Экспертиза Масло 10W-40
С весной пришло время сезонной подмены масла в движке. Какое избрать? Рынок ввезенной полусинтетики анализируют Миша Колодочкин и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического института Александр Шабанов.
ВОСЕМЬ ЧУЖЕЗЕМЦЕВ
Под прицел попали полусинтетические масла 10W-40: они на данный момент самые нужные и занимают объемистую нишу на нашем рынке. Даже беглый обзор брендов выявил более 40 претендентов на экспертизу! Пришлось провести искусственный отбор: берем только завезенные из других стран – наши оставляем для отдельного исследования. А уже из «иностранцев» избираем самых узнаваемых и раскрученных, с более высочайшим классом свойства по систематизации европейских производителей – А3. Таких набралось восемь: «Шелл», «Эссо», «Зик», «Маннол», «Мобил», «Равенол», «Виско» и «Кастрол». В самый раз!
8 место. BP Visco 3000, EU, Германия
КАК ОЦЕНИВАТЬ?
Мы завлекли к работе три независящие лаборатории. И вот для чего. 1-ая – основная: она вела сравнительные моторные тесты образцов моторных масел. Задачка – оценить, как конкретное масло оказывает влияние на мощность, экономичность и токсичность отработавших газов реального мотора. Само собой, условия испытаний стопроцентно схожие: на одном и том же моторе, по одной и той же программке, на одном и том же бензине.
7 место Mannol Classic, Германия
Тут же «готовили» масла для 2-ух других лабораторий, определявших физико-химические характеристики масел и их трибологические свойства. Почему нельзя было взять эталоны новых масел из канистр? Так как характеристики свежайшего масла, попадающего в движок, в 1-ые 3–5 часов его работы резко изменяются – идут процессы исходного окисления. И только после чего периода, приработочного, они стабилизируются на довольно долгий срок, определяющий реальный ресурс масла. Вот эти характеристики, уже модифицированные самим мотором, нам в особенности увлекательны. Перед сравнительным циклом испытаний каждое масло отработало фиксированную программку продолжительностью 12 моточасов – это соответствует приблизительно 1000 км реального пробега автомобиля. В качестве точки отсчета взяли характеристики мотора при работе на внеконкурсном масле – дешевенькой минералке той же вязкости 10W-40.
6 место Castrol Magnatec, EU
Эталоны немного потемневшего масла готовы, циклы сравнительных моторных испытаний завершены, физико-химические и трибологические характеристики определены. Протоколы собраны в папочку – пора рассматривать.
5 «ОСКАРОВ»
Организовали 5 главных номинаций – типичных масляных «Оскаров». Золоченых статуэток не обещаем, но рукоплескания любой из лауреатов получит.
1-ая номинация – «Оскар» за экономичность: оцениваем, как масло оказывает влияние на расход горючего.
2-ая – за мощность и динамику. Поглядим, какое масло лучше других ведет себя при больших нагрузках и как оказывает влияние на динамические свойства автомобиля.
3-я – за свойства, благоприятствующие экологии. Иногда мы этот фактор недооцениваем, но дело-то принципиальное!
5 место Ravenol TSI, Германия
4-ая – за защиту в экстремальных ситуациях. Случаются они нечасто, но бывают же.
5-ая номинация – за пусковые свойства. Ну, здесь все понятно…
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
На фаворита совершенно точно указал моторный щит. Мы усреднили данные удельного расхода горючего во всевозможных режимах работы мотора. У кого эта цифра меньше, тот и фаворит, тому и цветочки с поздравлениями! Меньший расход горючего относительно базисного масла имеют «Зик», «Шелл» и «Эссо». При этом экономия по отношению к простой минералке очень значимая – около 8%. Откуда вылезли такие проценты – при одинаковой-то вязкости?
4 место Mobil Super 2000 X1, EU, Бельгия
Дело в том, что хитрые масленщики определяют характеристики кинематической вязкости только до температуры масла 100°С – так предписано и нашими ГОСТами, и правилами ASTM. Хитрость же в том, что в узлах трения реального мотора оно по сути разогревается до 200–220°С! А если оценить вязкость при таких температурах? Результаты – в таблице.
3 место Esso Ultra, EU, Бельгия
Когда-то (ЗР, 2008, № 3) мы отмечали, что есть наилучшее значение вязкости, которое нравится движку больше всего. Шаг в сторону тянет за собой рост расхода горючего. Итак вот, масла-номинанты, похоже, имеют ту лучшую вязкость. У «Мобил» она ниже, у других – выше хорошей. Большой разбег расхода горючего полностью разъясняется различием (в зоне 200–220°С доходит до 30%) значений высокотемпературной вязкости.
1-2 место ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея
МОЩНОСТЬ И ДИНАМИКА
Огромных различий в значениях этих характеристик нет – наибольший разбег составил 1,5%, чуток выше погрешности измерения. Так как разница, в общем-то, копеечная, отметим всех бурными и длительными...
Разъяснение – вновь из области поиска хорошей вязкости масла, но уже при более больших температурах. Большая вязкость наращивает толщину несущей пленки в узлах мотора, отдаляя порог ее разрушения по нагрузке, но при всем этом растет трение, а как следует, понижается мощность. Маловязкое масло уменьшает трение и наращивает мощность, но только до того порога, пока не начинает разрушаться масляная пленка. А разрушена пленка – какая уж здесь мощность…
1-2 место Shell Helix Plus, EU, Финляндия
ЭКОЛОГИЯ
Здесь все не так совершенно точно. С одной стороны, есть прямой показатель – измеренное в цикле моторных испытаний содержание ядовитых компонент. С другой стороны, есть и некоторые «отложенные штрафы» – ведь находящиеся в масле брутальные составляющие типа серы и фосфора напрямую не сказываются на показаниях газоанализатора, но, все же, довольно вредоносны. И что в особенности принципиально, их соединения, попадая в соты нейтрализатора отработавших газов, значительно понижают его ресурс.
По содержанию остаточных углеводородов СН и оксидов азота NOx в наилучшие выбился «Кастрол». Часть других масел проявили близкие результаты. А вот у «Шелл», «Эссо», «Мобил» и «Маннол» остаточных углеводородов СН пусть малость, но больше, чем у других образцов. Может быть, оказывает влияние летучесть базисного масла – об этом косвенно молвят данные «физхимии».
По фосфору все масла укладываются в современные требования – менее 0,12%. Но «Мобил» и «Маннол» находятся на этом самом пороге. А меньше всего фосфора в маслах «Зик», «Кастроль», «Виско» и «Шелл». Серы же везде приблизительно идиентично – около полупроцента. Выделяются два масла: у «Шелл» серы приметно больше, чем у других, – 0,67%, а вот у корейского «Зик» фактически втрое меньше: всего 0,19%! В конечном итоге сочетание больших экологических результатов моторного теста и самого низкого содержания брутальных, экологически вредных компонент в самом масле выдвигает дальневосточного участника нашей экспертизы в единоличного фаворита номинации. Браво победителю!
ЗАЩИТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Экстремальная ситуация для узлов трения мотора – это когда в их очевидно «недоложили» масла. Схожее нечасто, но случается. Расставить по местам масла в этой номинации должны были результаты определения их трибологических характеристик по действующему ГОСТу. Тесты проводят на четырехшариковой машине трения. Такие методики более свойственны для испытаний трансмиссионных и промышленных масел, потому эти данные воспримем быстрее для сведения.
Итак, нагрузка сваривания, другими словами усилие, при котором шарики уже не могут проворачиваться друг относительно друга без забияка, для всех испытуемых фактически схожа. Только для масла «Зик» итог значительно ниже. Разумеется, это следствие низкого содержания серы (см. выше). Но это не жутко: таких нагрузок в реальном моторе фактически не бывает. Потому-то данный параметр для моторных масел и не нормируется.
Более показательны в этом случае величины критичной нагрузки и показатель износа. 1-ый параметр охарактеризовывает стойкость масляной пленки, 2-ой – способность масла противодействовать износу. По максимальной нагрузке лидируют «Маннол» и «Мобил», а вот «Шелл» дает чуток худшие характеристики, чем другие. Кстати, вспомните: некое ухудшение отмечено и по мощности. Может быть, и там сказалась чуток наименьшая стойкость масляной пленки, создаваемой этим маслом. А по показателю износа, как ни удивительно, чуток худший показатель отдал тот же «Maннол», но еще более – «Кастроль».
По совокупы оценок определяем фаворита в номинации – это «Мобил». Аплодисменты, господа!
НОМИНАЦИЯ 5-ая – Запуск!
Из всего списка характеристик, ставших объектом наших замеров, на пусковые свойства оказывают влияние индекс вязкости (чем выше, тем лучше), температура застывания и условная температура проворачиваемости (чем ниже, тем лучше), мощность механических утрат в пусковых режимах (при низких оборотах – от 300 до 1000 об/мин).
По индексу вязкости выявилось два фаворита – «Шелл» и «Зик», у каких индекс вязкости больше 155, также два аутсайдера – «Кастроль» и «Виско» с индексом вязкости меньше 147. Отсюда разумно вытекают результаты, относящиеся к условной температуре проворачиваемости. А вот фаворитами по температуре застывания стали два «немца» – у «Равенол» и «Maннол» зашкалило за –40°С. Хоть в Антарктиду с ними поезжай! Вобщем, и –35°С, при которых оставались работоспособными «Зик» и «Шелл», заглазно довольно в наших критериях.
Данные замеров мощности механических утрат для различных масел в зоне пусковых оборотов различаются некординально. Но же хотя и ненамного, но меньше она у масел «Зик», «Равенол» и «Maннол».
А по совокупы характеристик в этой номинации пальму первенства мы дали «Шелл» и «Зик». Полейте их шампанским!
ВНЕ КОНКУРСА
Очередной показатель, который остался без внимания, – моющая способность и склонность масел к образованию отложений. Мы не можем включить его в наши номинации, так как для оценки этого параметра требуются долгие тесты, по понятным причинам не вошедшие в программку экспертизы. Но есть некие косвенные признаки, которые частично посодействуют предсказывать итог.
Склонность к образованию отложений в определенной мере характеризуется степенью летучести масла – чем она ниже, тем паче стойкое масло и меньше отложений оно дает. А о летучести масла можно судить по температуре вспышки. У масла «Зик» этот параметр выше, чем у всех других: 242°С. У «лидера» с другого конца, масла «Эссо», всего 209°С.
Но ведь можно испачкать, а позже убрать за собой! Убирают грязь моющие присадки. Их концентрацию в большой степени охарактеризовывают величины щелочного числа и содержания кальция в масле. По этим характеристикам очевидный фаворит – «Шелл» с щелочным числом более 8 мг КОН/г. Правда, и летучесть его, судя по температуре вспышки, высоковата – так что состав в этом случае полностью сбалансирован. У других же масел щелочное число приблизительно однообразное: 5–6 мг КОН/г. Но у корейского «Зик», как ранее говорилось выше, по всем признакам склонность к образованию отложений должна быть меньше, а «мыла» в составе столько же… Выводы делайте сами.
Призов в этой номинации не раздаем. Предпосылки ясны: то, что сказано выше, – догадки, хотя и довольно обоснованные. Не считая того, современные масла нередко содержат беззольные органические моющие присадки, которые обычным спектральным анализом не найти. Потому расставить претендентов по местам сумеет только дополнительная серия особых испытаний. Может, когда-нибудь проведем и такие.
ПОСЛЕ КОНКУРСА…
Призы розданы, прожекторы погасли, ковровые дорожки свернуты. Что касается итоговой расстановки в общем зачете, то ею, как обычно, правила математика. Но при всем этом учитывали не только лишь количество нами же учрежденных «Оскаров», а полностью все результаты из протокола испытаний – прямо до физико-химических характеристик. По обыкновению напоминаем, что читатели вольны пользоваться нашими измерениями для составления своей табели о рангах.
И еще. В этой экспертизе мы прошлись по элите масляного мира – ввезенным продуктам больших брендов. А как отличаются от их наши, российские масла? Экспертиза уже проведена – в одном из ближайших номеров поведаем о ее итогах.

ВОСЕМЬ ЧУЖЕЗЕМЦЕВ
Под прицел попали полусинтетические масла 10W-40: они на данный момент самые нужные и занимают объемистую нишу на нашем рынке. Даже беглый обзор брендов выявил более 40 претендентов на экспертизу! Пришлось провести искусственный отбор: берем только завезенные из других стран – наши оставляем для отдельного исследования. А уже из «иностранцев» избираем самых узнаваемых и раскрученных, с более высочайшим классом свойства по систематизации европейских производителей – А3. Таких набралось восемь: «Шелл», «Эссо», «Зик», «Маннол», «Мобил», «Равенол», «Виско» и «Кастрол». В самый раз!


Мы завлекли к работе три независящие лаборатории. И вот для чего. 1-ая – основная: она вела сравнительные моторные тесты образцов моторных масел. Задачка – оценить, как конкретное масло оказывает влияние на мощность, экономичность и токсичность отработавших газов реального мотора. Само собой, условия испытаний стопроцентно схожие: на одном и том же моторе, по одной и той же программке, на одном и том же бензине.




5 «ОСКАРОВ»
Организовали 5 главных номинаций – типичных масляных «Оскаров». Золоченых статуэток не обещаем, но рукоплескания любой из лауреатов получит.
1-ая номинация – «Оскар» за экономичность: оцениваем, как масло оказывает влияние на расход горючего.
2-ая – за мощность и динамику. Поглядим, какое масло лучше других ведет себя при больших нагрузках и как оказывает влияние на динамические свойства автомобиля.
3-я – за свойства, благоприятствующие экологии. Иногда мы этот фактор недооцениваем, но дело-то принципиальное!


5-ая номинация – за пусковые свойства. Ну, здесь все понятно…
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
На фаворита совершенно точно указал моторный щит. Мы усреднили данные удельного расхода горючего во всевозможных режимах работы мотора. У кого эта цифра меньше, тот и фаворит, тому и цветочки с поздравлениями! Меньший расход горючего относительно базисного масла имеют «Зик», «Шелл» и «Эссо». При этом экономия по отношению к простой минералке очень значимая – около 8%. Откуда вылезли такие проценты – при одинаковой-то вязкости?






Огромных различий в значениях этих характеристик нет – наибольший разбег составил 1,5%, чуток выше погрешности измерения. Так как разница, в общем-то, копеечная, отметим всех бурными и длительными...
Разъяснение – вновь из области поиска хорошей вязкости масла, но уже при более больших температурах. Большая вязкость наращивает толщину несущей пленки в узлах мотора, отдаляя порог ее разрушения по нагрузке, но при всем этом растет трение, а как следует, понижается мощность. Маловязкое масло уменьшает трение и наращивает мощность, но только до того порога, пока не начинает разрушаться масляная пленка. А разрушена пленка – какая уж здесь мощность…


Здесь все не так совершенно точно. С одной стороны, есть прямой показатель – измеренное в цикле моторных испытаний содержание ядовитых компонент. С другой стороны, есть и некоторые «отложенные штрафы» – ведь находящиеся в масле брутальные составляющие типа серы и фосфора напрямую не сказываются на показаниях газоанализатора, но, все же, довольно вредоносны. И что в особенности принципиально, их соединения, попадая в соты нейтрализатора отработавших газов, значительно понижают его ресурс.

По содержанию остаточных углеводородов СН и оксидов азота NOx в наилучшие выбился «Кастрол». Часть других масел проявили близкие результаты. А вот у «Шелл», «Эссо», «Мобил» и «Маннол» остаточных углеводородов СН пусть малость, но больше, чем у других образцов. Может быть, оказывает влияние летучесть базисного масла – об этом косвенно молвят данные «физхимии».

По фосфору все масла укладываются в современные требования – менее 0,12%. Но «Мобил» и «Маннол» находятся на этом самом пороге. А меньше всего фосфора в маслах «Зик», «Кастроль», «Виско» и «Шелл». Серы же везде приблизительно идиентично – около полупроцента. Выделяются два масла: у «Шелл» серы приметно больше, чем у других, – 0,67%, а вот у корейского «Зик» фактически втрое меньше: всего 0,19%! В конечном итоге сочетание больших экологических результатов моторного теста и самого низкого содержания брутальных, экологически вредных компонент в самом масле выдвигает дальневосточного участника нашей экспертизы в единоличного фаворита номинации. Браво победителю!

ЗАЩИТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Экстремальная ситуация для узлов трения мотора – это когда в их очевидно «недоложили» масла. Схожее нечасто, но случается. Расставить по местам масла в этой номинации должны были результаты определения их трибологических характеристик по действующему ГОСТу. Тесты проводят на четырехшариковой машине трения. Такие методики более свойственны для испытаний трансмиссионных и промышленных масел, потому эти данные воспримем быстрее для сведения.

Итак, нагрузка сваривания, другими словами усилие, при котором шарики уже не могут проворачиваться друг относительно друга без забияка, для всех испытуемых фактически схожа. Только для масла «Зик» итог значительно ниже. Разумеется, это следствие низкого содержания серы (см. выше). Но это не жутко: таких нагрузок в реальном моторе фактически не бывает. Потому-то данный параметр для моторных масел и не нормируется.
Более показательны в этом случае величины критичной нагрузки и показатель износа. 1-ый параметр охарактеризовывает стойкость масляной пленки, 2-ой – способность масла противодействовать износу. По максимальной нагрузке лидируют «Маннол» и «Мобил», а вот «Шелл» дает чуток худшие характеристики, чем другие. Кстати, вспомните: некое ухудшение отмечено и по мощности. Может быть, и там сказалась чуток наименьшая стойкость масляной пленки, создаваемой этим маслом. А по показателю износа, как ни удивительно, чуток худший показатель отдал тот же «Maннол», но еще более – «Кастроль».
По совокупы оценок определяем фаворита в номинации – это «Мобил». Аплодисменты, господа!

НОМИНАЦИЯ 5-ая – Запуск!
Из всего списка характеристик, ставших объектом наших замеров, на пусковые свойства оказывают влияние индекс вязкости (чем выше, тем лучше), температура застывания и условная температура проворачиваемости (чем ниже, тем лучше), мощность механических утрат в пусковых режимах (при низких оборотах – от 300 до 1000 об/мин).
По индексу вязкости выявилось два фаворита – «Шелл» и «Зик», у каких индекс вязкости больше 155, также два аутсайдера – «Кастроль» и «Виско» с индексом вязкости меньше 147. Отсюда разумно вытекают результаты, относящиеся к условной температуре проворачиваемости. А вот фаворитами по температуре застывания стали два «немца» – у «Равенол» и «Maннол» зашкалило за –40°С. Хоть в Антарктиду с ними поезжай! Вобщем, и –35°С, при которых оставались работоспособными «Зик» и «Шелл», заглазно довольно в наших критериях.
Данные замеров мощности механических утрат для различных масел в зоне пусковых оборотов различаются некординально. Но же хотя и ненамного, но меньше она у масел «Зик», «Равенол» и «Maннол».
А по совокупы характеристик в этой номинации пальму первенства мы дали «Шелл» и «Зик». Полейте их шампанским!
ВНЕ КОНКУРСА
Очередной показатель, который остался без внимания, – моющая способность и склонность масел к образованию отложений. Мы не можем включить его в наши номинации, так как для оценки этого параметра требуются долгие тесты, по понятным причинам не вошедшие в программку экспертизы. Но есть некие косвенные признаки, которые частично посодействуют предсказывать итог.
Склонность к образованию отложений в определенной мере характеризуется степенью летучести масла – чем она ниже, тем паче стойкое масло и меньше отложений оно дает. А о летучести масла можно судить по температуре вспышки. У масла «Зик» этот параметр выше, чем у всех других: 242°С. У «лидера» с другого конца, масла «Эссо», всего 209°С.
Но ведь можно испачкать, а позже убрать за собой! Убирают грязь моющие присадки. Их концентрацию в большой степени охарактеризовывают величины щелочного числа и содержания кальция в масле. По этим характеристикам очевидный фаворит – «Шелл» с щелочным числом более 8 мг КОН/г. Правда, и летучесть его, судя по температуре вспышки, высоковата – так что состав в этом случае полностью сбалансирован. У других же масел щелочное число приблизительно однообразное: 5–6 мг КОН/г. Но у корейского «Зик», как ранее говорилось выше, по всем признакам склонность к образованию отложений должна быть меньше, а «мыла» в составе столько же… Выводы делайте сами.
Призов в этой номинации не раздаем. Предпосылки ясны: то, что сказано выше, – догадки, хотя и довольно обоснованные. Не считая того, современные масла нередко содержат беззольные органические моющие присадки, которые обычным спектральным анализом не найти. Потому расставить претендентов по местам сумеет только дополнительная серия особых испытаний. Может, когда-нибудь проведем и такие.
ПОСЛЕ КОНКУРСА…
Призы розданы, прожекторы погасли, ковровые дорожки свернуты. Что касается итоговой расстановки в общем зачете, то ею, как обычно, правила математика. Но при всем этом учитывали не только лишь количество нами же учрежденных «Оскаров», а полностью все результаты из протокола испытаний – прямо до физико-химических характеристик. По обыкновению напоминаем, что читатели вольны пользоваться нашими измерениями для составления своей табели о рангах.
И еще. В этой экспертизе мы прошлись по элите масляного мира – ввезенным продуктам больших брендов. А как отличаются от их наши, российские масла? Экспертиза уже проведена – в одном из ближайших номеров поведаем о ее итогах.
