ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
КЛУБ Автовладельцев
/ЭКСТРИМ
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
КАК ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ
Водные преграды идеальнее всего форсировать по мосту. Жалко, что есть они не всюду. А если вброд - к тому же короче?
В ТЕОРИИ
Дело-то нехитрое, в особенности в знакомом месте. Хотя без разведки лезть в воду все-же не стоит. Был у нас таковой случай. Поехал сосед за реку на покос. Переправился, аки по суху, благо, глубина там - воробью по колено. Как сунулся вспять - и машину утопил, и сам еле вынырнул. Оказалось, местный экскаваторщик подкалымить решил - начерпал с брода пару самосвалов мытой гальки. Подумаешь, яму через один день затянет, зато как комфортно: и подъезд неплохой, безвозмездно и совершенно рядом!
Так что сперва берем шест и оцениваем обстановку. Дно должно быть жестким и более-менее гладким. Камни и большие коряги могут разрушить кузов и подвеску. В ил либо песок просто закопаться. Идеальный вариант - маленькие обкатанные камешки и песочек. Неопасная глубина для обыкновенной легковушки - до половины колеса, от силы до порогов. Если не гнать волну, она не зальет систему зажигания и не попадет в салон. Единственное, чего стоит бояться - низковато расположенный воздухозаборник. Но о нем чуток позднее.
Более суровое "погружение" просит специальной подготовки. У вентилятора с механическим приводом непременно снимаем ремень. Обстоятельств две. Во-1-х, брызги от него могут залить распределитель, и мотор заглохнет среди брода. Во-2-х, лопасти вентилятора, загребая воду, обязательно изогнутся - вода в тыщу раз плотнее воздуха - и отлично, коль не достанут до радиатора.
Если масляный щуп болтается в гнезде, уплотняем посадку подручными материалами - к примеру, кусочком целофана.
Сапуны мостов и коробок воду не пропустят - при условии, что вся их внутренность на месте и работает как надо. Сомневаетесь - оберните "вытяжку" чем-нибудь непромокаемым. Не считая этого, агрегаты до купания лучше остудить - заехать в воду по мосты и подождать несколько минут. По другому воздух, охлаждаемый в замкнутом объеме, втянет вовнутрь рабочие кромки сальников, открывая путь воде.
Непременно проверьте, где находится воздухозаборник. Нередко он размещается так низковато, что готов "пригубить" из мельчайшей лужи. А схватив воды, мотор в наилучшем случае заглохнет. В худшем - востребует полгого ремонта с подменой шатунов, поршней и головки блока. Выход прост. На период плавания отсоедините шланги воздухопритока от корпуса воздушного фильтра. Для полного спокойствия переверните его патрубками ввысь.
Когда вода достигнет вершин колесных арок, автомобиль выплывет. Во всяком случае, архимедова сила значительно уменьшит сцепной вес. В большинстве случаев это происходит у "классики" с ее багажником-поплавком. Далее машина сумеет двигаться разве что по течению: ведущие колеса дна чуть касаются, а к гребле не адаптированы. Чтоб ваше движимое имущество не уплыло, заблаговременно загрузите машину нерастворимым балластом. А ценные вещи переложите в неопасное место.
И, в конце концов, буксирный трос тоже рекомендуем прицепить заблаговременно. Находить проушину под водой, в особенности прохладной, малоприятно.
Ничем не порадуем хозяев авто с катализатором: его раскаленная глиняная внутренность может не выдержать резкого остывания. А кислородному датчику для работы нужен воздух. Задержка дыхания при погружении наверное вызовет сбой в программке управления движком. Недаром заводская аннотация купать подобные машины воспрещает.
Сейчас о правилах поведения на воде. Едем под острым углом, немного по течению с упреждением на снос и не спеша. Волну стараемся подымать гораздо меньше. Чтоб вода не залила глушитель, обороты поддерживаем выше средних. Исходя из этих критерий намечаем передачу - обычно первую.
"Доплыв" до берега, выбираемся на твердь и сушим колодки, пару раз притормаживая на ходу. А дома непременно проверяем масло в агрегатах - не появилась ли там смесь. Если вода попала в салон, готовьтесь к разборке: само не высохнет. Ленивый через пару недель сумеет вдохнуть смрад гниющего теплоизолятора.
НА ПРАКТИКЕ
"Сам не попробуешь - другим не расскажешь", - под этим лозунгом мы направились на практические занятия.
Первым двинулся в воду УАЗ. Бравируя армейской удалью, он без усилий достигнул стремнины и, погрузившись практически на метр, стал бороздить водную гладь во всех направлениях. А чтоб совсем утереть нос штатским легковушкам, шофер решил выскочить на сберегал, вздымая волны, и переключился на последующую передачу. Но стоило ему выдавить сцепление - машина сходу тормознула: какой накат может быть в воде! При троганье, конвульсивно дернувшись, колеса здесь же закопались в песок, "ватерлиния" ушла под воду, и мотор, прощально булькнув, захлебнулся. А мы остались без головного тягача.
На выручку устремилась инжекторная "Нива" с лямбда-зондом и катализатором. Нельзя, естественно, но трактора у нас нет, а выручать "вояку" нужно. Чуть зацепили трос, как и 2-ой вездеход вошел в дно по мосты. Движок замолчал - еще одним утопленником стало больше.
Пришлось использовать испытанную "длинноватую" "Ниву". Пусть она не настолько современна, с карбюратором, зато жива-здорова и на берегу. Оттуда длинноватым буксиром она просто выволокла несостоявшихся мореходов на твердую почву.
Урок пошел впрок. Сейчас мы удостоверились, что останавливаться на переправе нельзя. Течение стремительно размывает грунт, засасывая недвижные колеса не ужаснее болота.
Хотя брод был поглубже "беспроблемной" отметки, испытывая легковушки, решили ограничиться мало разумной подготовкой: убрали магнитолы и отсоединили низковато расположенные воздухопоглотители на "Волге" и "10-ке" (на "Волге" довольно снять два шланга с патрубков воздушного фильтра).
VAZ 2109 и 2110 уверенно преодолели водную преграду, хотя легкий задок практически выплыл, норовя развернуться по течению. К счастью, на переднеприводном автомобиле основной вес приходится на фронтальные - ведущие - колеса, и они отлично цепляются за грунт. К тому же, если машину разворачивает, остается возможность подправить курс рулем и умеренным газом. "Классика" таковой способности лишена, да и "Жигули", и "Волга" с заданием совладали (правда, ценой подтопленного салона "шестерки").
Настал черед "Оды". Для контраста двигаться решили задом наперед. В этом есть собственный резон - воды в движок попадает меньше. Сначала все шло отлично. Но как арки скрылись в воде, ИЖ, покачиваясь на волне, устремился вниз по течению. Машина оказалась достаточно герметичной и тонуть не желала, а ниже по речке глубина - с руками!.. С трудом одолев напор стихии, смогли открыть дверь и, наполнив салон водой, быстренько притопить машину на мелководье. Брод остался далековато в стороне, а глубина - по стекла дверей! Умопомрачительно: на поверхности только воздушный фильтр, а незаглушенный в суете движок продолжал работать! Ехать, правда, все равно было некуда. Но какова живучесть! А молвят, главное, чтоб кузов с оцинковкой...
Вынули утопающего все той же карбюраторной "Нивой" с длинноватым тросом. В ил решили не соваться: эта "Нива" была последней надеждой, так как ее инжекторная сестрица, даже слив воду из глушителя, заводиться отрешалась.
К концу денька подсчитали утраты. "Козлику" в стартер и сцепление набился песок. Все заработало только после прочистки. У VAZ 21214 залило "мозги" - причину неисправности дал подсказку замолчавший электробензонасос. Пришлось снимать блок управления и сушить плату на солнышке. После воздушных процедур впрыск заработал как ни в чем же не бывало. Подфартило! По всей видимости, уцелели и лямбда-зонд с катализатором - ошибок просохший компьютер не нашел, токсичность отработавших газов - в границах нормы. Впрысковая "девятка" избежала "промывки мозгов", хотя вода и попала в салон: блок тут размещен выше, чем у "Нивы".
Если не считать вымокших сидений, "Ода" как будто не плавала. Вероятные сокрытые последствия пока никак не проявились. Вобщем, сушить пришлось все машины. Главное - ни в один агрегат вода так и не попала. Молодцы автостроители! Вобщем, переоценивать способности их созданий все таки не стоит. По другому навряд ли получится выйти сухим из воды.
В плавание уходим без ремня.
От гидроудара "10-ку" выручит перевернутый фильтр...
...а "Волгу" - снятые патрубки.
После промывки "мозги" необходимо просушить.