МАТИЗ - ТОЛЬКО НАЧАЛО
"МАТИЗ" - ТОЛЬКО НАЧАЛО
ЭКОНОМИКА
/У СОСЕДЕЙ
"МАТИЗ" - ТОЛЬКО НАЧАЛО
"УЗДЭУАВТО" НА Новеньком ВИТКЕ РАЗВИТИЯ
Кудрат Парпиев, председатель ассоциации "Узавтосаноат": "У нас будет новый стратегический партнер".
ТЕКСТ, ФОТО / ВЛАДИМИР АРКУША
Скажем без неверной скромности: читатели "За рулем" лучше других в стране информированы об узбекском автопроме. У русских автомобилистов более популярна выпускаемая тут " Дэу Нексия"; собственных сторонников, пусть не настолько бессчетных, успели отыскать малышка "Тико" и микроавтобус "Дамас". Предшествующий визит (см. ЗР, 2000, №7) уверил нас: кризис "УзДэуавто", спровоцированный денежным крахом материнской компании "Дэу мотор", преодолен. Прерванное было развитие предприятия возобновилось. Основным итогом последних 2-ух лет стало освоение модели "Матиз" (ЗР, 2002, №2): эти престижные "узбеки" уже разбежались по улицам русских городов. Означает, приходит очередь других планов, новых моделей? Ответ было надо находить там, в Узбекистане. И оказался он достаточно внезапным...
Председатель ассоциации "Узавтосаноат" (просто - министр автопрома республики) Кудрат Парпиев выложил на стол два цветных фото:
- Вот эту машину мы планируем поставить на сборочный поток "УзДэу" весной 2004-го. Подробности вам пока ни к чему, скажу только, что она будет крупнее "Нексии". Что касается объемов производства, в сегодняшнем году мы рассчитываем сделать около 80 тыщ легковушек уже 4 моделей: "Тико", "Дамас", "Нексия" и "Матиз", а в 2004 году выйти на 150-тысячный предел. (Напомним, что проектная мощность "УзДэуавто" - 200 тыщ автомобилей в год.)
Заинтриговав нас радужными перспективами, министр заговорил о предпосылках для настолько масштабных планов:
- Завершаем трудные, долгие переговоры с корейцами о погашении задолженности "УзДэуавто" по товарным кредитам (другими словами, за поставленные в Узбекистан машинокомплекты). Надеюсь, к озари договоримся "обнулить" долги - тогда, освободившись от их бремени, сосредоточимся на поиске нового стратегического напарника. Энтузиазм к нам сейчас проявляют как на Востоке, так и на Западе - думаю, весной можно будет гласить о определенной фирме, с которой мы свяжем последующие планы, - обнадежил Парпиев.
Забота о перспективе, о стабильности и независимости производства от поставок снаружи принуждает напористо "гнуть линию" на локализацию - освоение девайсов местными предприятиями. Сейчас "УзДэуавто" получает Ремонт и эксплуатация и узлы автомобилей с 28 заводов республики, из их около полутора 10-ов сделаны вместе с забугорными фирмами (см. ЗР, 2002, №6, с.167). Кстати, берут комплектующие и в Рф.
Взят курс на то, чтоб через несколько лет ограничить закупки готовых изделий по ввозу силовыми агрегатами да более ответственными узлами ходовой части. С этой целью планируется сделать близ головного завода в Асаке технопарк по западному эталону - сеть малогабаритных производств, призванных покрыть еще около 20% потребности в девайсов. Как было не вспомнить сетования забугорных спецов: дескать, негде в Рф делать составляющие.
Удачная локализация - только одно из критерий стабильности и предстоящего развития. Более важны рост экПодвескаа, ускоренное обновление модельного ряда. Так случилось, что мы прибыли на завод в Асаке совместно с группой профессионалов из Китая. Их задачей была подготовка к сертификации модели " Дэу Матиз" в КНР; что касается "Нексии", подписан договор на поставку 2000 машин в 2002-2003 гг. Думается, это только начало: о соблазнительности рынка примыкающей страны гласить лишне...
Закономерен энтузиазм к экПодвескау узбекских легковых машин в страны Близкого Востока (Сирию, ОАЭ и т. д.); изучается возможность обоюдных, в обмен на комплектующие, поставок автомобилей в Турцию, как-то неприметно оказавшуюся в перекрестье интересов огромнейших глобальных производителей.
За 6 лет работы завод "УзДэуавто" в Асаке выпустил около 290 тыс. машин 4 моделей, из их 60 тыс. поставил на экПодвеска. В ближайших планах - к концу 2002-го поднять долю экПодвескаа с сегодняшних 25 до 30%; принципиальная цель на перспективу (предполагается, довольно близкую) - 50%. Выход на таковой высочайший предел - это не только лишь возможность более уверенного (благодаря притоку валюты) развития, да и признание полноправным игроком на международном рынке.
Нужно ли припоминать, что его завоевание для "УзДэуавто" началось с Рф. Сейчас тут 22 региональных предприятия, занятых сбытом и обслуживанием, у каждого 8-10 субдилеров. Итого более 200 официальных партнеров! Настолько впечатляющая торгово-сервисная структура сформирована за какие-то 5 лет. На данный момент создается сеть всеохватывающих фирменных центров, задачей которых, не считая реализации и обслуживания, станет обучение и переподготовка кадров. Первым шагом стал выездной тренинг в регионах Рф, приуроченный к выходу на наш рынок "Матиза".
К слову сказать, его старт оказался очень энергичным. Как сказали руководители "Узавтосаноата", с начала продаж (в феврале 2002-го) за каких-либо четыре месяца только в Москве реализовано 780 микролитражек! Мы было не поверили, но здесь как раз сотрудник решил приобрести "Матиз". В одной из больших торговых компаний столицы ему произнесли: "Партия машин придет завтра - не мешкайте!" Приехав к полудню, он чуть "изловил за хвост" последний экземпляр - здесь уж не до капризов с выбором цвета. К счастью, "Матиз" щеголяет приятной пестротой оттенков.
Возникновение новенького в Рф (о его успехе все-же правомернее будет судить по окончании года) легло на душу тем покупателям, которые сейчас делают выбор в пользу современных моделей особо малого класса - не столько из-за цены ("Матиз" ненамного дешевле хорошей "Нексии"), сколько из-за наилучшей приспособленности к условиям передвижения в мегаполисах. Но основное место в программке как и раньше принадлежит "Нексии". Как посодействовать ей удержать "приз потребительских симпатий" - по последней мере, до освоения новейшей модели, о которой говорилось сначала?
Ясно, что планам глубочайшей модернизации и перевоплощения в "Нексию-2" (см. ЗР, 1999, № 6) уже не судьба осуществиться: банкротство корейской "Дэу" унесло не только лишь Энциклопедия грузовых автомобилей, да и время. Все таки решено подвергнуть машину рестайлингу. И пусть конфигурации наружности и интерьера будут только косметическими, зато появится новый, 16-клапанный движок на десяток сил сильнее сегодняшнего. Осовремененную "Нексию" намечают освоить сегодняшней осенью.
Сложилось воспоминание, что в штабе отрасли трезво оценивают изготовленное и верно просматривают перспективу. Охото, но, предостеречь от поверхностных выводов: дескать, "у их" - современное создание, резвое внедрение новинок, доброкачественные машины; "у нас" - засилье устаревшей техники, низкое качество, растянутые сроки модернизации... При известной схожести задач, решаемых автопромом в Узбекистане и Рф, начальные позиции там и тут совсем различны. Узбекский "Дэу" быстрее припоминает ВАЗ 70-х - не только лишь как знак технологического рывка, да и как объект всестороннего внимания и контроля со стороны страны, будь то техно политика, инвестиции, погашение долгов либо налоговые льготы.
Опека не мешает детине узбекского госкапитализма жить по полностью рыночным принципам: конкурентность, опора на ведущие технологии и забугорный опыт. В том числе - не удивляйтесь! - вазовский. К примеру, по части организации поставок от смежников.
Что ж, поразмыслили мы, наверняка, и вазовцы протоптали дорожку в Асаку. Как досадно бы это не звучало, ошиблись: за 6 лет работы "УзДэуавто" ни один спец, тем более управляющий с русского гиганта не удостоил завод своим посещением. Ясно - не те масштабы...
Скоро посреди этих "нексий" появятся модернизированные.
Пополнение для екатеринбургского таксопарка - 50 машин - отправится к месту службы поездом.
На одной из линий прессового цеха: нет ли изъянов в готовой Ремонт и эксплуатация?
Этот пресс не работает на программку: тут оценивают качество ремонта штампов.
Установка ветрового стекла - операция ответственная.
Вместе с роботами используют и ручную сварку в кондукторах.
Готовые машины обкатывают на беговых барабанах, до того как выпустить на испытательный трек.