ПРО АМЕРИКУ
ПРО АМЕРИКУ
Подвеска И ОТДЫХ
Путешествие
ПРО АМЕРИКУ
Подфартило мне - съездил совместно со своими учениками в Америку. Две недели жили в семьях, культурный обмен, экологическая учеба...
Миша АЛЕКСЕЕВ
Мой авто стаж невелик - всего два года. В общем, не обессудьте - воспоминания непрофессионала: то, что показалось очевидным, о чем расспрашивал доброжелательных владельцев - американских учителей Джона и Джин Левандовски, Клифтона Питерсона и Нэнси Бранс.
ПРО ДОРОГИ
Маленькие по популяции городка занимают обычно значительную площадь: дело в том, что большая часть обитателей тут только работает либо обладает делом, а живет вокруг городов на собственных участках в отдельных домах, неплотно, сосед от соседа поодаль. Дороги с развязками, подъездами к домам и магазинам, стоянками занимают еще огромную площадь, чем у нас. Объезжали по кольцевой 400-тысячный Миннеаполис - это будет поболее, чем кольцевая вокруг Москвы.
Я спрашивал собственного друга Джона, какую зимнюю резину, шипы он употребляет в северной Миннесоте. Он ответил, что резину на зиму не меняет, дороги отлично чистят дорожная служба и сами Различное, живущие на собственной земле, расположенной повдоль дороги. Везде меж иных символов висят призывы "поддерживать порядок на собственных 2-ух милях".
ПРО ЗНАКИ
Вообщем на дороге не скучновато - символов, инфы величавое огромное количество. При заезде в город на табличке под его заглавием обозначено число обитателей, к примеру в нашем городке Уокере - 950. При всем этом в местной школе обучается более 1000 малышей со всей окрестности с популяцией под 5000 обитателей.
Большая часть символов понятны и похожи на наши, пожалуй, даже более доходчивы: не считая цифр либо пиктограммы символ всегда содержит лаконичный текст, к примеру "50 - наибольшая скорость" (это мили в час "по курсу" 1 миля за 1,5 км).
О каждом нерегулируемом перекрестке предупреждают три раза (как у нас перед жд переездом), при всем этом употребляют сокращение, которое я без подсказки не сообразил: "Trail Xing", в смысле Crossing, где Х значит Cross - крест.
В одном месте вдруг замелькали таблички: дескать, нельзя ездить, лежа на руле. "Как это осознавать?" - спрашиваю у Клифтона, который на четвертом либо 5-ом часу пути как раз утомилось полулежит на руле (дорога, само собой, ровная). Но Клифтон растолковал, что это пишут для велосипедистов, а то бывают случаи...
Везде колоритная и точная разметка. Не всюду, но очень нередко выезд на обочину либо перестроение в другой ряд сопровождается осязаемой тряской от специально выдавленных в асфальтобетоне ямочек-холмиков.
ПРО Авто
В огромных городках все машины новые и поблескивают, в глубинке не смущяются время от времени ездить на заржавелых и помятых. Много вседорожников, пикапов, мини-вэнов. Впечатляют, естественно, большие грузовики, похожие на самолеты и поезда-экспрессы сразу.
У принимавшей нас школы - 15 больших желтоватых автобусов, снутри достаточно аскетичных, сзади - приспособления для погрузки-выгрузки инвалидных колясок. Автобусы в Америке, обычно, трехосные.
Еще у школы - три "Форда" мини-вэна, куда нас помещалось совместно с водителем по восемь-девять человек. Автобусы водят особые водители, а мини-вэны - все, кому нужно по работе: нас на их возили сами учителя.
Молодая Нэнси приезжала на большом "тойотовском" внедорожнике, у многодетного Клифтона в гараже три либо четыре различные машины - японский автомобиль, пикап, грузовичок и еще что-то, но обычно он ездил на мини-вэне "Chevrolet", на котором и мне отдал порулить.
У моих владельцев Левандовски в стандартном, интегрированном в дом гараже с радиоуправляемыми воротами всего две машины на двоих: у Джин - роскошная старая (лет 10), но очень оживленная "Мазда"-купе, у Джона - двухгодовой автомобиль " Форд Эскорт", умеренный, за 14 тыщ - 2-литровый движок, механическая "пятиступка", электропакет, подушки безопасности.
Багажник - пуст и чист, запаска, видно, кое-где понизу, а где хотя бы домкрат, насос и баллонный ключ - сам я в машине отыскать не сумел, а спросить не отважился.
Когда я попросил Джона поднять капот и показать мне, что там и для чего, он, 50-летний мужчина с инженерным образованием, с 14 лет за рулем, полез за аннотацией и, уверенно ее листая, демонстрировал мне, где бачок с "тормозухой", а где воздушный фильтр. Я сам уже додумался, спасибо родному автопрому за каждодневную практику.
Понравилось, что у многих машин из-за фронтальной решетки можно достать штатный провод с разъемом, чтоб зимой в гараже подогревать движок перед запуском.
Машин, стоящих на обочине с поднятым капотом, за две недели не лицезрел ни одной: ну не освоила их индустрия такую модель!
На коварный вопрос, сумеет ли сам починить, если встанет на дороге, Джон ответил: дескать, на теоретическом уровне - да, но с какой стати он будет колупаться в частично чужой машине. Ведь формально она пока принадлежит его банку, через который он два года вспять купил ее в рассрочку на 5 лет. Он должен каждые 5000 миль заезжать в сервис, поменять масло и делать регулировки - и все нормально работает. Ну, несколько раз мяли кузов (где мяли? - никаких следов!), других заморочек не было. Через три года он продаст ее дешево и снова возьмет новейшую в рассрочку. Южноамериканские учителя могут для себя это позволить.
Около всех домов, где побывал, лицезрел мелкие, как игрушки, тракторы - снег чистить, землю и остальные тяжести по участку возить.
ПРО ВОДИТЕЛЕЙ
Водить можно с 16 лет, многие школьники к этому времени (обычно на заработанные Энциклопедия грузовых автомобилей - сотню-другую) приобретают для себя старую, но на ходу машину, чтоб ездить в школу и в кино.
Водители в глубинке очень осторожны, соблюдают все правила, тормозят, завидев намеревающегося перейти дорогу.
Две недели кряду каждое утро я следил за Джоном - на 10-мильном пути до городка нам приходилось проезжать с поворотами вправо три либо четыре перекрестка на пустынной пригородной дороге. Ну издалека же видно, что слева никого, можно расслабленно ехать! - нет, смотря прямо впереди себя, Джон тормозит с 60-70 миль в час до полной остановки, только после чего глядит влево, убеждается, трогается и выходит из поворота на тех же 60-70 милях.
В один прекрасный момент на школьном автобусе подъехали к заросшей, заброшенной, очевидно недействующей стальной дороге. Останавливаемся, шофер открывает дверь, минутку чуть не с надеждой высматривает хоть какой-либо завалященький паровозик, позже закрывает дверь, едем далее. На оборотном пути - тот же обряд.
Водители школьных автобусов у нас были все старые и приличные: один, к примеру, прошлый директор школы, а сейчас - работающий пенсионер, другая - кругленькая бабулька тоже пенсионного вида.
При обгоне на хайвее в половине случаев обгоняемый либо обгоняемая к тому же ручкой вам помашут вослед: привет, дескать! В Нью-Йорке все напротив, одичавшая давка, безумные таксисты в миллиметрах подрезают наш автобус. Эмигрант Ян поминутно тормозит, делая прямо-таки противозенитные маневры, сопровождаемые, естественно, афористично-зажигательными очередями из его уст. Если б эти бедные пакистанцы в желтоватых такси могли слышать и осознавать по-одесски, они бы просто повыскакивали и разбежались...
Все, как в Москве - но, если честно, после узеньких улиц Манхэттена Ленинградский проспект на пути из Шереметьева воспринимается с патриотическим торжеством.
ПРО ДОКУМЕНТЫ
За водительскую лицензию в Америке раз в год платят некий умеренный взнос. Неотклонимого постоянного техосмотра в штате Миннесота нет, а кое-где, по слухам, бывает. Джин пару раз возила меня на машине Джона, а Джон в этом время "летал" на ее небольшом красноватом истребителе - и у их при всем этом не было никаких доверенностей! Джон произнес, что если он даст мне ключ и я поеду на его авто со собственной водительской лицензией в кармашке, никаких других документов ни один полицейский у меня не спросит, все будет нормально. Вопрос о собственнике появляется, только если автомобиль объявлен угнанным. По моему настоянию мне все-же проявили документ на машину: там написано, что она зарегистрирована на обоих супругов, при этом документ был очевидно не для милиции, а для каких-нибудь адвокатов, страховщиков либо налоговиков.
Вот такие у меня воспоминания от страны, где не знают бездорожья и разгильдяйства. Может, сумеем устроить у себя не ужаснее?