Дворники Классики . Коммунальная реформа
Дворники "Классики". Коммунальная реформа
Замечу: просто взять и поставить реле дворников 2108 на «классику» нельзя – много несоответствий.
Провода на движке «классических» дворников. Зеленоватый провод, аккуратненько отпаяв, следует накрепко заизолировать – к примеру, термоусадочным кембриком. Пайку и крепление других проводов кропотливо проверить. Стрелкой показан освободившийся контакт. Рис. 1. Схема включения мотора дворников «классики» дополнительным пятиконтактным реле: ДД – движок дворников; Р – дополнительное реле. Мы поступили так. Узел коммутации на электродвигателе дворников «классики» (фото 1) перепаяли с учетом того, что в начальном положении щеток контакты 3 и 4 (рис. 1) должны быть разомкнуты. Контакт 1 (показан стрелкой) для нашей затеи излишний – его отпаянный провод (зеленоватый) сходу изолируем. А сейчас посмотрите на правую часть рис. 1, чтоб осознать, как с помощью дополнительного пятиконтактного реле и перепаянного узла можно сымитировать на «классике» работу электродвигателя 2108, размыкателю которого исполнительная группа такового реле стопроцентно соответствует. Контакт 85 нового реле будет (через соединительную колодку – об этом ниже) соединен с контактом 4 на электродвигателе, как видно в конечной схеме на рис. 5.
Разъемы и реле под приборной панелью: 1 – четырехконтактный разъем «подсборки»; 2 – шестиконтактный разъем; 3 – реле дворников 2108; 4 – стандартный пятиконтактный разъем; 5 – разъем управления омывателем; 6 – разъем подрулевого тумблера. Рис. 2. Разъем, оставшийся от снятого реле дворников. Все другие операции ведем в салоне. Сняв щиток устройств, получим доступ к разъемам подрулевого тумблера. На фото 2 это поз. 6 – шестиконтактный разъем, показанный стрелкой в правой части снимка. Сейчас вынем штатное реле дворников – оно под накладкой понизу левой фронтальной стойки. Освободившийся от реле разъем (рис. 2) совместно с пучком проводов стоит поднять повыше для удобства следующей работы. Из этого разъема удаляем провод с контактом 4. Он нам пригодится в другом месте – в предстоящем будет подключен на контакт 2 мотора дворников (см. А на рис. 5).
Последующий шаг. Провод, идущий от размыкателя электромотора дворников на контакт 3 разъема, оставшегося от штатного реле (см. рис. 2), должен коммутироваться (через приготовленную ответную часть) с контактом 85 нашего дополнительного реле. В итоге переподключения (Б на рис. 5) контакт 85 получает связь с контактом 4 электродвигателя. На контакт 86 поступает «плюс» от зажигания.
Рис. 4. Разъем реле дворников 2108. Для решения намеченной цели пригодится приобрести и «восьмое» реле дворников. Оно войдет в подсборку, показанную на рис. 3 и на фото 2. К разъему реле дворников 2108 (поз. 3 на фото 2) фактически один к одному подходит шестиконтактный (с клеммами «мама») разъем «жигулевского» подрулевого тумблера (рис. 4) – см. поз. 2 на фото 2. В этой же подсборке участвует колодка разъема, оставшегося от штатного реле дворников (поз. 1), – с 4-мя контактами. Она перешла из стойки под панель устройств. Пучок проводов, ранее уходивший к низу стойки, растянули наверх. Сейчас на контакт 4 этого разъема при включении омывателя будет подаваться «плюс», что обеспечит несколько взмахов щеток.
Сперва доработаем разъем (поз. 6 на фото 2) подрулевого тумблера (на жгуте, идущем из салона под капот). Он таковой же, как у «восьмого» реле на рис. 4. Вынув из разъема тумблера провода с контактами 4, 5 и 6 и объединив их, соединим с проводом, извлеченным ранее из четырехконтактного разъема – см. А на рис. 5. Тем составим питающую цепь мотора.
Рис. 3. Подсборка: Р – дополнительное реле; РД – реле дворников 2108; РЗ – разъем. Рис. 5. Принципная схема управления дворниками: ПП – подрулевой тумблер; ДО – движок омывателя. Включение омывателя нужно организовать по-другому – штатная схема (с управлением по «минусу») уже не подходит. Один провод моторчика насоса соединим с «минусом». 2-ой же идет в салон – на двухконтактный разъем омывателя (поз. 5 на фото 2) под щитком устройств. На один из этих 2-ух контактов должен поступить «плюс» зажигания, другой нужно соединить дополнительным проводом с моторчиком, также со знакомым уже контактом 4 колодки от прежнего реле (рис. 3). На принципной схеме (рис. 5) – это цепь, связывающая «+» моторчика омывателя с контактом 86 «восьмого» реле, а на фото 2 – голубой провод. Сейчас при подаче «плюса» на контакт 4 сработает омыватель, а дворники совершат три-четыре взмаха. Проверьте это.
Стеклоочиститель готов к работе, сможете воспользоваться. Возни не так много, а положительная сторона явна – стоимость переделки жалкая, нужных (в том числе при отказе) запчастей везде много. Но есть и другая возможность. В продаже сейчас встречаются особые реле такого же предназначения, что у нас, – конвертировать метод работы «классических» дворников. Перепаивать ничего не придется, есть регулируемая пауза. Бесспорные плюсы. Но такое реле в пару раз дороже родного «восьмого», а главное – приобрести его трудно. Минус суровый.
Кстати, сегодня продаются и «восьмые» реле дворников с паузой. Врубается такое в цепь, как и обыденное, – вставив его в собранную нами цепь, вы получите те же потребительские свойства, что и со особым реле, упомянутым выше.