КАК ТАМ ЗА БРЕСТОМ?
КАК ТАМ ЗА БРЕСТОМ?
/КРИМИНАЛ
КАК ТАМ ЗА БРЕСТОМ?
ПАМЯТКА ДЛЯ ЕДУЩИХ В ПОЛЬШУ
ТЕКСТ И ФОТО / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
Польша для наших автомобилистов уже не только лишь коридор в Европу. В январе после отмены ввозных пошлин из государств ЕС тут подешевели иномарки. Слух об этом прошел по Руси величавой, и наши покупатели хлынули на польские авторынки - с баксами, но нередко без всякого понятия, как вести себя у соседей и чего остерегаться.
- К огорчению, россияне сплошь и рядом остаются во власти былого представления: "Курица не птица, Польша не заграница", - пеняет 1-ый секретарь посольства РФ Дмитрий Нестеров. - По сути в ней поменялось очень почти все, в особенности в ближайшее время.
1-ый "узелок на память": за попытку откупиться от полицейского (тем паче при очевидцах) сейчас можно реально угодить в кутузку! Не то, чтоб милиция вдруг стала поголовно добросовестной, но очень старается это показать в связи со скорым вступлением страны в ЕС...
Узелок 2-ой: резко возросли требования к техническому состоянию транПодвескаа. Например, за трещинку на ветровом стекле машину могут поставить на штрафплощадку до его подмены. Кстати, сотрудники русского посольства не рекомендуют ехать в Польшу на российских автомобилях - в случае поломки запчасть не сыщешь деньком с огнем.
Третье и самое главное: на польских рынках очень велика возможность приобрести краденую машину.
- Раз в день мы получаем 10-15 сообщений о задержанных для проверки автомобилях, вывозимых нашими гражданами из Польши, - гласит Дмитрий Нестеров. - И, как досадно бы это не звучало, в 70% случаев подозрение в краже оправдывается. При покупке можно, естественно, обратиться в детективное агентство на рынке с просьбой проверить автомобиль по полицейской базе данных. Вам произнесут - он "незапятнанный", но на границе вдруг оказывается, что это не так. И отговорка одна: "В момент проверки не значился в угоне"...
По польским законам проверка непонятной машины может продолжаться до 3-х месяцев. Потом, если подозрение подтвердится, ее конфискуют. Но это еще не самое худшее для незадачливого покупателя. Его могут поместить на те же три месяца в следственный изолятор как "вероятного соучастника кражи". Спустя месяц-полтора бедолагу обычно выпускают под залог в 10 000 злотых (2500 баксов). Вот и прикинем его утраты - вещественные и моральные...
- В особенности гнусная репутация у авторынка в Щецине, - гласили мне в консульском отделе посольства РФ. - Цены там малые, да и процент краденых либо ввезенных контрабандой машин громаден. Дурная слава у Згожельца близ польско-германской границы, ну и на всех других рынках риск очень велик. Если уж брать в Польше старую машину, то в "комисе" - комиссионном магазине. По последней мере, мы не знаем варианта, когда бы нашему гражданину продали там краденую...
4-ый узелок - для тех, кто едет брать машину в Западной Европе. Если он будет ворачиваться через Польшу, его как транзитника поставят перед выбором: уплатить залог, который должны возвратить при выезде, либо пользоваться так именуемым конвоем. Размер залога велик: 50% цены старого автомобиля и 80% нового, потому многие обращаются к коммерческим фирмам, предлагающим от имени таможни "конвоирование" по местности Польши. Стоит такая услуга до 150 баксов и сверх того трепка нервишек (об этом см. ЗР, 2001, № 12). Сначала конвой состоял из 2-ух машин - впереди и сзади колонны, потом заднюю отменили, а в ближайшее время "конвоир" в целях экономии вообщем подсаживается к кому-то из наших в качестве пассажира...
На практике всераспространен очередной вариант: вы платите фирме те же Энциклопедия грузовых автомобилей за справку, что она вас конвоировала, и едете без помощи других. Тут очень принципиально держать в голове: транзитник должен покинуть Польшу в течение 48 часов. Если срок будет превышен без почтительной предпосылки (болезнь, катастрофа и т. п.), автомобиль могут конфисковать.
Узелок 5-ый: на польских дорогах не перевелись злоумышленники и как и раньше нужно держать ухо востро. Милиция сделала особые бригады по борьбе с автокражами и утверждает, что "ситуация решительно поменялась к наилучшему". Это правильно частично: в 1999 году в стране было похищено 72000 автомобилей, а в прошлом - "только" 53000 - около 150 в день...
Иногда автомобиль забирают внаглую, выманив водителя наружу. Для этого есть много утонченных приемов.
- В случае легковушек, - ведает атташе посольства РФ Алексей Корнеев, - в большинстве случаев используют несильный удар сзади. Для пущего эффекта злоумышленники иногда накладывают на собственный бампер взрывпакет-"хлопушку". Как здесь не выйдешь разбираться? А они только того и ожидают...
Другой метод ограбления - с остановкой автомобиля надуманным полицейским - похоже, выходит из моды: в 2001 году число таких нападений сократилось в три раза. Аналитик Главной комендатуры (головного управления) польской милиции Марцин Шиндлер произнес, что определенную роль в этом сыграла публикация "Policja! Реальная либо?..." в ЗР, 2001, № 3. "Делаем общее дело", - добавил он, и с этим тяжело не согласиться.
БЛАГОДАРИМ КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ ПОСОЛЬСТВА РФ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Полезные телефоны
Милиция: 997 либо 112
(на всей местности Польши)
Дежурный посольства РФ:
(022) 621-3453
В центре нынешней Варшавы.