АКВАКРЭШ Либо КОНЦЫ В ВОДУ
АКВАКРЭШ Либо КОНЦЫ В ВОДУ
КЛУБ Автовладельцев
/ЭКСТРИМ
АКВАКРЭШ Либо КОНЦЫ В ВОДУ
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ, АНДРЕЙ СИДОРОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ
Посреди предупреждающих дорожных символов есть такие, которые непременно дублируют, другими словами перед небезопасным местом устанавливают два раза. "Выезд на набережную" - какой-то из них. Разумеется, делают это непопросту - падение автомобиля в воду очень нередко завершается катастрофически. Различное погибают другой раз уже на мелководье, когда вода чуть прячет крышу машины.
Казалось бы, все знают, что автомобиль, упав в воду, утопает не сходу, а еще некое время сохраняет плавучесть. Огромное количество печатных изданий и кинофильмов авторитетно мусолят одну и ту же легенду о воздушном пузыре, остающемся под крышей терпящего бедствие автомобиля. В нем как будто довольно воздуха, чтоб собраться с идеями, вдохнуть в итоге глубже и, открыв дверь, благополучно покинуть металлический склеп.
Оставим эти советы на совести создателей. Они, видимо, начитались детективов с погонями. Чтоб осознать, что все-таки происходит по сути, необходимо самому побывать в шкуре утопающего. Подчеркнем, конкретно человека, реально попавшего в такие происшествия, а не каскадера из боевика. У того в машине припрятан баллон с воздухом, за кадром уже стоят наготове подъемный кран, катер, а на деньке - пара водолазов.
Учебные пособия тоже часто опираются на опыт, приобретенный в щадящих критериях: кафельный бассейн, тепленькая прозрачная вода и очень медленное развитие событий. В жизни все происходит по другому. Как?
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КАСКАДЕРА
Необходимо поставить опыт без всяких натяжек, на серийном автомобиле сделать так, чтоб успеть снять все Ремонт и эксплуатация на фотопленку. Потому сценарий разбили на две части. 1-ая - погружение с пологого берега, без прыжка, когда можно оценить поведение автомобиля на плаву и выработать метод спасения экипажа, 2-ая - реальный прыжок с трамплина и последующие деяния с учетом приобретенного опыта.
ГЕРОЙ Денька
Исполнить загаданое вызвался наш сотрудник Петр Торичный. В прошедшем мореплаватель, служивший срочную на Тихоокеанском флоте, он еще тогда вволю хлебнул романтики грозных флотских будней. Утопал на корабле, участвовал в спасении подводной лодки. После службы колесил на фуре по извилистым горным дорогам Тянь-Шаня, благополучно выкарабкался из ушедшего под лед "Урала" на реке Печоре (см. ЗР, 2001, № 1, 2, 3, "Евразийский путь"). Кому, как не ему, человеку с стальными нервишками и абсолютной невозмутимостью, можно было претворить в жизнь рискованную затею! И сделал он это в высшей степени мастерски.
ПОГРУЖЕНИЕ
Батискафом назначили "Оду". Она, как нам показалось, очень соединяет внутри себя особенности всех российских легковых машин - кузов хэтчбек, задний привод, карбюраторный движок и отсутствие электроники.
Итак, оборудовав пологий съезд в воду, ставим "Оду" "на ход" и в последний раз обговариваем порядок действий водителя. Опыта схожих погружений пока, естественно, никакого, потому ориентируемся на ранее известное нам о том, как надо открывать под водой дверь, набирать в легкие воздух и не спеша, без суеты покидать машину, плавненько идущую ко дну. В воде уже посиживает фотограф с аквалангом и с нетерпением ожидает добычу.
Когда солнце расположилось лучшим образом, он говорит о готовности, и мы, дружно навалившись, отправляем Петра в недолгое плавание. Чуть вода скрыла колеса, машина внезапно просто выплыла и по инерции направилась в данный квадрат акватории. На берегу пустили секундомер.
Уж вот не задумывались, что наш "щелеватый" российский автомобиль окажется настолько плавучим! Первую минутку его погружение было чуть приметным, через две на поверхности еще маячила корма и задние колеса, и только через 2 мин. 34 сек., со свистом выпустив оставшийся воздух, "Ода" встала вертикально и камнем ушла на дно. Потянулись самые долгие секунды ожидания. На берегу солнышко, трава, птички чирикают, а каково там, на пятиметровой глубине Петру?
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
...Сначала было весело. Машина, покачиваясь, неторопливо плывет по озеру, не реагируя на руль, газ и тормоз. Сижу как подопытный зайчик не способен чего-нибудть поменять. Вода меж тем лупит струйками изо всех щелей и уже подбирается к сидению. Но воздуха еще много, ну и пузырь под крышей обещали - чего волноваться-то?
Тем временем вода уже основательно затопила салон и прибывала все резвее, машина стала стремительно заваливаться на нос. Оставшийся воздух скопился около пятой двери и со свистом вырывался наружу. Далее действия развивались еще стремительней, чем ждал - пора бы и на поверхность. Переплываю на заднее сидение ближе к остаткам воздуха, чуть успеваю последний раз вдохнуть, как чувствую, что машина пошла ко дну. Пробую открыть заднюю дверь - не выходит: чувство такое, как будто слетела тяга замка. Пробую опустить стекло, но впору вспоминаю, что на "Оде" в эту пятнадцатисантиметровую щель не протиснешься. Ныряю на фронтальное сидение в надежде выскочить через переднюю дверь. Да и она не раскрывается. А воздуха в легких осталось, кажется, на несколько секунд, что совершенно не располагает к размышлениям. Кое-как сообразил, что замок двери в порядке и рвать его рычаг совершенно не непременно. Удерживаю его в открытом положении, упираюсь плечом в дверь, а ногами во что-то справа и понемногу выжимаю дверь наружу. Путь свободен и как нельзя кстати - очень охото дышать!
Накинув трос лебедки на буксирное устройство, машину подтянули к берегу, чтоб снова снять погружение, но уже с поверхности воды.
2-ой раз тонуть машина решительно не желала и дрейфовала на плаву заместо 2-ух с половиной четыре минутки! Намокшие уплотнения дверей, оказалось, держат воду еще лучше сухих. Но постепенно под воду ушел поначалу нос, а скоро и корма. В сей раз Петр, осмелев, решил спасаться через стекло фронтальной двери. Чуть "Ода" пошла ко дну, он стремительно опустил его, дождался, чтоб не плыть против потока, когда вода совсем заполнит салон, и относительно просто выпорхнул на поверхность.
3-ий и 4-ый дубли были для него уже развлечением, но посодействовали выработать лучший метод спасения.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Не следует ожидать, пока вода заполнит салон. Чем меньше в нем воды, тем больше у вас времени придти в себя после приводнения, быстрее опустить стекло двери и выкарабкаться через него поначалу на крышу машины, найти, в какой стороне сберегал, и вплавь добираться до него.
То же самое должны сделать и пассажиры. Если стекла задних дверей опускаются недостаточно - их нужно разбить. Сделать это тяжело - каленое стекло достаточно крепкое, потому, не дожидаясь, пока вода дойдет до него, стекло необходимо опустить на несколько см, чтоб его верх вышел из паза двери, и локтем что есть сил стукнуть в центр верхней кромки.
Если же время упущено и вода подбирается под потолок, вышибить даже полуоткрытое стекло достаточно тяжело - вода отлично амортизирует удар. Тогда необходимо попытаться набрать в легкие побольше воздуха и, удерживая ручку замка двери в открытом положении, очень и безпрерывно давить на дверь плечом: через несколько секунд она поначалу медлительно двинется с места и далее пойдет уже легче. Главное тут не паниковать и держать в голове, что даже совсем нетренированный человек без особенного труда может задержать дыхание и пробыть под водой 15 секунд. Чтоб спастись, этого полностью довольно.
Естественно, рекомендовать просто, но, во-1-х, мы все это сделали сами, а во-2-х, если не следовать этим легким правилам, то шансов выжить в таковой ситуации у обычного смертного малость. Выбор на самом деле сводится к двум вариантам - спастись либо утопнуть.
Кстати, не так издавна из неглубокого подмосковного водоема выловили "Волгу", а в ней - утонувший шофер. И вырванные с мясом и обломанные ручки замков дверей...
Но не будем о печальном, представим - спаслись, пришли в себя и вновь способны правильно мыслить. Самое время поразмыслить о спасении автомобиля. Ну не кидать же его на деньке - он еще послужит. Тут тоже есть свои хитрости.
С МЕСТА В КАРЬЕР
Карьер этот когда-то пичкал глиной маленький кирпичный заводик. Завода издавна уже нет, а на месте карьера образовалось болотистое озерцо. Обрывистые берега, достаточная глубина - наилучшего места для 2-ой части опыта не сыскать. По нашим расчетам, машина, передвигающаяся со скоростью 60 км/ч, вылетая с полутораметрового парапета с маленьким, около 5 градусов, трамплинчиком, ударится о воду со скоростью около 17,5 м/с. При всем этом на ветровое стекло, даже с учетом его наклона, будут давить несколько тонн воды. Стекло, конечно, не выдержит, провалится в салон и обвалится на водителя. Чтоб его обезопасить, ставим под стекло меж "торпедо" и крышей широкую доску и закрепляем ее распоркой под заднее сидение. Рядом с рычагом коробки фиксируем острый ножик (перерезать ремень, если вдруг откажет его замок) и молоток (разбить окно двери, если ее заклинит либо сломается стеклоподъемник). Вот и все, что мы позволили для себя в части доработки автомобиля. Согласитесь, не так много, чтоб опыт нельзя было считать незапятнанным.
Дублей прыжка не планируем, потому стараемся все предугадать заблаговременно. Папарацци встали на "номера" и застыли в предвкушении красивых "выстрелов". "Ода" быстро стартует по собственной взлетной полосе, красиво взлетает в воздух и отрывается от шлейфа пыли. Пропархав метров 10, врезается в воду и ныряет, оставив на поверхности фонтан брызг. Не успели свалиться последние капли, как ИЖ, как будто пробка, выскочил и закачался на воде с беспомощно повисшим на распорке раздробленным ветровым стеклом.
Еще несколько секунд, и в открывшемся окне возникает Петр, не торопясь залезает на крышу и вплавь отчаливает к берегу. "Ода", даже значительно хлебнув воды, держится на плаву. В таком положении ее и подтащили к берегу.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
ГРУЗОВ
Если машину вытаскиваем буксиром, то, как крыша покажется на поверхности, откроем одну из дверей, лучше ту, которая поглубже. Не сделай этого, и вода, уходя через щели кузова, создаст в нем разрежение, достаточное для того, чтоб крышу всосало вовнутрь см на 10, что, кстати, чуть не случилось с нашей "Одой".
Если для подъема привлечен кран, идеальный вариант строповки такой: закрыть двери, опустить стекла дверей, просунуть в окна две широкие крепкие доски и под их выступающие концы завести чалки. Подымать машину необходимо очень медлительно - в ней плещутся две-три тонны воды, и если она не будет успевать стекать, кузов деформируется. Пропустить трос под крышу без досок - верный метод сложить ее домиком и подвести кузов под списание.
ПОСЛЕ БАЛА
Прыжок состоялся, зрители, удовлетворенные потехой, стали понемногу расходиться, а мы, погрузив "субмарину" на прицеп, доставили ее в гараж, отмыли от ила и песка и принялись подсчитывать боевые утраты.
Не считая тривиальных - стекло, фара, сорванный и утонувший фронтальный номер, выявляются и другие. Грязь проникла везде - в бессчетные коробки реле, в стартер, в ступицы колес и даже в подшипники! Радиатор загнут в дугу, но плотности не растерял. Лопнула правая опора мотора. Отметим, что гидроудара мотор счастливо избежал - перед самым касанием воды Петр, не выключая передачу, вдавил педаль тормоза в пол и таким макаром практически одномоментно приостановил движок.
Что касается воспоминаний от самого полета, то удар о воду шофер практически не ощутил - машина вошла под острым углом. Ударься она плашмя, всем днищем и без скольжения - итог был бы другим. Самое колоритное воспоминание - вдруг затрещавшее и вваливающееся вовнутрь ветровое стекло, а за ним столб воды. Выручила подпорка, по другому удар стеклом пришелся бы как раз по голове. Вероятный вариант поведения в таковой ситуации, обеспечивающий хоть какую-то защиту, - очень наклониться вперед либо вбок и закрыть голову руками.
Естественно, шансов уцелеть при падении в воду с высочайшей скорости малость, но они есть. А если не паниковать, действовать верно и осмысленно, то возможность остаться в живых значительно возрастет. Но настоящее мастерство вождения заключается не в знании приемов самоспасения, а в предвидении неблагоприятных событий и умении их избегать. z