Авто Сбор В ФЕРГАНСКОЙ Равнине
Авто Сбор В ФЕРГАНСКОЙ Равнине
РЕПОРТАЖ ЗР
Авто Сбор В ФЕРГАНСКОЙ Равнине
Наверняка, у каждого есть на земле место, куда охото возвратиться. Для меня одно из таких мест - небольшой узбекский городок Асака, который не на хоть какой карте и найдешь. Напомним: тут вот уже 18 месяцев работает 1-ый в Узбекистане автозавод "УзДэуавто"
(см. ЗР, 1996, № 1, 10).
Лена ВАРШАВСКАЯ
Узбекистан - Москва
Кто-то неутомимо спорит о корректности политической полосы управления Узбекистана. Кто-то колеблется в обоснованности экономических решений, принимаемых в среднеазиатской республике. Кто-то просто не верует в перспективы "отсталой хлопковой окраины" бывшего Союза.
Но стоит в один прекрасный момент побывать тут, в Асаке, осмотреться вокруг, побеседовать с людьми - и скептицизма как не бывало. Нет, не поэтому, что все в Узбекистане выше всякой критики. А оттого, что тут всегда есть отличные анонсы.
Со времени прошедшего приезда прошел практически год - анонсы сыпались как из рога обилия.
Забор вокруг завода, кажется, стал более неприступным, а охрана сделалась намного строже (были на то основания, как нам намекнули). Чуток выросли у строения дирекции елочки, все в радугах от поливальных фонтанчиков. Ольга Борисовна, главный экономист, научилась водить машину и сейчас, как все руководители завода, сама ездит на "Нексии". Прежнего первого заместителя генерального директора - немолодого, мудрейшего корейца, строившего предприятие, - сменил новый - юный, энергичный, живо всем интересующийся государь Пак. Выпустили 50-тысячную машину: небольшой, но юбилей. "УзДэуавто" закончил быть диковинкой, кое-чем внеземным. Меньше стало эйфории, больше - обычной, ежедневной работы.
Похоже, только известный на всю республику асакинский плов из какого-то особого, только тут возрастающего риса остался постоянным.
К примеру, выяснилось, что даже не так давно попавшие в редакцию "Тико" и "Нексия"... уже устарели! Не успели мы написать об их плюсах и недочетах, как 1-ые успели приумножиться, а вторых убавилось.
На "Тико" есть сейчас центральный замок дверей, раскрывается изнутри крышка бензобака. Смущало в "малышке" отсутствие задних стеклоочистителей, очень нужных на запятанных русских дорогах, - появились, давно ожидаемые! Вызывали прирекания тормоза - они улучшены. Бампер усилен дополнительной силовой опорой из стали, что, непременно, сделало автомобиль безопаснее. Ну как, впечатляет? Тогда - главное: отпускная стоимость на "Тико" снижена на 10%!
Есть приятные перемены и в "Нексии". Сейчас на нее ставят шины шириной не 155, а 175 мм, и с ними машина приметно похорошела, обретя пропорциональность. Плюс к этому изменяется на более современную панель устройств, малость другим становится и внешний облик автомобиля (вобщем, это хоть и в недалеком, но пока в дальнейшем - с начала будущего года). Опять нужно выделить: нововведения не вызовут подорожания "Нексии". Сейчас хоть какой россиянин может приобрести в автомагазине Узбекистана "Тико" от 5 268 баксов, а "Нексию" - от 9 026 баксов - и никакого растаможивания!
"А цвета наши новые лицезрели? - спросили на заводе. - Непременно поглядите, прекрасные". Целый набор новых "металликов" восполнил цветовую палитру узбекских "дэу": от великодушного темно-лилового до сверхжизнерадостного "полинезия грин" (даже когда произносят это заглавие, все улыбаются).
"А вы лицезрели? А вам нравится? А понимаете?"... - эти фразы слышишь на "УзДэуавто" то и дело. Новостями готовы поделиться в дирекции, в цехе, на площадке товарной продукции. Но, естественно, идеальнее всего все знает сам генеральный - Шухрат Фаттахович Юсупов.
- А вы слышали о наших новых заводах? - поначалу, как полагается, интересуется он. И, услышав, что только из коротких сообщений телеагентств, вздыхает: придется, означает, начинать рассказ издалека. - Издавна у нас не были...
За прошлый год "УзДэуавто" пополнилось совместными с Кореей предприятиями по выпуску девайсов. В Андижане сейчас делают сидения, Ремонт и эксплуатация отделки, бамперы. Кстати, смонтирована линия расцветки бамперов, так что с нового года узбекские "нексии" ничем не будут отличаться снаружи от корейских, получив бамперы в цвет кузова. На новеньком заводе бамперы пичкают энергопоглощающим элементом - это сотовая конструкция, распределяющая энергию удара по всей ширине профиля.
Фабрики - с иголочки. Новенькая "безлюдная" разработка, малогабаритное оборудование - загляденье! Хотя сейчас это обычно: современные авто производства в Узбекистане.
Полным ходом идет строительство завода глушителей и бензобаков. Вот-вот сдадут предприятие, выпускающее лаки и краски. Начали строить стекольный завод.
Это все значит не только лишь "сильную промышленную поступь юный республики", как произнесли бы в 30-е годы. А полностью непосредственно - удешевление производства автомобилей и, как следствие, вероятное понижение цен.
Естественно, от Кореи до Узбекистана - не ближний свет. Помните пословицу о телушке, которая за морем - полушка? Полностью естественно желание сберечь на перевозе. При этом не только лишь методом организации на месте производства полностью всех девайсов. Для чего - разумнее кооперироваться с теми, кто их уже делает, и неплохого свойства!
Рессоры, вероятнее всего, будут из Румынии, с нового завода "Крупп", батареи, может быть, оттуда же. Идут переговоры с компанией "Бош", ее совместными предприятиями в Рф. "УзДэуавто" задумывается брать у их свечки зажигания, составляющие впрыска, тормозной системы. Италия готова поставлять стеклоочистители, стеклоподъемники, приводы к ним... Утомились от перечислений? Тогда остановимся, нужно же отложить что-то на позже.
Может, помните, в одном из репортажей мы писали об мерзком горючем, на котором ездят в Узбекистане, - в новехонькие "нексии" на "УзДэуавто" заливали 72-й бензин? Итак вот, больше этого не будет. В Бухарской области вступил в строй опять-таки сверхсовременный кооперативный нефтеперерабатывающий завод. И это нормально, закономерно. Ведь сущность поступательного движения не в том, чтоб сходу сделать огромный прыжок, при этом совсем безошибочно. А в том, чтоб шаг за шагом, выбирая лучший путь, безпрерывно двигаться вперед. Боятся русские потребители, что покрытие кузова не выдержит соленую зиму? Приняли решение об противокоррозионной обработке кузова, подписали контракт со швейцарской компанией, она будет поставлять грунтовку, материалы для фосфатирования, силинга - всего, что "меж" металлом и краской. Закупили по лизингу оборудование и начинают создание железных колес. Дилеры желают часть с дюралевыми? Уже идут переговоры о поставках легкосплавных дисков. На каждый вопрос отыскивают ответ, на каждую претензию - решение. Согласитесь, это не может не вызвать симпатию.
Хотя не все идет гладко. Есть ошибки, которые стоят узбекским автоконцернам очень недешево, тормозя продвижение машин на рынок.
1-ая - маркетинговая политика. Или руки не дошли, или решили, что авто и так купят, но никакой инфы о собственной продукции "УзДэуавто" не распространяло. Дилеры же часто не были заинтересованы афишировать узбекское происхождение "нексий" и "тико" - это позволяло держать более высшую стоимость. Либо сделать хитрецкий ход, объявив, что цены на "Нексию" снижены. Оттого где-то стали появляться слухи, что узбекские машины ужаснее, что на "УзДэуавто" сберегают краску (потому ставят темные бамперы) и еще много чего "удешевили". Дискуссии появлялись самые несуразные.
Очередной суровый просчет очень повредил стилю автомобилей "УзДэуавто" - отсутствие сети сервисных станций и магазинов запчастей. Цены на автосервисах - как на "истинные" иномарки. Не дай боже, что-то выйдет из строя либо пострадает в ДТП! Деньком с огнем не отыщешь, где дешево отремонтировать, с ног собьешься в поисках подходящей запчасти. Хорошо, "Нексия" - для нее подходят некие Ремонт и эксплуатация от "Опеля". А "Тико"? С ней вообщем непонятно как быть. Вот и нет ожидаемого огромного спроса на дешевые и высококачественные, в общем-то, авто. Если большие городка как-то решают вопрос с обслуживанием, то в маленьких, где его нет, Различное воздерживаются от покупки узбекских машин.
На данный момент, произнесли в Узавтопроме, наверстывают упущенное. Открыли несколько дочерних компаний в Рф: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Череповце. Сеть авторизованных станций гарантийного и послегарантийного обслуживания узбекских машин будет создаваться и расширяться. Для этого в русской столице создается центр обучения и поддержки тех, кто желает организовать в Рф собственный автосервис "УзДэу".
Словом, жизнь молодого узбекского автопрома бурлит. По Ташкенту, кажется, "дэу" ездит уже больше, чем "жигулей". В здании Узавтопрома толпятся нескончаемые делегации, просто ходоки, слышится разноязычнкая речь. И каждый в республике может чего-нибудть поведать о заводе, добавив малость от себя. Но что молвят уверенно и все - уже через несколько лет предприятие обновит собственный модельный ряд. Этому веришь. Ведь к неплохим новостям привыкаешь стремительно.
"Нексии" новых цветов смотрятся наряженными.
Внешний облик выпускаемого в Асаке микроавтобуса "Дамас" стал другим: заместо круглых, "лупоглазых" фар в дешевеньком пластмассовом обрамлении - более приличные, современные.
Линия контроля - развал-схождение, тормоза, свет фар и прочее - сплошь компьютеризована.
Ожидают собственного часа на площадке готовой продукции узбекские "кореянки".