ДОЛГАЯ ДОРОГА К ДЮНАМ
ДОЛГАЯ ДОРОГА К ДЮНАМ
ПОЛЬША
Посольство: Москва, ул. Климашкина, 4, тел. (095) 231 1551, 231 1600 (круглосуточная информация о визах). Разовая виза стоит $12, двукратная – 20, неоднократная – 62. Попутно заметим, что гражданам РФ для проезда через местность Польши в страны Шенгенского контракта, Чехию и Словакию (при наличии визы этих государств, разрешения на временное проживание либо вида на жительство) виза не нужна.
Скорость движения в городках ограничена 50 км/ч с 5 утра до 11 ночи (в остальное время – 60 км/ч), на дорогах общего пользо-
вания – 90 км/ч, на магистралях – 110 либо 130 км/ч. С 1 октября по 1 марта круглые сутки ближний свет. Если вас приостановила милиция, выходить из машины нельзя, а, как и в США, следует положить обе руки на руль и расслабленно ожидать, когда подойдет полицейский. Штрафы немаленькие: 50 злотых за превышение скорости до 10 км/ч, 100 – за отсутствие государственного знака на автомобиле, 150 – за непристегнутый ремень, 200 – за разговор по мобильному, 500 – за проезд на красноватый свет… В отличие от поляков, которые штрафы платят через банк, иноземцы должны делать это на месте, наличными; если нет средств либо не согласен – дело здесь же передается в ближний магистрат, а для обеспечения производства полицейские могут забрать паПодвеска (!).
Валютная единица – злотый ($1=3 злотым).
ЛИТВА
Посольство: Москва, Борисоглебский пер., 10, тел. (095) 291-15-01/61-09, 290-14-48. Обычная разовая виза (сроком до 10 дней) выдается без приглашения (стоимость – 20 евро, срок дизайна – 5 рабочих дней). Неотклонима мед страховка на весь срок пребывания. Скорость движения в населенных пт – до 50 км/ч, за городом – до 90 км/ч, на высокоскоростных магистралях – до 130 км/ч (с 1 ноября по 1 мая – до 110 км/ч). Обязателен ближний свет с 1 сентября по 1 апреля. Валютная единица – лит ($1 = приблизительно 2,7 лита).
Для заезда в Белоруссию ни виз, ни других документов, не считая обыденных, не требуется. Единственное отличие в ПДД от русских – с 1 ноября по 31 марта на всех транПодвесканых средствах и в светлое время должен быть включен ближний свет. За нарушение этой нормы – штраф. Еще тут всераспространены поборы с транзитников. Плата за транзит по республике – $20, еще по $2 с каждого пассажира – «за экологию». Естественно, нужна страховка на автомобиль – белорусская ($20) либо европейская «зеленая карта» (стоит приблизительно столько же). Если ее нет – штраф $200 (!).
Для заезда в Калининградскую область россиянам разрешений не требуется. Энциклопедия грузовых автомобилей – наши, цены – московские, в особенности летом, в сезон. Дороги узенькие (еще немцы строили) и не очень отличные.
В Белоруссии, по нашим меркам, хорошие дороги, в особенности от русской границы на Минск и Брест. Эта магистраль платная, но всего 30 русских рублей. Разрешенная скорость – 130 км/ч. К огорчению, заправок не достаточно. Бензин по сопоставлению с русским недешев (в пересчете на наши Энциклопедия грузовых автомобилей – 22–24 руб. за литр АИ-92). На главных трассах на АЗС берут всякую валюту – российскую, белорусскую, баксы, евро (вывешены ценники), а чуток в сторону – только национальную. Какую-то сумму лучше поменять прямо на границе. Указатели на белорусском языке сначала малость стращают. Сходу не догадаешься, что, скажем, «Абухава» – это не арабское поселение, а деревня Обухово, «Асинаука» – Осиновка, а «Юрцава» – просто Юрцево…
«Вольфшанце» («Волчье логово»). В глухом углу Мазурского края, в 7 километрах от древнего города Растенбург (сейчас Кентшин), была основная военная ставка Гитлера. Ни одна из военных разведок – ни английская, ни южноамериканская, ни русская – так и не смогла за четыре года войны найти ее месторасположение. Это был целый город с индивидуальными бункерами Гитлера, Бормана, Гиммлера, Геббельса, Геринга, бункерами ПВО и охраны, своей электрической станцией, водопроводом, вокзалом, аэропортом и кинозалом (всего около 80 разных строений!). Длина и ширина бункеров доходили до 30–50 метров, высота до 20, толщина стенок и потолков 4–8 метров (в бункере Гитлера – до 12 м!). Ни одна бомба сюда не свалилась – «Вольфшанце» подорвали сами немцы в январе 1945-го. Но даже сверхмощные заряды не смогли сокрушить монолиты, на данный момент тут – музей.
Автодороги в Польше всегда (и справедливо) считали чуть не самыми нехорошими в Европе. В последние 5–семь лет ситуация коренным образом поменялась. Поляки при помощи Евросоюза взялись даже за свою глубинку. Мы проехали чуток больше 400 км по далековато не самым основным дорогам Восточной Польши, по землям Подлясского и Варминьско-Мазурского воеводств. Очень неплохого свойства шоссе петляет по красочным лесам и берегам озер. Тут встретишь и древние рыцарские замки, и городки с узенькими средневековыми улочками…
Музеев в этой части страны хватает. В именитом на всю Польшу иезуитском монастыре ХVII века Св.Липка к чудотворной иконе может подойти каждый, а бесплатные органные концерты звучат пару раз в денек. В древнем замке ХIV века в городе Решель (кстати, городок внесен в перечень ЮНЕСКО) не только лишь картинная галерея, да и комфортная гостиница (двухместный номер с камином и завтраком обойдется на двоих в $80)…
Попасть с Куршской косы на «большую литовскую землю» в Клайпеду можно лишь на пароме, который прогуливается через залив приблизительно каждые полчаса. Что умопомрачительно – проезд совместно с автомобилем бесплатный!
К огорчению, «нашей» части Восточной Пруссии – Калининградской области подфартило меньше: в годы русской власти прусский дух тут интенсивно уничтожали. Зато природа тут уникальна, в особенности именитая Куршская коса – 100 км узенькой, поросшей лесом полосы, протянувшейся до литовской Клайпеды.
На самой косе, в ее литовской части, на берегу моря курортные городки и поселки. Самые известные, конечно, Нида (на косе) и Паланга (в 25 км от порта Клайпеда). В Паланге в последние годы избавляются от русского прошедшего – сероватых блочных профсоюзных здравниц. Главные местные достопримечательности – пешеходная улица Басанавичуса с десятками ресторанчиков, кафе, магазинчиков, баров (кстати, кружка наивкуснейшего пива стоит в любом из их $1–2) и музей янтаря.
Вильнюс – не только лишь столица и наибольший город Литвы, да и один из самых древних: ему скоро 700 лет. Невзирая на бессчетные войны, прокатившиеся по этой земле, удалось сохранить Старенькый город таким, каким он был 300, 400, а то и 500 годов назад. Мы, к примеру, останавливались в гостинице, которая открылась в… 1581 году, обедали в сводчатом зале ресторана той же эры. Рядом красовалась жемчужина старенькой архитектуры – костел Святой Анны (начало ХVI века). По местной легенде, побывавший тут со собственной армией Наполеон серьезно подумывал о том, чтоб разобрать собор и перевезти его в Париж. Слава богу, не случилось…
Егозам – ПРЕМИЮ!
Спасибо тем, кто, предпочитая комфорту квартир и дач романтику далеких странствий, отыскал время выложить свои воспоминания и прислать в редакцию.
По традиции подведем итоги нашего каждогоднего конкурса путешествий. Поощрительные премии размером 3000 рублей получат: Иван Гусев, добравшийся на вазовской «восьмерке» до Близкого Востока («В поисках Грааля» – ЗР, 2004, № 4), Арсентий Теркель, совершивший направленный на определенную тематику пробег по северу Рф («Соловки и петроглифы» – ЗР, 2004, № 3), Лена Малахова, смогшая расслабленно отдохнуть в беспокойном регионе («Абхазия дальная и близкая» – ЗР, 2004, № 10). Поздравляем лауреатов и напоминаем, что конкурс материалов о путешествиях длится.
Свои рассказы о маршрутах, экспедициях, приключениях, увлекательных маленьких поездках присылайте по почте либо на электрический адресок vak@zr.ru.