УКЛОНИЗМ
УКЛОНИЗМ
Животрепещуще!
АКЦИЯ
УКЛОНИЗМ
Прошлый политический ярлычек стал практикой дорожного строительства.
Денис БОРОВИЦКИЙ
Статистика свидетельствует: неудовлетворительное состояние улиц и дорог - причина 13% дорожно-транПодвесканых происшествий. "Эк, изумили! - хмыкнет читатель. - Все равно дорожники никогда не заплатят за ДТП, совершенное по их вине. А чтоб оценить глубину ямы - просто так, из любопытства, - лаборатория не нужна. Довольно легко в эту яму въехать".
Но давайте представим, что мы живем в цивилизованном обществе, ездим по снаружи благополучным дорогам и очень озабочены тем, вроде бы они не повредили наше драгоценное движимое имущество. Выглядят-то эти дороги благопристойно - но вдруг они ловко скрывают свои недостатки? А если такие дефекты-фантомы подведут нас в миг угрозы? И так ли они небезопасны?
Чтоб ответить на этот вопрос, поглядим на дорогу очами измерительной техники - заглянем под асфальт. Для тестирования мы избрали несколько 10-ов км столичных дорог. Их наименования звучат приятной музыкой для ушей российского автомобилиста, символизируя качество нашего "дорогостроения" (ведь понятно: в Москве дороги - самые наилучшие!): Садовое... Новый Арбат... Кутузовский... Мы считали, что это - без преувеличения - самые ровненькие, самые прекрасные и самые приятные дороги в стране... пока не узнали, что от 12 до 92% исследованного нами полотна не соответствует принятым (в Рф!) нормам.
САДОВОЕ КОЛЬЦО
Немолодой, но повсевременно возрастающий вширь организм. Перекройте на уровне мыслей эту артерию - какой тромб появляется! Потому латают ее стремительно, оперативно, нередко ночами. Как при всем этом следуют нормативам, непонятно. Но вот итог: на снаружи благополучном километровом участке только 250 метров "вписались" в норму. Другие 750 очень уклоняются в поперечном сечении.
Все же просадки и выбоины на Садовом кольце залатаны, лючки на смотровых колодцах закрыты - неплохой показатель ровности обеспечен.
Кстати, о лючках. Когда-то коммуникации проходили за пределами дорожного полотна. Дело в том, что ранее транПодвесканый поток был сравнимо маленьким: "двухрядка" просто умещала на для себя всех участников движения. Сейчас интенсивность потока выросла в 10-ки, а то и в сотки раз, дорога захватила огромную часть бывших тротуаров и обочин, и лючки оказались на проезжей части. Чтоб не переносить подземные сооружения, дорожники "прописали" новоселов в ГОСТе, ограничив отклонение люков вверх-вниз относительно уровня основного покрытия 2-мя (а решеток дождеприемников ввиду их "последнего" положения - 3-мя) сантиметрами.
Пока по бетонной тверди с ревом мчится несмолкаемый поток, заглянем при помощи геолокатора через толщу укатанного асфальта.
Как будто коржики огромного пирога, десятилетиями томящегося в духовом шкафу, открылась нам улица изнутри. Высочайшая интенсивность движения - 10-ки тыщ автомобилей в день - и брутальное воздействие наружных причин (солнце, температурные колебания, противогололедные средства) сделали свое темное дело - ослабили отдельные участки полотна: трещинкы покрыли их собственной сетью.
Чтоб не запускать болезнь, городские власти обязаны временами обновлять покрытие, накатывая все новые и новые слои асфальта. В неких местах толщина асфальтобетонного пирога перевалила за метр! Но трещинкы, подобно растениям, скоро опять взломают укатанную корку и ремонт придется проводить поновой.
НОВЫЙ АРБАТ
О, это неоспоримый фаворит нашего теста - самое ровненькое, выдержанное, правильное дорожное покрытие (страны?). На каждые 500 метров приходится всего 60 некондиционных (по поперечному уклону). Президенту РФ, который, напомним, часто проезжает по этим местам, можно не волноваться.
КУТУЗОВСКИЙ ПРОСПЕКТ И МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ
С первых же метров поперечный уклон пустился в пляс: обследованный участок на 92% поражен этим недугом. Но по другим показателям к полотну претензий нет. И вот уже под колесами лаборатории развернулась тугая лента трассы Москва - Минск (М1). Пройденные километры демонстрируют: геометрия шоссе в порядке.
Подключив георадар, обследуем недра земли. Прибор, подобно эхолоту, отрисовывают картины подземного королевства. Вот на дисплее компьютера проплывают одинокие трещинкы, сокрытые под слоем асфальта. Как позднее показал экспертный анализ записи, их порождают грунтовые воды, принесшие ил в песочный слой основания дороги. Но такое нарушение структуры полотна (и, как следствие, некое понижение общей несущей возможности) не носит угрожающего нрава, во всяком случае, пока. К тому же толика ослабленных участков не превысила 5%, что для дороги, прослужившей около 60 лет, - хороший показатель. (Справедливости ради отметим, что нашего внимания был удостоен сравнимо юный последний правый ряд трассы. Проедься лаборатория поближе к центру дороги, итог, может быть, был бы другим.)
КИЕВСКОЕ ШОССЕ
Оно кажется безупречным. Через шелест шин пробивается жужжание гироскопов и трансформаторов. Настраиваем аппаратуру и проводим замеры: ровность в норме, продольный уклон в границах, а вот поперечный вновь "ушел в загул". Из 4 промеренных км по этому показателю только 520 метров уложились в СНиПовские рамки! Да и это не все: обнаружились разные нарушения структуры слоев, лежащих под цельными, "подушка" дороги уложена небережно. Всего мы высчитали 400 метров (10%) пораженных изнутри участков - тут срок службы полотна будет далек от расчетного.
МКАД
Фыркая копотью, цепочка грузовиков свернула на кольцевую. Прямо за колонной спускаемся с развязки на кольцо, вклиниваемся меж тихоходами и, взяв курс на север, смотрим за монитором компьютера. Как досадно бы это не звучало, и на этот раз чуда не вышло. Видимых изъянов нет, но приборы зафиксировали на пятикилометровом участке (из испытанных 25 км) маленькую тряску. А ведь асфальт тут укладывали совершенно не так давно, меньше года вспять! Поперечный уклон также подвел строителей - оставался в норме только на 14% нашего пути по МКАД. Сканирование дорожного полотна не отдало повода для беспокойства, если не считать огрехов-сдвигов в подстеленном песочном слое и некого пучения, разбудившего дремавшие доныне трещинкы.
Обычные И Оранжерейные
Сзади 10-ки км "безупречных" (по русским меркам) дорог, а на душе противный осадок. Неуж-то даже эти, по-своему примерные участки не смогли выстроить отлично? И доколе дороги - эта 2-ая по значению неудача Рф - будут истощать наши организмы и механизмы? А самое главное - что все-таки происходит на обыкновенной дороге?! Шанс проехать по таковой, как осознаете, нам представился очень и очень скоро.
Наша передвижная лаборатория свернула с автобана, запрыгала на ухабах и, постукивая георадаром по разбитому полотну, въехала на приемлимо российскую дорогу.
...Боже, о какой геометрии может идти речь?! Измерить чего-нибудть просто нереально: характеристики скачут из положительного в отрицательный и назад. Полотно сложено из разнородных материалов, в итоге - ослабление, вспучивание, разрушение. Или строители сберегали на материалах, или возлагали надежды на российское авось...
Дорогостоящая техника не выдержала тесты обычным: древесная стойка-растяжка георадара отдала трещинку и сломалась! Все, прекращаем замеры. Ни один из км этой с позволения сказать дороги в нормы так и не вписался. От Москвы она всего в 10-ке км (если вам любопытно, пересекает Одинцовский район). А если отъехать подальше? Вобщем, радение дорожных служб пропорционально не столько расстоянию от Кремля, сколько достатку местного бюджета. Но прошлые замеры наглядно обосновывают: и Энциклопедия грузовых автомобилей - не гарантия свойства покрытия... Нет, естественно, где-то его способны сделать довольно ровненьким. Но ведь даже наши ГОСТы предугадывают, не считая ровности, огромное количество других требований. Как выяснилось, удовлетворить их все, хотя бы на десятикилометровом непрерывном участке, наши дорожники пока не способен.
Единственное, на что приходится возлагать, - на то, что наши авто прочнее, чем дороги...
О том, что "у нас нехорошие дороги", уже и гласить постыдно - все это знают. Мы задались более иезуитским вопросом: а как они плохи? И решили узнать это с помощью специальной передвижной лаборатории. Она способна оценить ровность дороги по прогибу рессор и ее геометрию - при помощи гиростабилизированной платформы. А особый георадар, который употребляет отражение частотного электрического излучения, практически лицезреет на метр вглубь, различая слои покрытия и "подушки" под ним.
На смену сломанной крышки канализационного лючка правила содержания дорог отводят всего три часа.
Продольный и поперечный уклоны определяют в процентах (1% соответствует разнице высот 1 см при горизонтальном расстоянии меж точками 1 м) и промилле (1 мм на 1 м).
Поперечный уклон дороги обеспечивает сток воды с дорожного полотна. Зависимо от его ширины на прямых участках он не должен превосходить 2-4 см на метр дороги для городских дорог и 2,5 см/м для пригородного шоссе. Очень большой уклон "уводит" автомобиль от прямолинейного движения, увеличивает износ шин и расход горючего, держит водителя в неизменном напряжении. Более небезопасен "плавающий" уклон, когда угол наклона дорожного покрытия на маленьком плече изменяется с положительного на отрицательный и напротив. Траектория перемещения на таковой дороге припоминает змейку, требуется непрерывное подруливание, что в особенности неприятно и небезопасно в гололед.