет себя за рулем. Но мы, как никто другой, знаем и о злоупотреблениях служащих ГАИ, и о вопиющей халатности дорожников, и о низкой квалификации других арбитров. Потому считали и считаем, что механическое ужесточение наказания водителей не приведет к уменьшению нарушений Правил и количества ДТП. А вот мздоимство и произвол дорожной милиции спровоцирует непременно. Больше же всего возмущало другое. Заместо того, чтоб кропотливо проработать новый Кодекс, исключив из него все, что нарушает права автомобилистов, убрав все правовые несоответствия, двусмысленности и неясности, наши власти одним росчерком пера "преобразовали"... штрафы.
И именно тогда мы решили, что наше единство может существовать не только лишь, так сказать, на идеологическом уровне. Оно способно стать реальной силой, влияющей на ход автомобилизации в широком смысле этого понятия. Ведь 450 000 читателей - это не шуточка! Мировоззрение таковой армии автомобилистов навряд ли можно проигнорировать.
Потому в № 6 ЗР за 1997 появился наш опросный лист о поправках к проекту КоАП. Мы не предлагали в нем юридических формулировок, а гласили о принципных положениях, которые должны быть внесены в новый документ, регламентирующий в том числе и нашу авто жизнь.
21 500! Столько людей сочли своим штатским долгом принять роль в нашем опросе. Кто-то прислал ксерокопии опросных листов ЗР (фаворит - автотранПодвесканое энергопредприятие "Тюменьэнерго" из Сургута - 124 опросных листа!), кто-то - коллективные письма. Были и те, кто, за неимением журнальчика, на листках обыкновенной бумаги отвечали на вопросы ЗР. Спасибо, друзья! Сейчас, когда уже что-то в действующем Кодексе поменялось к наилучшему, вы сможете гордиться - это случилось и благодаря вам.
Многие вкладывали в конверты письма, поясняющие свои ответы ("да" либо "нет"), заявляющие свои позиции. Самое показательное: больше половины ответивших никогда в сегодняшнем году не были наказаны за нарушения ПДД! Так что в главном голосовавшие - Различное, уважающие Правила, дисциплинированные водители. Может появиться мировоззрение, что другие - те, у кого есть наказания, - голосовали от обиды на ГАИ, считая, что инспектор оштрафовал их несправедливо. Такое предположение высказал один из служащих автоинспекции: "Естественно, никто не признается, что получил наказание по заслугам. Все будут выступать против "тенденциозных" гаишников". Этого не вышло. Фактически все, кто в сегодняшнем году получал взыскания, ответили, что хотя бы одно из их наложено справедливо. Этакий импровизированный тест на самокритичность и справедливость. Наши читатели прошли его с честью, из чего мы пришли к выводу, что голосуют они не "в алчных целях", а ради принципа. Кстати, это видно и из писем, которые мы сейчас публикуем.
Сейчас - самое главное: как распределились голоса. Подавляющее большая часть опрошенных нами автомобилистов - за предложенные поправки. Но есть и несогласные (меж иным, голосовали и автоинспекторы, при этом многие "за").
С тем, что система учета нарушений ПДД во "Временных разрешениях" и изъятие "прав" должны быть отменены, не согласились 1,7% ответивших на вопрос. Некие сделали приписку: не согласны с первой частью. Аргумент - необходимо как-то дифференцировать водителей на случаем оступившихся и злобных нарушителей.
В принципе, естественно, так. Но если автомобилист возит с собой свое "личное дело", то он провоцирует автоинспектора на вымогательство взятки. Баллы могут фиксироваться в компьютерной сети, к которой будет обращаться независящая группа разбора, чтоб найти размеры штрафов. А постовому на дороге ваш "послужной перечень" совсем ни к чему.
На 2-ой вопрос ответили "нет" 1,2% голосовавших. Напомним, мы предложили: инспектор ГАИ должен только фиксировать нарушение ПДД, составляя протокол, а виновность водителя и его наказание должна определять независящая инстанция. Чем руководствуются несогласные? Разъяснение: это приведет к излишней волоките, ну и где набрать столько арбитров? Насчет волокиты - она есть и на данный момент в группах разбора. А по поводу нехватки специалистов-"арбитров" мы уже занесли предложение: переподчинить группы разбора, сделав их независящими от ГАИ.
1,5% принявших роль в опросе считают, что понятие презумпции невиновности в новеньком Кодексе расширять и углублять не нужно.
Меньше всего несогласных - всего 1% - с тем, что пора запретить возможность изъятия автомобиля без решения суда.
Как ни умопомрачительно, самое огромное количество несогласившихся - с пятым нашим вопросом: размер штрафов нужно согласовывать с доходами населения - 3,6%! И это при том, что опрос мы проводили после резкого роста штрафов, вызвавшего столько возмущения! Много водителей считают: если нарушение серьезно, то и наказание должно быть серьезным. И никаким "льготам" и поблажкам места тут нет. Недешево платить штраф? Не нарушай Правила! Вот только автоинспекция должна быть объективной, а ее обвинения - доказательными.
И в конце концов, против того, чтоб жалобу можно было подавать не только лишь по месту нахождения ГАИ, да и по месту проживания гражданина - 1,3% согласившихся. Свою позицию никто из их не растолковал, но мы убеждены - "дальнобойщиков", чьи "права" без всяких на то оснований были отобраны за сотки км от дома, посреди этих 1,3% нет. Может быть, проголосовали "против" Различное, кому доставляет наслаждение поездить (пусть даже с жалобой) подальше. Ну, это их право.
Так либо по другому, ни по одному вопросу нет наименее чем 96% проголосовавших "за"! Мы считаем, это очень убедительный итог, хотя, в общем-то, ожидаемый.
Внезапным оказалось другое. Многие наши читатели, откликнувшиеся на призыв принять роль в опросе, выступили с предложением сделать партию либо общественную компанию автомобилистов, объединив ее вокруг журнальчика "За рулем". В один глас произнесли все: надоело быть бесправными, надоело, что кто-то воспринимает касающиеся нас решения, не спрашивая нас самих, надоело, что с нашим воззрением не числятся ни автоконцерны, ни дорожники, ни Госавтоинспекция, ни власть - все те, кто, казалось бы, существует для нас. Пора иметь представителей интересов автомобилистов (а их - миллионы и это, обычно, активные Различное) в структурах власти.
Мы не считаем себя политическим изданием и снова напоминаем: в борьбу партий и фракций лезть совсем не хотят. Наша задачка в другом: помогать тем, кто за рулем. Ради этого мы готовы обратиться и к политическим кругам, и к муниципальным органам власти. Что мы сделали и сейчас. А насчет партии... Подумаем все совместно!
Все ваши опросные листы и инструкции к ним мы передали председателю комитета по законодательству Гос думы РФ А.И. Лукьянову. Анатолий Иванович показал большой энтузиазм к нашему импровизированному голосованию и пообещал учитывать мировоззрение армии автомобилистов при работе над проектом нового Кодекса об административных правонарушениях.
Редакция
Коробка с опросными листами приехала в Думу.
Председатель комитета по законодательству Гос думы РФ А. Лукьянов пообещал изучить мировоззрение автомобилистов.
Нужно сделать партию автомобилистов. Готов сам и, я думаю, многие в меру сил собственных согласятся оказать моральную и финансовую поддержку таковой партии. С произволом власти актуально нужно биться, естественно, легитимными методами.
Москва Е. ТУПИКОВ
Я, можно сказать, потомственный подписчик: отец выписывал "За рулем" с 1954 года, я сам - с 1974-го. Работаю "дальнобойщиком" и собираюсь уходить: из-за мздоимства на дорогах ездить стало нереально. Если ситуацию не поменять на законодательном уровне, профессия шофера умрет...
Туапсе А. ЖАРКОВ
Не должно быть много наказаний за одно нарушение. Если это штраф, то не должно быть баллов. Если человека изолируют от общества, так для чего штраф? Пересдачи за сумму нарушений вообщем должны быть запрещены.
Ваш неизменный читатель СЕМЕНОВ
Я работаю в ГАИ. И, представьте, голосую практически по всем вопросам "за". Автоинспекторам проще отстраненно фиксировать нарушение, чем "разговаривать" с нарушителями, которые суют Энциклопедия грузовых автомобилей, "наезжают" да еще пострелять могут. Не все из нас дремлют и лицезреют взятки. С тем, что необходимы подтверждения вины, согласен. А то едет шофер на "красноватый", а позже обосновывает, что это был "зеленоватый". Только пусть правительство напичкает нас камерами, магнитофонами и другой техникой для доказательств. Я против воспрещения изымать автомобиль: а если за рулем опьяненный, а если машина подозрительная либо в угоне? Суда ожидать? Вобщем, если автолюбители "за", мне что - работы меньше.
Оренбург Н. Т.
Я лично не являюсь нарушителем - за 14 лет у меня никогда не забирали "права" и до сего времени нет "талона предупреждений", но работать становится все сложнее и сложнее. Создается воспоминание, что против шоферов ведется некий террор. Кажется, ГАИ в основной собственной массе решила, что мы сделаны, чтоб пополнять их бюджет. Все пореже встречаются истинные гаишники. Но такие есть, я точно знаю.
Красноярск С. НАЛЕТОВ
Привет вам от меня и моей "копейки"! Спасибо вам за заботу и помощь!
Москва М. СЕРГЕЕВ
Я инженер-испытатель движков и отлично знаком с метрологической аттестацией устройств, находящихся в ведении ГАИ. Мое глубочайшее и обоснованное убеждение - Госавтоинспекция понятия не имеет, что такое Центр стандартизации и метрологии. Мой друг съездил на 100, в ГАИ и на два поста Госавтоинспекции на выезде из городка - четыре различных результата замера СО!
Ярославль Ю. ГРЕБЕНЮК