Экспертиза полусинтетических масел
Сколько реально «ходит» полусинтетика? И как это связано с допусками, выданными ведущими автоконцернами?
экспертиза масел
Начав разговор о качестве моторных полусинтетических масел ведущих глобальных брендов (ЗР, 2010, № 3), мы отметили, что ответы на большая часть вопросов могут дать только долгие тесты. Для новейшей экспертизы полусинтетики класса 10W?40 избрали шестерку представителей масляной элиты: Shell Helix Plus, Esso Ultra, ZIC A+, Castrol Magnatec, Mobil Super 2000, Ravenol.
Фальсификат, происхождение непонятновне зачета: Фальсификат, происхождение непонятно
Систематизация: SAE 10W?40, ACEA A3/B3/B4, API SL/CF
Допуски: VW 505 00, MB 229.1
Приблизительная стоимость: 880 руб. (канистра 4 л)

Мы полагаем, что это поддельный Shell. Последующие комменты не имеют смысла. Напомним только, что доброкачественный продукт этого бренда в предшествующей экспертизе был на верхушке пьедестала.
Плюсы:Наконец появился реальный фоновый эталон для сопоставления.
Минусы:Нужно считать, нечто схожее приобрели не мы одни.
Согласно нашей методике эталоны масел закупили в больших магазинах, и было это весной. Прошло полгода: тесты проведены, табель о рангах составлена. Но начнем издалека.
Castrol Magnatec, EU5 место: Castrol Magnatec, EU
Систематизация: SAE 10W?40, ACEA A3/B3, API SL/CF
Допуски: VW 501 01/505 00, MB 229.1, FIAT 9.55535.D2
Приблизительная стоимость: 1200 руб. (канистра 4 л)

Самое драгоценное из всех испытанных. Обладает хорошими защитными качествами, но за счет несколько более низкой энергосберегающей функции. Моющая способность масла отменная, о чем гласит малый уровень отложений. Но в процессе долгих испытаний оно поближе всех подошло к исчерпанию ресурса, а именно по понижению щелочного числа. На прошлых испытаниях было шестым.
Плюсы:Отличные защитные и моющие характеристики.
Минусы:Большая стоимость, высочайший темп уменьшения щелочного числа.
Что и для чего нормируют автоконцерны Защита от износа. Ресурсный параметр, определяемый качествами противоизносных и антизадирных присадок в масле, также его вязкостнотемпературной чертой.

Склонность к низкотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом и концентрацией моющих присадок, также составом и степенью чистоты базисного масла. Оказывает влияние на образование отложений, затрудняющих подвод масла к узлам трения.

Склонность к высокотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом базисного масла и моющих присадок. Оказывает влияние на образование в зоне работы поршневых колец лаковых пленок, затрудняющих их подвижность.

Антиокислительная стойкость. Ресурсный параметр, определяемый концентрацией и составом щелочных присадок, которые нейтрализуют образующиеся кислоты, также составом базисного масла. Определяет способность противостоять окислению масла при контакте с кислородом воздуха и картерных газов при рабочих температурах в движке.

Экономия горючего. Параметр, характеризующий способность масла минимизировать утраты на трение в движке и тем понизить эксплуатационный расход горючего по сопоставлению с эталонным маслом.

Сопоставимость с каталитическими нейтрализаторами. Параметр, определяющий сопоставимость масел с системами угнетения токсичности. Вводит ограничения по содержанию в масле серы, фосфора и сульфатов, накладывает жесткие ограничения по летучести масла и его зольности.

Склонность к образованию сажи. Параметр особо важен для дизельных масел, нацеленных на внедрение в современных моторах с сажевыми фильтрами. При сгорании такие масла не должны создавать дополнительной сажи, затрудняющей работу фильтра и уменьшающей его ресурс. Любой из характеристик определяют по особым методикам и оценивают по десятибалльной шкале.
графикЭти допуски почаще других встречаются у масел-участников нашего теста. Автоконцерны настроены агрессивно! Больше баллов – выше требования. MB, VW и Бмв Longlife… Хоть какое потрясающее масло обычно хвастает одобрением ведущих автопроизводителей. Допусков на этикетках – море: поначалу класс вязкости по SAE, позже группа свойства по API и европейской ACEA, а позже – MB, VW, Феррари, Бмв… А что дополнительно требуют автоконцерны?
Главные требования к качеству масел отлично известны. Это сбережение энергии, защита от износа, склонность к низкотемпературным и высокотемпературным отложениям, антиокислительная стойкость, сопоставимость с нейтрализаторами и склонность к образованию сажи. Чем новее допуски автопроизводителей, тем выше их требования к маслам. Но принципиально то, что по допускам они оставляют далековато сзади требования сертификации API и ACEA! Почему? Поэтому, что автокомпании учитывают реальные условия работы масла в определенном движке. Например, если мотор «алюминиевый», то относительно прохладный и масло в нем более склонно к образованию отложений. Отсюда и требования, выдвигаемые производителем такового мотора. Другой пример – движок класса Евро IV, снаряженный сажевым фильтром и нейтрализатором. Его создатели непременно выдвинут жесткие требования к образованию сажи и сопоставимости с системами угнетения токсичности.
Ravenol TSI, Германия4 место: Ravenol TSI, Германия
Систематизация: SAE 10W?40, ACEA A3/B3/B4, API SM/CF
Допуски: VW 500 00/505 00, MB 229.1,
Бмв – Spezialol, соответствует VW 502 00, 501 01
Приблизительная стоимость: 1000 руб. (канистра 5 л)

Посреди фаворитов по моющей возможности – мотор остается незапятнанным, и это принципиально. Ресурс большой, судя по низкому темпу окисления масла. Но по экономии горючего уступает многим. И что-то велик его угар за цикл испытаний – означает, в старенькых моторах нужно чаще держать под контролем уровень масла. В прошедший раз было пятым.
Плюсы:Доступная стоимость, высочайший класс свойства, нашедший доказательство в испытаниях, отменная моющая способность и большой ресурс.
Минусы:Сравнимо низкие энергосберегающие функции.
Esso Ultra, EU, Бельгия3 место: Esso Ultra, EU, Бельгия
Систематизация: SAE 10W?40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF
Допуски: MB 229.1, VW 505 00
Приблизительная стоимость: 760 руб. (канистра 4 л)

Одно из самых дешевеньких масел нашей подборки, но с очень солидными показателями. В целом подтвердило свое высочайшее место по результатам предшествующей экспертизы, вновь выиграв бронзу. Самые высочайшие антиокислительные свойства и стабильность моторных характеристик подразумевают большой ресурс работы.
Плюсы:Маленький темп окисления, низкий расход на угар, долгая стабильность характеристик.
Минусы:Сравнимо более высочайший уровень высоко- и низкотемпературных отложений.
Рейтинг 1Рейтинг экономичности новых моторных масел в целом повторил то, что мы лицезрели в прошлой экспертизе. Больше – лучше.
Рейтинг 2Высокотемпературные отложения – то, что оседает на боковой поверхности поршней и мешает работать кольцам. Меньше – лучше.
Рейтинг 3Рост кислотного числа – главный показатель антиокислительных возможностей масла. Чем он меньше, тем лучше.
Рейтинг 4Низкотемпературные отложения мы увидим, сняв поддон мотора либо его клапанную крышку. Чем меньше, тем лучше. Липовая нотка Ресурсные тесты мы уже проводили (ЗР, 2009, № 11; 2010, № 1), потому методика отработана. Полную схожесть критерий обеспечивают схожие движки, обкатанные по одной программке на одном и том же горючем. Каждое масло работает 120 моточасов по схожим циклам. Огромную часть испытаний моторы работали на режимах с высочайшими оборотами, что равноценно приблизительно 10 тыщам пройденных км. Уже на этой цифре выявить тенденции старения масла полностью реально. После каждого заезда – разборка, взвешивание, фотографирование, куча анализов и т. п.
Итоги ресурсных испытаний моторных масел
Ресурс масла зависит не только лишь от его производителя, да и от состояния автомобиля, также от стиля езды.
Прочные старички Стареющее масло не моет, а марает мотор. Скапливаются отложения: лаковые высокотемпературные, которые в особенности приметны на боковых поверхностях поршней, и низкотемпературные – этакий гудроноподобный шлам, который мы лицезреем в масляном поддоне и на клапанном механизме.
Для оценки высокотемпературных отложений употребляют особый способ, реализуемый на одноцилиндровой установке. У нас полноразмерный бензиновый мотор, но прием возьмем тот же. Специалисты оценивали отложения на поршнях мотора, а результаты усредняли. Одолели масла группы SM: Ravenol и ZIC A+, имеющие к тому же самые суровые допуски «Мерседес-Бенца» и БМВ, по которым отложения должны быть совершенно малыми.
Mobil Super 2000 X1, EU2 место: Mobil Super 2000 X1, EU
Систематизация: SAE 10W?40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF
Допуски: MB 229.1, VW 505 00
Приблизительная стоимость: 1100 руб. (канистра 4 л)

Масло подтвердило собственный достойный статус (в прошедшем тесте было на 4?м месте). Недешевое, но с достаточно слабенькими допусками и не самой высочайшей группой свойства. В тесте показало хорошие ресурсные характеристики и малый уровень отложений. А по защитным функциям вообщем в группе фаворитов.
Плюсы:Высочайшие антиокислительные и защитные характеристики, низкий уровень отложений.
Минусы:Дорого…
Низкотемпературные отложения оценивали по изменению массы тех деталей, где их образование идет более интенсивно, – это маслоотделитель в клапанной крышке и грибок маслозаборника масляного насоса. Лучше других смотрелись опять ZIC A+ и Castrol Magnatec. А вот левый продукт выдал отложений чуть ли не вдвое больше. Это приятная иллюстрация для тех, кто не соблюдает сроки подмены масла.
Черта антиокислительных параметров – рост кислотного числа масла. Фаворит – Esso Ultra. Ravenol, ZIC A+ и Mobil Super 2000 дали фактически однообразный итог, а вот у Castrol Magnatec с этим параметром дела обстоят похуже. Но не очень.
ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея1 место: ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея
Систематизация: SAE 10W?40, ACEA A3/B3/B4/C3, API SM/CF
Допуски: MB 229.51, VW 502 00,
Бмв Longlife?04, ОАО «АВТОВАЗ»
Приблизительная стоимость: 760 руб. (канистра 4 л)

Масло совершенно точно подтвердило фаворитные позиции по итогам предшествующего теста. Оно выполнило требования самых жестких современных допусков, что отыскало отражение и в результатах. Фаворит по сбережению энергии и износу, моющей возможности – все очень достойно. И при всем этом самое доступное.
Плюсы: Высочайшие моющие, энергосберегающие и защитные характеристики, отличные ресурсные характеристики.
Минусы: Как дозировать масло, если банка совершенно непрозрачная?
Еще два параметра, нормированных в допусках, – защита от износа и экономия горючего. Износ определяли четким взвешиванием вкладышей подшипников и поршневых колец. Фаворит – ZIC A+. Меж иным, оно единственное имеет допуск MB 229.51, самый жесткий по этому параметру.
Аспект экономии – реальный моментальный расход горючего мотора на данных режимах работы. На свежайшем масле мы ничего нового не узрели – как и в первой серии экспертизы, свои таланты подтвердили Esso Ultra и ZIC A+.
Расход масла выслеживали по его количеству, слитому после испытаний. С учетом объема отобранных проб, конечно. Если учитывать, что погрешность такового способа превосходит 10%, то можно сказать, что ZIC A+, Esso Ultra, Mobil Super 2000 и Castrol Magnatec проявили близкие результаты. У всех товаров очень большой расход? Но так и было задумано – чтоб маслу жизнь медом не казалась, мы избрали самые томные режимы работы.
Делим подий 5 масел из 6 ресурсные условия выполнили. Лучше других смотрелись ZIC A+, Mobil Super 2000 и Esso Ultra. Заметим, что ZIC A+ имеет допуск Бмв Longlife?04, где в самом заглавии заложен достойный ресурс работы. Совершенно близко к границе понижения вязкости подошел Castrol Magnatec – но не перебежал. Так что с ним все в порядке. Итоговые баллы расставляли с учетом всех номинаций, упомянутых выше, при этом с схожими весовыми коэффициентами.
графикА вот на отработанных маслах все свойства подсели. Чем меньше, тем лучше.
Нередко появляется вопрос: что лучше – размеренный середнячок либо отличник, у которого по мере выработки резко садятся свойства? Лучше, конечно, броский фаворит со размеренной вязкостью и низким темпом старения. Плохо, когда темп понижения характеристик такой, что масло даже при хороших исходных параметрах ведет себя непредсказуемо (об этом поведал пример фальсификата, случаем попавшего в тест). Но при всем этом расходный материал не должен жить вечно. Более того, стабильность неких его характеристик, к примеру щелочного числа, – просто признак его нехороший работы.
графикУбыль массы деталей мотора – главный аспект, по которому судят о защитных свойствах масла. Меньше – лучше.
По результатам исследовательских работ – совет. Хочешь избрать не плохое масло – поглядывай, не считая классов API и ACEA, и на допуски ведущих автопроизводителей. Лучше, если это будут допуски, разработанные после 2005 года: MB 229.51, VW 502.00 либо 505.00, Бмв Longlife?04 и т. д. Ведь то, что отлично «Мерседесу» либо «Фольксвагену», не повредит и «Жигулям»…
Миша Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического института Александр Шабанов