ГДЕ НЕКСИЯ ДЕШЕВЛЕ ШЕСТЕРКИ
ГДЕ "НЕКСИЯ" ДЕШЕВЛЕ "ШЕСТЕРКИ"
РЫНОК
ГДЕ "НЕКСИЯ" ДЕШЕВЛЕ "ШЕСТЕРКИ"
Что такое рынок для узбека, можно не разъяснять. Даже термин в республике появился: базаростроение. В одном только Ташкенте их, старенькых и совершенно новых, без малого три сотки. Суета, пестрая смена событий, цветные горы томных помидоров, благоуханных дынь, гулких арбузов, прозрачного, тугого винограда. Схожий на спектакль торг покупателя с торговцем, запах шашлыков, жарких лепешек и самсы... Это типичная форма жизни!
Но есть посреди ташкентских базаров один особый - авто. Сюда по субботам и воскресеньям с самого ранешнего утра стекается моторизованная либо только мечтающая о колесах публика.
На авторынке узбекской столицы старенькых, блеклых машин нет. Тут свое отношение к технике. "Кишлачник!" - с толикой приемущества молвят о тех, кто ездит на грязной либо просто неопрятной машине. Автомобиль должен поблескивать, отражая всеми поверхностями ослепительное узбекское солнце. И владелец (почаще его супруга), без конца моющий выставленную на продажу "кросотку", тут рядовая картина.
Как в автомобильном салоне, стоят новехонькие "тойоты" и "линкольны", нет же ну и мелькнет даже "шестисотый" "Mercedes". В примыкающей Киргизии - сверхльготные условия растаможивания, а возвращающиеся туда немцы, не снискавшие фортуны на исторической родине, везут с собой авто. Часть перетекает в Узбекистан. Цены - забавные. За совсем свежайший " Ниссан Максима", к примеру, требуют всего 13 тыс. баксов (правда, без растаможки, которая, молвят, обойдется еще тыщ... в 5).
Самая же увлекательная часть рынка - та, где продается продукция прямо с завода "УзДэуавто". На большой местности - практически вчера сошедшие с промышленного сборочного потока, с затянутыми полиэтиленом сиденьями (кстати, тут вообщем принято продавать машины с салоном в пленке) - "нексии", "тико", "дамасы" всех цветов и комплектаций. Стоят рядами: в несколько шеренг - "Нексия", за ними - "Тико"... Идешь мимо и стоит замешкаться около какой-либо, торговцы чуть не за руки хватают: бери!
Цены - обалденные.
- Почем? - спрашиваю владельца "Нексии" в полной комплектации (электростеклоподъемники, кондюк, гидроусилитель руля и т. д.), престижного цвета "кашемир беж" (в обиходе "брызги шампанского").
- Семь, - отвечает.
- Чего "семь"? - не сходу понимаю.
- Тыщ баксов, - и, ошибочно расценив мой недоуменный взор, здесь же добавляет. - Будешь брать - за 6 500 отдам.
Нет, это не сон. На ташкентском рынке полностью новейшую "люксовую" "Нексию" продают за $6500. А поторговавшись, можно приобрести и за 6000. Базисная же комплектация обойдется всего в $5500! Уже не было удивления в ряду "Тико", где звучали числа $2900-2500.
Как досадно бы это не звучало, мы можем только позавидовать. Нас это никак не касается. И хотя страшно охото прямо здесь же чего-нибудть приобрести - нельзя! Ведь у автомобилей, продающихся в Узбекистане, нет очень принципиального для нас документа - сертификата происхождения продукта (формы СТ-1), выдаваемого Торгово-промышленной палатой Узбекистана. А без него приобретенную в республике машину придется растаможивать "по полной программке", как корейскую. Чтоб получить форму СТ-1, автомобиль необходимо брать официально, а это уже совершенно другие Энциклопедия грузовых автомобилей: "Нексия" - от $10 000, "Тико" - от $6000, и то для дилеров - юридических лиц (да не на рынке, а во внешнеторговой фирме).
Так что приходится бродить по рынку посреди узбекских "дэу" и облизываться, как кот на сметану. Хотя...
- Бери, - уговаривал торговец. - Из Рф приезжают, приобретают.
- А провозят как? - "наивничаю" я.
- Как? Договариваются... - расплывчато растолковал владелец. И даже именовал стоимость "контракта" - тыща баксов.
Правду он гласил либо просто очень желал реализовать собственный продукт - непонятно. Но слухи о том, что россияне покупают-таки на рынке узбекские машины, прогуливаются и им веришь, зная характеры отдельных, так сказать, представителей таможни.
Да, дешевенькую "Нексию" приобрести не судьба. Как обстоит дело с русскими моделями?
И здесь ожидала убийственная информация. Стоимость вазовской "шестерки" - $6000, а "Волга" - от $10000! Эти машины - самые престижные в Узбекистане, и, скажем, наибольшая стоимость GAZ 31029 в денек посещения рынка была $13000! Устаревшие заднеприводные машины - ненадежно собранные, неуютные - оказались намного дороже еще более современных моделей "Дэу". Чудеса, ну и только!
Разгадка была обычный. В республике сложилось представление о русских машинах, как о более адаптированных к местным условиям - а они очень жестоки. Дороги - не ахти какие. Строят их на данный момент, естественно, достаточно интенсивно, но до эталона еще далековато. Бензин тут с презрением именуют компотом: качество его никуда не годится. Залить в бак А-76 - счастье, поэтому как обычно продают только А-72. Удивительно, но этот "компот" "волги" и даже "жигули" расслабленно "переваривают". А "дэу", хоть и ставят им процессор, адаптирующий к плохому горючему, считается, к "72-му" не адаптированы. Правда, трудность эта временная: вот-вот вступит в строй новый (опять-таки, кооперативный) нефтеперерабатывающий завод, тогда трудности с бензином отпадут. Но публичное мировоззрение еще будет какое-то время прежним: не для Узбекистана, дескать, все эти иномарки. Запчастей нет, с обслуживанием - тоже непонятно что.
В спешке пустив предприятие, которое, даже чуток опережая график, увеличивает выпуск автомобилей, замешкались с созданием структуры, обслуживающей узбекские "дэу". На данный момент ошибку исправляют: открывают сеть сервисных станций, налаживают обеспечение деталями. А мировоззрение уже сложилось - очень сложны корейские модели, "на коленке", в собственном гараже их не отремонтируешь. В каждом же кишлаке открывать автосервис никто не собирается. Или дело "шестерки": за десятилетия выпуска все в их стало знакомо, запчастей - завались, ремонт можно делать, как говорится, "при помощи кувалды и некий мамы"...
Наверняка, так будет длиться недолго. Но пока очень захотелось перенести какой-либо из русских авто рынков в Узбекистан, а ташкентский - к нам.
Узбекистан Лена ВАРШАВСКАЯ
Фото Валерия Утца
Авто, в особенности иномарки, принято продавать с госномерами - как свидетельство того, что машина "незапятнанная" и растаможенная.
Смотри, выбирай, соблазняйся...
Торговцы живут собственной жизнью: едят разносимые торговцами шашлыки, дремлют в машинах, читают...
Теснота, беспрерывное движение, палящее солнце - но желающих тут побродить довольно.




РЫНОК
ГДЕ "НЕКСИЯ" ДЕШЕВЛЕ "ШЕСТЕРКИ"
Что такое рынок для узбека, можно не разъяснять. Даже термин в республике появился: базаростроение. В одном только Ташкенте их, старенькых и совершенно новых, без малого три сотки. Суета, пестрая смена событий, цветные горы томных помидоров, благоуханных дынь, гулких арбузов, прозрачного, тугого винограда. Схожий на спектакль торг покупателя с торговцем, запах шашлыков, жарких лепешек и самсы... Это типичная форма жизни!
Но есть посреди ташкентских базаров один особый - авто. Сюда по субботам и воскресеньям с самого ранешнего утра стекается моторизованная либо только мечтающая о колесах публика.
На авторынке узбекской столицы старенькых, блеклых машин нет. Тут свое отношение к технике. "Кишлачник!" - с толикой приемущества молвят о тех, кто ездит на грязной либо просто неопрятной машине. Автомобиль должен поблескивать, отражая всеми поверхностями ослепительное узбекское солнце. И владелец (почаще его супруга), без конца моющий выставленную на продажу "кросотку", тут рядовая картина.
Как в автомобильном салоне, стоят новехонькие "тойоты" и "линкольны", нет же ну и мелькнет даже "шестисотый" "Mercedes". В примыкающей Киргизии - сверхльготные условия растаможивания, а возвращающиеся туда немцы, не снискавшие фортуны на исторической родине, везут с собой авто. Часть перетекает в Узбекистан. Цены - забавные. За совсем свежайший " Ниссан Максима", к примеру, требуют всего 13 тыс. баксов (правда, без растаможки, которая, молвят, обойдется еще тыщ... в 5).
Самая же увлекательная часть рынка - та, где продается продукция прямо с завода "УзДэуавто". На большой местности - практически вчера сошедшие с промышленного сборочного потока, с затянутыми полиэтиленом сиденьями (кстати, тут вообщем принято продавать машины с салоном в пленке) - "нексии", "тико", "дамасы" всех цветов и комплектаций. Стоят рядами: в несколько шеренг - "Нексия", за ними - "Тико"... Идешь мимо и стоит замешкаться около какой-либо, торговцы чуть не за руки хватают: бери!
Цены - обалденные.
- Почем? - спрашиваю владельца "Нексии" в полной комплектации (электростеклоподъемники, кондюк, гидроусилитель руля и т. д.), престижного цвета "кашемир беж" (в обиходе "брызги шампанского").
- Семь, - отвечает.
- Чего "семь"? - не сходу понимаю.
- Тыщ баксов, - и, ошибочно расценив мой недоуменный взор, здесь же добавляет. - Будешь брать - за 6 500 отдам.
Нет, это не сон. На ташкентском рынке полностью новейшую "люксовую" "Нексию" продают за $6500. А поторговавшись, можно приобрести и за 6000. Базисная же комплектация обойдется всего в $5500! Уже не было удивления в ряду "Тико", где звучали числа $2900-2500.
Как досадно бы это не звучало, мы можем только позавидовать. Нас это никак не касается. И хотя страшно охото прямо здесь же чего-нибудть приобрести - нельзя! Ведь у автомобилей, продающихся в Узбекистане, нет очень принципиального для нас документа - сертификата происхождения продукта (формы СТ-1), выдаваемого Торгово-промышленной палатой Узбекистана. А без него приобретенную в республике машину придется растаможивать "по полной программке", как корейскую. Чтоб получить форму СТ-1, автомобиль необходимо брать официально, а это уже совершенно другие Энциклопедия грузовых автомобилей: "Нексия" - от $10 000, "Тико" - от $6000, и то для дилеров - юридических лиц (да не на рынке, а во внешнеторговой фирме).
Так что приходится бродить по рынку посреди узбекских "дэу" и облизываться, как кот на сметану. Хотя...
- Бери, - уговаривал торговец. - Из Рф приезжают, приобретают.
- А провозят как? - "наивничаю" я.
- Как? Договариваются... - расплывчато растолковал владелец. И даже именовал стоимость "контракта" - тыща баксов.
Правду он гласил либо просто очень желал реализовать собственный продукт - непонятно. Но слухи о том, что россияне покупают-таки на рынке узбекские машины, прогуливаются и им веришь, зная характеры отдельных, так сказать, представителей таможни.
Да, дешевенькую "Нексию" приобрести не судьба. Как обстоит дело с русскими моделями?
И здесь ожидала убийственная информация. Стоимость вазовской "шестерки" - $6000, а "Волга" - от $10000! Эти машины - самые престижные в Узбекистане, и, скажем, наибольшая стоимость GAZ 31029 в денек посещения рынка была $13000! Устаревшие заднеприводные машины - ненадежно собранные, неуютные - оказались намного дороже еще более современных моделей "Дэу". Чудеса, ну и только!
Разгадка была обычный. В республике сложилось представление о русских машинах, как о более адаптированных к местным условиям - а они очень жестоки. Дороги - не ахти какие. Строят их на данный момент, естественно, достаточно интенсивно, но до эталона еще далековато. Бензин тут с презрением именуют компотом: качество его никуда не годится. Залить в бак А-76 - счастье, поэтому как обычно продают только А-72. Удивительно, но этот "компот" "волги" и даже "жигули" расслабленно "переваривают". А "дэу", хоть и ставят им процессор, адаптирующий к плохому горючему, считается, к "72-му" не адаптированы. Правда, трудность эта временная: вот-вот вступит в строй новый (опять-таки, кооперативный) нефтеперерабатывающий завод, тогда трудности с бензином отпадут. Но публичное мировоззрение еще будет какое-то время прежним: не для Узбекистана, дескать, все эти иномарки. Запчастей нет, с обслуживанием - тоже непонятно что.
В спешке пустив предприятие, которое, даже чуток опережая график, увеличивает выпуск автомобилей, замешкались с созданием структуры, обслуживающей узбекские "дэу". На данный момент ошибку исправляют: открывают сеть сервисных станций, налаживают обеспечение деталями. А мировоззрение уже сложилось - очень сложны корейские модели, "на коленке", в собственном гараже их не отремонтируешь. В каждом же кишлаке открывать автосервис никто не собирается. Или дело "шестерки": за десятилетия выпуска все в их стало знакомо, запчастей - завались, ремонт можно делать, как говорится, "при помощи кувалды и некий мамы"...
Наверняка, так будет длиться недолго. Но пока очень захотелось перенести какой-либо из русских авто рынков в Узбекистан, а ташкентский - к нам.
Узбекистан Лена ВАРШАВСКАЯ
Фото Валерия Утца
Авто, в особенности иномарки, принято продавать с госномерами - как свидетельство того, что машина "незапятнанная" и растаможенная.
Смотри, выбирай, соблазняйся...
Торговцы живут собственной жизнью: едят разносимые торговцами шашлыки, дремлют в машинах, читают...
Теснота, беспрерывное движение, палящее солнце - но желающих тут побродить довольно.



