ДВА ГОДА МНОГО Либо Не достаточно?
ДВА ГОДА: МНОГО Либо Не достаточно?
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕЙД ЗР: «ИЩЕМ НЕТРЕЗВЫХ»
ДВА ГОДА: МНОГО Либо Не достаточно?
МАКСИМ ПРИХОДЬКО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО, СЕРГЕЙ ВОЛГИН
Совершенно не так давно, в конце августа, вступили в действие конфигурации в КоАП, которые, как подразумевается, должны уменьшить число жертв и пострадавших на наших дорогах. Идет речь о наказаниях за употребление алкогольных напитков за рулем. По обычным российским меркам их сейчас жутко ужесточили: за управление автотранПодвескаом под градусом водителя, по усмотрению суда, лишают «прав» на срок от полутора до 2-ух лет. Заметим: в подавляющем большинстве государств кара за это куда жестче – лишение «прав» на 2–5 лет, большие валютные штрафы и даже тюремное заключение! Но, как понятно, у нас свои представления о допустимом, а умение лихо управлять автомобилем, значительно приняв на грудь, некими нашими гражданами считается чуть не доблестью.
Как воздействует ужесточение наказания на количество ДТП с ролью опьяненных водителей, покажет время, а пока, в канун вступления в силу нового закона, мы решили посмотреть на ситуацию с позиций, которые числились «нормой». В этом нам посодействовали сотрудники 2-го спецполка ДПС ГУВД Столичной области. Рейд (назовем его – «Ищем нетрезвых») начался в 6 часов вечера в Подольском районе перед выходными.
«ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ»
Город Подольск хоть и считается всего только райцентром, можно с полным правом именовать большим: около 400 тыщ обитателей, несколько суровых компаний, исправно перечисляющих налоги в местный бюджет... Как бы не на что сетовать, так что пьют тут, наверняка, от радости: за семь месяцев этого года только силами спецполка в округах городка было выявлено более 9 тыщ (!) водителей с признаками опьянения разной степени. Но это еще что! В самом Подольске, по подсчетам инспекторов, в среднем за день попадаются 15–20 молодцов, управляющих транПодвескаом подшофе. По наблюдениям служащих ГАИ, в последние годы круг любителей испить за рулем существенно расширился – рюмку сейчас норовят опрокинуть и стар и млад, часто попадаются на этом и дамы. Одним словом, «день шофера» сейчас по пятницам отмечают многие обитатели Подмосковья, так сказать, без отрыва от производства, вне зависимости от пола, возраста и занимаемого положения.
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ
Итак, пятница. Экипажи разъехались по «точкам» в различные концы городка. Мы занимаем позицию в тихом переулке, рядом со школой. Сначала все расслабленно и чинно; весь «улов» за 1-ые два часа – две «шестерки» без страховых полисов и талонов ТО. Зато водители трезвы, как стекло! Правда, это им посодействовать не может – номерных символов они лишаются. Вдруг по рации сообщение: автомобиль «Жигули» въехал в витрину магазина! Срываемся с места и по обозначенному адресу обнаруживаем: машина наполовину в магазине, только багажник торчит на дороге. Пассажирка на фронтальном сидение, похоже, серьезно травмирована, а вот водителя и след простудился. «Наверняка, значительно опьянен, раз не сумел разъехаться с магазином на пустой улице! – уверен инспектор. – Вот и отправился в бега, но отыскать его – пара пустяков». Один из экипажей остается на месте ДТП ожидать «скорую» и эвакуатор (нельзя же кинуть автомобиль, торчащий из витрины!), а мы отправляемся колесить по городку. По мере того как вечер вступает в свои права, сообщения об отловленных опьяненных водителях поступают с интервалом в среднем один час.
ТРУБКА МОХОВА-ШИНКАРЕНКО
Чтоб вынести вердикт, 1-го свидетельства инспектора, что шофер лыка не вяжет, естественно, недостаточно: по правилам его нужно выслать на мед освидетельствование в местный наркологический диспансер. Впервой мы посетили это учреждение в семь вечера: поинтересовались, сколько «клиентов» тут уже побывало в пятницу. Доктор обидно улыбнулся: «Сегодня совершенно не достаточно; утром всего 5 человек доставили. А не так давно у нас был зафиксирован рекорд: 55 человек за день!» Не успел доктор порадоваться не поддающемуся объяснению «протрезвлению» земляков, как инспекторы доставили к нему молодого «наездника» на предмет освидетельствования. Девятнадцатилетний Миша за рулем микроавтобуса «Мерседес» торопился что было мочи домой, к возлюбленной. Недоехал…
По итогам «продувки» на приборе Мохова-Шинкаренко (тут определяется наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе) у него найдено содержание алкоголя 2 промилле при «нулевой» норме. «Да, испил я, но всего ничего, немножко водочки, для аппетита»... В голосе ни капли раскаяния, напротив, только бравада: смотрите, вот я какой!
Последующего «клиента» привозят минут через 20. По всему видно, человек, уверенный внутри себя, этакий «хозяин жизни» районного масштаба: на лице – полная апатия, взор нахальный. После «продувки» (уровень алкоголя – 0,8 промилле) багровеет и начинает браниться: «Я, естественно, сейчас «выпимши», но завтра вы мне «права» сами принесете!» «Это не самый буйный, – вроде бы оправдывается инспектор за земляка, – бывают еще ужаснее. Сколько раз мне угрожали сорвать погоны и сослать участковым на Новейшую Землю!»
В особенности обожают покуражиться местные предприниматели и «временно неработающие». Представители нашей интеллигенции, бывшие научные сотрудники и пожилые люди по большей части покорливо молчат, одним своим видом выражая полное и категорическое раскаяние. «Гастарбайтеры» из Молдавии, Украины и Белоруссии предпочитают длительно и тихо канючить: «Командир, ты же сам мужчина, усвой – это впервой, а мне еще в Гомель (Дубоссары, Днепропетровск и т. д.) пилить»... Еще есть одна категория – юноши крепкого телосложения, с плоскими ушами и выразительной мускулатурой. Такие обычно молчат, хотя их молчание очень выразительно.
«УБЕРИТЕ ФОТОГРАФА, ОН МЕШАЕТ МОЕЙ МЫСЛИ!..»
А вот и «весельчак» попался, 1-ый за эту ночь (но не последний). Юноша на «девятке» ехал в гости, за ранее несколько «подкрепившись» (0,9 промилле). Пока экипаж ГИБДД составлял протокол, интересовался, кто напечатает его портрет. «За рулем»? Класс! А на обложку попасть можно?» – любопытничал он. Последующий «клиент», напротив, звучно протестовал против «фотосессии». «Уберите фотографа, он мешает моей мысли!..» – звучно причитал он. Наверняка, его истязала совесть...
Вот так, за время нашего недлинного дежурства (с 6 вечера до 2-ух часов ночи) освидетельствование прошли 6 человек (не забудем еще пятерых «утренних»!). Из «наших» пятеро были в разной степени опьянения, а 6-ой выслан на обследование с подозрением на наркотическое опьянение. Молвят, это был «легкий» денек…
«Подарком» в самом конце дежурства стал очередной «балагур» – на байке «Урал» с коляской он попробовал торпедировать милицейский УАЗ. К счастью, промахнулся и здесь же был остановлен экипажем ДПС. На вопрос, сколько же он испил до поездки, уроженец Подольского района после длинноватой паузы ответил: «Две по 0,25» («трубка» показала отлично за 2 промилле). Позже стал шутить.
Достаточно стремительно выясняется, что «права» у мотоциклиста уже изъяли ранее – тоже за езду в нетрезвом виде. Судя по документам, парню 20 лет, с виду – все 40.
«В АЛКОГОЛЕ ВОДИТЕЛЯ КРОВИ НЕ ОБНАРУЖЕНО»
Так говорится в одной унылой шуточке. Но в ней – значительная толика горьковатой правды. Алкоголизм сейчас часто встречающаяся в стране болезнь, алкоголь плюс автомобиль – причина каждого шестого ДТП в стране и смерти раз в год 4–5 тыс. человек, не говоря уже о покалеченных. Меж иным, тех наших людей, на благо которых стараются удвоить ВВП, упрощают налоговое бремя и строят предприятия по выпуску новых автомобилей. Сопоставьте это с одним только фактом – нашим пятничным дежурством в «легкий» денек, постарайтесь представить для себя масштабы бедствия и честно ответьте на вопрос: два года лишения права управлять транПодвесканым средством – это много либо не достаточно?
Есть и другие неминуемые вопросы: поможет это либо нет, образумит как-то наших людей? Остается возлагать. Приговоры об отстранении от управления автомототранПодвескаом станут выносить как мировые, так и федеральные судьи. И можно не колебаться: пока они не останутся без работы. Это с одной стороны. А с другой – безизбежно встает вопрос о нечестных на руку инспекторах ГИБДД. Прикидывают даже, что «добровольный взнос», чтоб сохранить «права», вырастет с сегодняшних 100–200 долл. как минимум вдвое. Дебоширство за рулем – во всех смыслах наслаждение недешевое, но куда печальнее, что это стало воистину государственным бедствием. И пока мы этого не понимаем, самые строгие законы не заработают в полную силу. Многие как и раньше уповают на удачу: «пронесет, я ж профессионал», «огородами проскочу», «да что мне будет от 100 грамм»…
В районе такого же Подольска летом опьяненный шофер «Audi 80» не совладал с управлением, выехал на полосу встречного движения и врезался в VAZ 2109, в каком ехала на дачу юная семья. Годовалый ребенок умер, пятилетний стал инвалидом. Обоснуйте сейчас папе этих малышей, что два года лишения водительских прав – очень грозное наказание…
Горько в этом признаться, но сейчас на наших дорогах развязана реальная война. Ранее все мы знали, что Величавая Российская затронула фактически каждую семью. Сейчас можем гласить, что нет в стране человека, у которого в ДТП не пострадал бы родственник либо знакомый. При этом не 1-ый год посреди самых небезопасных обстоятельств роста аварий мы называем дебоширство за рулем. Только за последние семь месяцев из-за этого вышло практически 12 тыс. ДТП: погибли 2002 человека, ранения получили 16 847! Вникните в эти числа!
Глобальная практика внушительно свидетельствует, что самая эффективная мера наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде – это неумолимая и жесткая административная и уголовщина. К огорчению, ранее наш КоАП позволял от таковой ответственности уходить. Сейчас принят новый, более грозный закон, на который мы возлагаем огромные надежды. Нам, правда, молвят, что это приведет только к повышению размеров взятки инспектору. Думаю, это просто попытка «перевести стрелки», увести разговор на другую тему. Со своими взяточниками мы боролись и будем биться самым жестким образом. А вот искоренять дебоширство за рулем – это задачка общая, всего общества и каждого из нас в отдельности.