Тележка НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Тележка НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
НЕ ПО ПРАВИЛАМ
Тележка НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Дмитрий ЖЕРНОВ
Сколько раз говорено: перекрестки - самое аварийное место! И не непременно учить статистику, чтоб соблюдать осторожность на пересечениях дорог. Довольно простых познаний порядка их проезда и хоть немножко чувства самосохранения. Но... Пред нами три читательских письма. Три создателя настаивают на собственной невиновности, утверждая, что действовали на перекрестке верно. Но возьмем в руки Правила.
На рисунке 1 - схема Т-образного перекрестка в Иркутске. По улице Ленина идет плотный поток транПодвескаа. Желающие резвее всех повернуть влево нетерпеливо выстроились на трамвайных путях. Первым стоит VAZ 2109 Андрея М. Зажглась "стрелка". Машины повернули на улицу Дзержинского и... попали в руки служащих ГИБДД. Водителям вменялось в вину нарушение пт 8.5 ПДД. Никто не спорил, не считая обладателя "Самары". Его аргументы: пункт 9.6 ПДД разрешает движение по трамвайным путям, а пункт 8.5 обязует водителя совершать поворот конкретно с их. Символ 5.8.1 "Направления движения по полосам" высвобождает водителя от данной обязанности, но самого поворота не воспрещает, так как относится к группе "Информационно-указательные".
Разумеется, это именуется "стальной логикой". Попробуем разобраться, рассматривая ПДД применительно к определенной ситуации. Пункт 9.6 вправду разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, когда заняты все полосы и не создается помех трамваю. В этом случае условия соблюдены. В тексте ПДД говорится: "с учетом пт 8.5". Он, как понятно, обязует водителей поворачивать с трамвайных путей. НО! "...если знаком 5.8.1 не предписан другой порядок движения". А что гласит символ? Он показывает число полос и направления движения по каждой из их.
Согласен: наши Правила, мягко говоря, не всегда конкретны и часто позволяют двойное истолкование собственных положений. Но в рассматриваемом случае они дают очень точные указания. Символ 5.8.1 показывает, что на перекрестке, справа от трамвайных путей две полосы движения и с левой - разрешен только поворот. Как следует, замечание "...если знаком 5.8.1 не предписан другой порядок движения" совершенно точно устанавливает, с какой полосы необходимо поворачивать. В конце концов, символ не просто информационный, а к тому же указательный! Ведь никто не спорит со знаком 5.7.1 "Выезд на дорогу с однобоким движением". Ну и трамвайные пути - это совершенно не проезжая часть. Движение по ним разрешено исключительно в одном случае, обозначенном в пт 8.5, и никого ни от чего "не высвобождает". Тем паче, тех торопливых водителей, которые в плотном потоке норовят подстроиться "еще левей", обскакать всех и на пустом месте сделать аварийную ситуацию.
На рисунке 2 - непростой перекресток. К огорчению, таких у нас много. Можно длительно спорить, почему нельзя их упростить и вообщем освободить водителей от колебаний "как проехать". Можно ругать бывшую ГАИ, дорожников и местные власти, но с фактом приходится считаться. Тем паче, что большая часть перекрестков все-же "оформлены" с учетом требований ПДД. Хотя сама организация движения никак не удается.
БМВ и "Жигули" ехали практически параллельно по столичной улице с однобоким движением. И желали повернуть вправо. Шофер БМВ - на ближнюю улицу, а шофер "шестерки" - на далекую. В итоге - ДТП. Кто повинет? Оба!
Поглядите пристально. Перед перекрестком установлен символ 4.1.2 "Движение вправо". Кстати, предписывающий. Действие знака распространяется на скрещение проезжих частей, перед которым он установлен. Как следует, с той улицы, по которой ехали авто, единственно разрешенное направление движения - вправо, на ближайшую улицу. Шофер "Жигулей" - неоспоримый нарушитель, да и шофер БМВ тоже. Символ он принял во внимание, но нарушил требования сходу 2-ух пт ПДД: на выбор 8.4 и 8.5. Начнем с того, что при повороте вправо шофер БМВ был должен занять последнее правое положение. Допустим, из-за "пропадающей" левой полосы и размещенного близко к перекрестку знака 4.1.2 он не успел занять правый ряд, но пропустить "помеху справа" был должен. Итого - "обоюдка".
3-я ситуация даже не нуждается в иллюстрации. К огорчению, вне улиц и магистралей водители нередко вообщем запамятывают о существовании ПДД. Вышло это на местности завода "Омский каучук", где на площадке величиной 15х20 метров не смогли разъехаться две машины. VAZ 2106 повернул вправо. Навстречу - VAZ 21013, водителю которого и в голову не пришло, что он находится на самом обыкновенном равнозначном перекрестке. Тот, что был за рулем "шестерки", как и положено, держался правой стороны, а шофер "тринадцатой", видимо, по привычке, несся по заводской местности. Вспомните, мы так же ездим по дворам, деревням, дачным поселкам - там, где нет светофоров, символов, разметки и где управляться необходимо только здравым смыслом, помня ПДД. А позже приезжает патрульный автомобиль, и радостные сотрудники ГИБДД составляют протокол, забирают "права" и советуют не тянуть с возмещением вреда пострадавшему.
Как был должен ехать шофер VAZ 21013? Тривиально: вспомнить о том, что у нас установлено правостороннее движение. В любом месте, где может проехать автомобиль. Формально в ПДД об этом гласит пункт 1.4.
Три взятые из писем ситуации дают ответ на вопрос: почему наши перекрестки аварийные? Да сначала поэтому, что не знаем ОСНОВ Правил и всегда ищем оправдания своим действиям. Остается удивляться, почему до сего времени мы живые.