ОКНА В МИР
ОКНА В МИР
ИГРА С ЛИСТА
Начальной заготовкой для авто стекол всегда служит так называемое листовое стекло. Маленькие фабрики получают его от больших поставщиков, так как оборудование для производства драгоценное. Сырье – просеянный песок, соду, известняк, доломит – засыпают в отдельные бункеры. Автоматические устройства точно отмеряют каждый компонент, по транПодвескаерной ленте смесь отчаливает в печь. Расплав стекает в нижнее отделение, где его выдерживают при высочайшей температуре несколько часов, чтоб удалить пузырьки воздуха. Далее масса попадает в ванну с водянистым оловом, где направляющие ролики присваивают будущему стеклу подходящую толщину и ширину, а на остывшую до 600°С поверхность осаждаются оксиды металла, придавая дополнительную износостойкость. Прозрачную ленту отделяют от олова и медлительно охлаждают под контролем электроники, чтобы избежать коробления и небезопасных внутренних напряжений. Особое оборудование разрезает непрерывную полосу на листы, комфортные для транПодвескаировки.
Хрупкое листовое стекло при ударе разбивается на осколки с наточенными краями. Потому однослойные стекла, которые устанавливают на авто, проходят дополнительную термическую обработку – закалку (постепенный нагрев и резвое остывание). Их режут, соблюдая чертежные размеры, заготовку помещают в специальную рамку-шаблон по форме оконного проема и нагревают. Прозрачный лист размягчается и воспринимает подходящую геометрию. После того как заготовка побывала в печи, корректировать размеры и форму нельзя. Крепкость закаленного стекла (его по старенькой памяти именуют сталинитом) в 5–6 раз выше обыденного, а когда ее не хватает, получаются относительно безопасные осколки.
Рамку ветрового окна занимает травмобезопасное мультислойное стекло, нередко называемое триплексом (лат. triplex – тройной). Меж 2-ух половинок находится поливинилбутиральная пленка, которая удержит осколки при разрушении. Как и при изготовлении сталинита, заготовки нагревают и присваивают подходящую форму. Далее «бутерброд» помещают в автоклав, где в течение нескольких часов при температуре 150–200°С происходит полимеризация: стекло «схватывается» с пленкой.
На многих дорогих автомобилях мультислойные стекла устанавливают не только лишь впереди, а по всему периметру. Заботясь о безопасности и комфорте, в таких триплексах заместо поливинилбутиральной пленки используют особые шумоизоляционные. По данным производителей, на низких частотах такие стекла понижают рокот на 5 дБ, а на больших – на 8 дБ.
Черные Лошади
Стекла защищают не только лишь от пыли, воды, шума. В ближайшее время на их возложили обязанность беречь пассажиров и интерьер от вредного ультрафиолетового и термического излучения. Нередко для этих целей употребляют тонировку. В промышленных критериях стекла затемняют, добавляя в расплав особый краситель, обычно зеленоватый либо сероватый.
Для мультислойных стекол время от времени используют цветную соединительную пленку. Солнцезащитную полоску обычно напыляют. Наклеивать же «глухую» некрепкую ленту поверх стекла – удел кустарей. Некие производители, чтоб достигнуть высочайшей защиты от ультрафиолета и тепла, наносят особые покрытия. К примеру, прозрачные напыления, рассеивающие огромную часть солнечной энергии. Кондюк на 25% резвее охладит салон машины с такими атермальными стеклами. Но практически у всех защитных покрытий есть и недочеты. Более противный – их просто поцарапать. Кстати, самый обычный метод отличить атермальное стекло – потрогать его, на солнце оно приметно греется.
Сокрытые Способности
Исследования фирм-«стеклодувов» проявили, что в дождик обзор усугубляется на 34%, а реакции водителя притупляются в среднем на четверть. С каплями, попадающими на ветровое стекло, радиво управляются «дворники». А кто смахнет воду с боковых окон? Производители предлагают решение трудности – стекла с гидрофобным покрытием. Попадая на него, капли получают форму шара, и даже слабый ветер просто сдувает их.
Необходимо стремительно убрать наледь снаружи и капельки водяного пара, осевшие с внутренней стороны? Ветровые стекла неких автомобилей сейчас пичкают подогревом. В соединительную полимерную пленку вплавляют тонкие, практически невидимые нити. По договоренности с производителями автомобилей ими опутывают все стекло либо только часть, которую очищают «дворники». Таковой размораживатель эффективнее обыкновенной «печки», но за комфорт приходится платить дополнительными затратами энергии, ведь мощность таких обогревателей – 5–10 Вт/дм2.
Более дорогой вариант подогрева – на внутреннюю сторону ветрового стекла наносят пиролитическое (металлизированное) покрытие, к которому подведены провода. Эффективность и мощность такового обогревателя выше, потому обычных 14 В бортовой сети не хватает. На многих машинах бизнес класса уже появились преобразователи, повышающие напряжение до 42 В. Возможно, когда везде введут этот эталон электрического оборудования, стекла с «горячим» покрытием появятся и на доступных автомобилях. Кстати, напыление делает и другие обязанности – к примеру, отражает солнечные лучи, препятствуя перегреву салона.
А если стекло бликует, в нем отражаются Ремонт и эксплуатация салона? Стекольщики позаботились и об этой дилемме, опробовав антибликовое покрытие. Эффективность подтвердили тесты на ветровом стекле, расположенном под углом 60° – таковой наклон в большинстве случаев употребляют конструкторы в угоду дизайну и аэродинамике. Дополнительное напыление приглушает до 40% противных бликов.
СВОЕ НОШУ С СОБОЙ
В ближайшее время производители девайсов все почаще поставляют на автозаводы не отдельные Ремонт и эксплуатация, а сборочные модули: так сберегают время и Энциклопедия грузовых автомобилей при монтаже. Изготовители стекол тоже не остаются в стороне. Прозрачную деталь помещают в специальную форму, по периметру наносят термопластичный эластомер. После полимеризации вокруг стекла выходит профилированная рамка – размеры и установочный угол для монтажа персональны для каждой модели. А далее модуль посылают на автозавод, где на рамку наносят клей-герметик и «вкладывают» окошко в кузов.
По сопоставлению с обыкновенными вклеенными стеклами (резиновые уплотнители, удерживающие ветровые стекла на старенькых моделях, невозвратно уходят) при установке модулей требуется меньше клея, они точно встают в просвет, обеспечивая наилучшую плотность и аэродинамику.
Нередко модули несут на для себя и дополнительное оборудование. Некие операции по установке, требующие сложного монтажа либо четкого позиционирования, ведут вручную: к примеру, прокладывают кабели дополнительных стоп-сигналов, провода подогрева, ставят шарниры. В других случаях употребляют автоматическую рабочую силу – ботам доверяют монтировать ножки зеркал, площадки под датчики дождика либо освещенности.
Еще не так давно многие автовладельцы считали верхом совершенства триплекс, за который переплачивали две-три цены. Сейчас балованного обилием технических новинок водителя уже тяжело кое-чем изумить. Может быть, к тому же поэтому, что он глядит на мир через «призму» современных стекол.
НАША СПРАВКА
По ГОСТ 5727-88 ветровое стекло должно пропускать более 75% света, фронтальные боковые – 70%, другие – не регламентируются. Коэффициент светопропускания не установлен также для люков, панорамных крыш и солнцезащитных полос на высшей части ветрового стекла.