Как в троллейбусе
Как в троллейбусе
Снаружи это припоминает обыденный экранированный кабель, но предназначение «оплетки» – не угнетение помех, а выявление повреждений внешнего слоя изоляции. В свое время аналитики дружно предвещали перевод бортсети автомобиля на напряжение 42 В. Дескать, потребителей больше, токи вырастают, медь дорожает. Но проехали. Сейчас толкуют уже о напряжении порядка 600 В – как в троллейбусе! И это реально, так как всякая уважающая себя компания сегодня стремится обзавестись гибридным автомобилем, колеса которого (хотя бы некое время) крутит электромотор. Если б его запитать стандартными 12 В, ток измерялся бы тыщами ампер, а сечение проводов – сотками квадратных мм. Очевидно, это полностью неприемлемо, потому в гибридах появилась отдельная силовая электросеть напряжением до 600 В! Просто сказать, но не просто сделать: при таком напряжении замыкание либо размыкание проводников ведет к возникновению сильной, все поджигающей дуги, а касание обнаженного (либо с покоробленной изоляцией) провода для человека смертельно. Стало быть, необходимы особенные меры безопасности, к примеру, неизменный контроль за состоянием изоляции. Такую систему SensWire разработала австрийская компания Gebauer&Griller.
Высоковольтный разъем – это целое устройство со особыми сенсорными контактами: 1 – проводник; 2 – гнездо разъема; 3 – сенсорные контакты; 4 – штырь разъема. Ее главный элемент – намотанная поверх внутреннего слоя изоляции спираль из проводящей фольги. Если эта спираль будет повреждена (при этом электроника зафиксирует даже изменение сопротивления при растяжении кабеля либо его резком перегибе!), автомат мгновенно обесточит кабель и выдаст сигнал об ошибке для облегчения следующей диагностики. Касание оголившейся спирали также приведет к защитному отключению цепи.
Очередной элемент защиты – разъемы с дополнительным сенсорным контактом, который размыкается ранее, чем силовой высоковольтный провод. Таким макаром исключают возникновение дуги, если кто-то захотит порвать соединение под напряжением. Механика такая, что при соединении разъема напряжение можно будет включить, только замкнув силовую цепь.