Спаси и сохрани
Спаси и сохрани
Итак, выкарабкались на сберегал, отдышались, избавились от стресса. Пора бы и добро выручать, только как это сделать, не прибегая к помощи водолазов, подъемного крана и иным дорогостоящим методам?
Опробованный нами способ не нов – еще Архимед направил внимание, что «всякое тело» в воде весит еще меньше, чем на берегу. Автомобиль – не исключение. Для операции по подъему малолитражки класса «жигулей» пригодятся три камеры от колес грузовика, для «уазика» – пять-шесть (удобнее размером 260х508 – их и отыскать легче, и работать с ними удобнее), подходящий шланг для накачки, к примеру, «кислородный», несколько тройников, компрессор, аккумуляторная батарея и какое-нибудь плавсредство. Не повредят маска, ласты, трубка – придется нырять.
Сперва подготовим арсенал: из медной трубки подходящего поперечника спаяем тройники; вывернув золотники, выжмем воздух из камер и стянем эти рулеты веревочкой, чтоб не набирали ранее времени воздуха, – по другому с ними не нырнешь.

Кусочками шланга через тройники соединяем камеры в гирлянду, затыкаем свободный конец пробкой, привязываем к нему поплавок, грузим эту снасть в лодку, туда же аккумулятор и компрессор и берем курс к месту погружения.

Найдя «утопленника», сбрасываем камеры за борт (они не утонут, ну и поплавок на всякий случай есть) и обследуем положение автомобиля на деньке. Если он на колесах – считайте, подфартило: остается нырнуть, открыть дверь (лучше переднюю), запихнуть в салон камеры (две – на фронтальные сидения, одну – на заднее) и снять с их веревочные бандажи. На этом шаге торопиться не следует. Лучше сделать несколько погружений – расправить по способности камеры в салоне, закрыть двери, а шланг вывести через окно.
Положение машины ввысь колесами наименее комфортно, но не принципно. Достоинство предлагаемого метода подъема в том, что выплывет она все равно крышей ввысь.
Сейчас пора забраться в лодку, подключить к плавающему концу шланга компрессор и «продуть балласт». Учтите, что заполнение под водой 3-х зиловских камер «Мустангом» отнимет на теоретическом уровне около 10 минут, но реально будет нужно около получаса. Через три-четыре минутки дайте компрессору остыть. Если их два – попеременно меняем по мере нагрева.

Тут тоже спешить не следует. Лучше, если ныряльщик временами будет держать под контролем ход процесса. Машина всплывает медлительно, и если форсировать событие лишней накачкой баллонов, недолго выжать уцелевшие стекла. А издержек на приведение машины в порядок и без того хватит. Наша задачка – не только лишь спасти машину, да и по способности избежать дополнительных повреждений.
Как из воды показалась крыша либо ее край, выключаем компрессор и затыкаем шланг (в качестве пробки комфортно использовать свечу зажигания). Можно, естественно, зарядить в кузов и пять-шесть камер, заставив его выплыть чуть не стопроцентно, но не считая зрелищности полезности от этого никакой. Довольно оторвать машину от дна водоема и придать ей хотя бы наименьшую плавучесть.
Сейчас дело за малым – привязать к задней проушине веревку и отбуксировать автомобиль к берегу. К задней поэтому, что корма в силу собственной легкости выплывет выше и машину получится подтащить поближе. Дело пойдет резвее, если веревка довольно длинна, чтоб тянуть машину прямо с берега.
Чуть колеса коснутся грунта, появится соблазн выдернуть «субмарину» на сушу каким-либо грузовиком. Не вздумайте – в кузове пара тонн воды, владеющих соответственной инерцией. Верно будет медлительно подтянуть машину ручной либо электронной лебедкой, открыть двери либо подождать, пока вода сама стечет через зазоры, и только позже вытаскивать совсем.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
«Знаешь, как выкарабкаться наружу из тонущей машины? Как машина задела воды, необходимо стремительно открыть окно, отстегнуть ремень и ожидать, пока она наполнится водой. Только тогда, задержав дыхание, ты сможешь выкарабкаться!»
Так, ссылаясь на «Энциклопедию выживания в экстремальных ситуациях», утверждает узнаваемый производитель мужского дезодоранта в собственной рекламе. Мы, естественно, за достоверность маркетинговой инфы ответственности не несем, о чем предупреждаем вас в каждом номере журнальчика. Но реклама – крупно и на видном месте, а предупреждение – мелко и в самом конце – не всякий рассмотрит.
Это маленькое отступление от основной темы материала – подъема автомобиля со дна водоема – вызвано тем, что три года вспять мы провели натурный, без всяких натяжек опыт – падение автомобиля в воду (см. ЗР, 2002, № 10). И наш метод спасения из тонущей машины несколько отличается от «энциклопедического». Машина, естественно, вещь дорогая, но жизнь дороже, потому снова напомним «правила поведения на воде».
Итак вот, «как только автомобиль коснулся воды», ваша основная задачка – уцелеть в этот момент! На практике «касание» воды, если только машину не опускают подъемным краном, – это сильный удар. (Кто падал на воду животиком – знает!) Еще в полете к удару следует, как может быть, приготовиться – наклониться на примыкающее сидение, поближе к панели устройств, и прикрыть голову руками. Ветровое стекло под напором воды, вероятнее всего, вломится вовнутрь и если встретит на собственном пути вашу голову – вынимать автомобиль будут неутешные наследники. То же относится к фронтальному пассажиру, его задачка – залечь рядом с вами.
Допустим, это удалось: автомобиль плавает, медлительно набирая воду и увеличивая дифферент на нос, а вы в сознании. У вас в припасе около 2-ух минут, пока машина совсем не спрячется под водой. Посиживать и ожидать, когда вода подступит к стеклам, нельзя – немедля откройте, а не получится – разбейте ударом локтя стекло, выбирайтесь из машины и плывите к берегу. То же касается и пассажиров. Пробовать открыть дверь, пока машина не заполнилась водой, – дело безвыходное. Если уж не удалось выкарабкаться в окно (не раскрывается либо покрытое пленкой стекло не бьется, а ветровое при ударе о воду устояло), у вас остается последний шанс – пока автомобиль на плаву, глубочайшим дыханием вентилируйте легкие (это позволит вам излишних несколько секунд обойтись без воздуха), а когда вода заполнит практически весь салон, отоприте дверь и, удерживая замок в открытом состоянии, давите на нее безпрерывно, что есть силы. Знакомого щелчка не будет, потому не оторвите сгоряча рычаг. Через несколько секунд дверь плавненько раскроется – всплывайте!