ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
РЫНОК
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
Народная мудрость говорит: "За морем телушка - полушка, да рубль перевоз". Намек на невыгодность различного рода коммерческих сделок, несущих огромные затратные расходы. Но сейчас автомобиль российского производства иногда прибыльнее брать "там", невзирая на уверения поговорки. Читайте заметки нашего корреспондента Игоря ЛАГУТИНА, побывавшего в Финляндии.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Собрались мы как-то с друзьями проехаться в Финляндию, себя показать и людей поглядеть.
В целях экономии двое из отправившихся в турне намеревались приобрести российские машины - дошли слухи, что в Финляндии они дешевле. Опередив действия, желаю сказать: это оказалось незапятанной правдой, а знакомые увезли из страны Суоми "девяносто третью" с карбюратором и еще одну - с впрыском.
Правда, будучи бедными, но гордыми, мы сделали массу глупейших ошибок, которые в конечном итоге уменьшили экономическую выгоду. Поначалу подвела уверенность в том, что нас ждут в магазине, торгующем машинами ВАЗа, с распростертыми объятиями. Позвонив по интернациональному телефону и выяснив, что "жигули" и "самары" "в ассортименте", мы успокоились и две недели занимались своими делами в ожидании визы. А когда в Финляндии добрались до магазина, выяснилось, что большая часть автомобилей уже или проданы, или заказаны. Посреди 3-х 10-ов "жигулей", "самар" и "нив", стоявших на смотровых площадках, пришлось наслаждаться выбором всего из... 3-х автомобилей. И это был заключительный акт борьбы с бессчетными трудностями.
Сначала же поисков были, как часто случается, иллюзии. Решив, что чем далее на север, тем меньше соперников (читай - сограждан), мы помчались в Тампере, где, по "самым достоверным сведениям" и собственному опыту, знали, есть магазин, полный "жигулей". Магазин никуда не делся, но разыскиваемых автомобилей не оказалось, ну и цены не вселяли оптимизма. Не обнадежили и долгие переговоры по телефону с другим магазином этой же компании, но в Лаппеэнранте. Посовещавшись, все таки решили не отступать от цели и рискнули отправиться в путь. От Тампере до Лаппеэнранты около трехсот км, самый дешевенький "95-й" бензин стоит в Финляндии от 5,29 до 5,54 марки за литр ($1 = 5,13 "фимок"). Решили приплюсовать расходы к цены авто. Через три с излишним часа езды, уже в Лаппеэнранте, выяснилось, что магазин, вправду, работает до 5 часов, как нам произнесли по телефону, вот только мастерская, в какой хранятся ключи от автомобилей, запирается в половине 4-ого... Покрутившись вокруг труднодоступных машин - новых и сверкающих, с полиэтиленовыми пакетиками на "дворниках", - и совершив собственный умеренный выбор (те же две из 3-х), мы сели в машину и поехали восвояси - за 180 км. На последующий денек, встав пораньше и поругав себя за несообразительность (проще было остаться и снять гостиницу в Лаппеэнранте, чем ездить туда-сюда), мы в ужасе запоздать направились назад в магазин. В сей день все прошло гладко, если не считать гонок по финским дорогам с риском напороться на штраф.
ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ
В итоге всех приключений мы сделали выводы, которые, надеюсь, небесполезны и для других.
1. Нужно верно клеветать с торговцем по телефону срок приезда и все характеристики автомобиля, прямо до цвета - тем паче, что в Лаппеэнранте менеджер по продажам русских автомобилей гласит по-русски.
2. Попытайтесь узнать счет и остальные реквизиты банка - может быть, вам получится оплатить покупку автомобиля дома, чтобы не таскать кучу средств через границу и не терять при обмене баксов на марки (эта сумма может быть впечатляющей).
3. Знайте, что главные операции, а конкретно оформление "такс фри", без которого покупка автомобиля теряет смысл, завершаются в одиннадцать ноль-ноль.
4. Покупая автомобиль, помните, что не в интересах финнов вас одурачить, но все таки ошибки бывают, потому приведу перечень того, что вы обязаны иметь на руках, выйдя из магазина.
а) Транзитный документ: состоит из 5 копий (листов), по правой стороне каждой из которых есть цветная маркировка: голубая пунктирная, голубая сплошная, красноватая пунктирная, зеленоватая пунктирная, желтоватая пунктирная. Подлежит сдаче на финской таможне.
б) Справка-счет.
в) Страховое свидетельство (стоит 50 марок).
г) Гарантийный сертификат, по которому вы в течение полугода либо 20 000 км пробега сможете предъявить претензии торговцу.
д) Номерные знаки (железные), подлежат сдаче финской таможне.
е) Ключи от машины.
ж) Почтовый конверт с письмом магазина "Себе". Его нужно выслать в адресок торговца после прохождения финской таможни - как доказательство того, что вы пересекли границу. Ящик для схожих писем находится прямо у выхода из строения таможни. Это письмо станет вроде бы залогом вашего права на гарантийное сервис машины.
5. Изучите возможность покупки автомобиля через русские компании, которые, выступая в роли посредников, принимают Энциклопедия грузовых автомобилей на местности Рф. Их объявления вы сможете отыскать в газетах.
Переехав нейтральную полосу и оказавшись в Рф, вы безизбежно упретесь в очередь жаждущих ввезти авто. Сейчас, после открытия нового таможенного поста переход границы на зарегистрированной машине занимает 30-40 минут, а вот оформление ввозимой машины может растянуться на долгие часы. В особенности если вы попали "под паром", который привозит в Хельсинки перегонщиков из Европы. Чтоб избежать этого, изучите график прихода паромов в Хельсинки и Турку.
ЧТО МЫ ВЫГАДАЛИ
Пройдя паПодвесканый контроль на русской таможне, будьте готовы к растратам: 35 000 рублей за оформление документов и еще непонятный сбор: 13 000 рублей с 1-го человека, 18 000 - с 2-ух и т. д. В чеке, который вам дадут, будет значиться: "Мотивированной сбор", но о самой цели - ни слова.
И, в конце концов, о ценах (в американских баксах): VAZ 2107 1,5 L - 4600; VAZ 21074 1,6 SL - 4600; VAZ 21074 (5-ступ.) 1,6 SL - 4700; VAZ 21213 1,7 - 4700; VAZ 21053 1,5 L - 3700; VAZ 21043 1,5 S - 4700; VAZ 21043 1,5 S - 4700; VAZ 21083 1,5 (3-дв.) - 5300; VAZ 21093 1,5 (5-дв.) - 5600; VAZ 210990 1,5 - 6600; VAZ 210993 1,3 - 5800; VAZ 21044i 1,7i - 5100; VAZ 21214 1,7i - 5100; VAZ 21083i 1,5i (3-дв.) - 5700; VAZ 21093i 1,5i (5-дв.) - 6000; VAZ 210990i 1,5i - 7000.
Цены и правда забавные, в особенности если учитывать, что в их включены оформление всех документов и выдача номерных символов. Все авто прошли предпродажную и противокоррозионную подготовку, на их установлены фронтальные локеры (почему-либо финны задние локеры ставят изредка). Цены даны на 3.06.1997. Для дизайна в Рф нужно уплатить 1 ЭКЮ за 1 см3 мотора (приблизительно 1,2 бакса США), потому не забудьте прибавить эту цифру.
В сумме "экономия", если не учесть расходы на жилище, пищу и долгие поездки из городка в город, вышла такая. На покупке VAZ 21093i цвета "металлик" (плюс $200) выгадали около 600 баксов. Правда, аналогов в питерских салонах нет и расчет, может быть, занижен. VAZ 21093, также "металлик", вышел дешевле, чем в салонах Петербурга, приблизительно на $900. Оформление документов на выезд и проживание в особняке (в среднем на 1-го человека) вылилось в $100 плюс-минус $5.
Что касается таможенного дизайна, то, вопреки дискуссиям и ужасным рассказам, вся процедура заняла около 3-х часов.
Почему русские машины так дешевы в Финляндии? Даже самые дешевенькие обойдутся финну приблизительно $10 000 (из-за различных наценок и пошлин). Сравните: новый "ФИАТ-Браво 1.4 12V" стоит приблизительно 12600 баксов США. Россияне же, покупая машину на вывоз, пользуются так именуемым "такс фри", другими словами не платят местные поборы. Навязывается вывод, что договоры меж финскими дилерами и заводом в Тольятти заключены, но реализации "жигулей" снутри Суоми мизерны и "план по продажам" делают, в главном, всесущие россияне. Если не случится пересмотра таможенных тарифов либо договоров завода-изготовителя с дилерами, другими словами шанс, побывав в Финляндии, приобрести машину по схожей стоимости.
Фото создателя
Вот они, новые и труднодоступные, с "дворниками" в полиэтиленовых мешочках.
Транзитные номерные знаки, которые придется бросить на финской таможне.
ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ МОРОЗОВ
Его пригласили в редколлегию "За рулем" в 1988-м. Разгар перестройки, омоложение руководящих кадров - шуточка сказать, 1-ый замминистра автопрома в 42 года! Такового не было, пожалуй, с довоенной поры. Не только лишь в министерских коридорах, да и в нашей редакции сходу отметили: доступен, открыт для общения, заинтересован в сотрудничестве отрасли с прессой. Кстати, он сам был основным редактором отраслевого журнальчика "Авто индустрия" и смог приметно поменять к наилучшему его лицо. В редколлегии ЗР Морозов, в отличие от многих предшественников, не был свадебным генералом: интенсивно дискуссировал материалы, не уклонялся от острых тем и вопросов, с готовностью помогал в определенных делах. Осенью 1988-го "зарулевский" экипаж на серийном VAZ 21093 промчался от Москвы до Лиссабона за 46 часов - этот рекорд чуть ли состоялся бы без энергичной поддержки Морозова.
Энергия, вобщем, есть у многих - сосредоточить ее, навести в полезное русло могут далековато не все. Морозов - умел и был по натуре бойцом (недаром имел 1-ый разряд по боксу). Напористо и отлично обучался; после автомеханического техникума в 1964-м пришел на ЗИЛ мастером. Продолжил учебу на вечернем отделении МАМИ, отслужил в армии. За 15 лет прошагал от рядового конструктора до головного инженера - первого заместителя генерального директора ЗИЛа. В ту пору наилучшей школой управления считали создание, и приглашение на высшую должность в Минавтопроме было естественным продолжением карьеры.
Позже министерство стало холдингом, объединения - акционерными обществами. Морозов возвратился на ЗИЛ, где положение усложнялось денек ото денька. Приходилось не только лишь управлять созданием, да и отстаивать свои взоры на будущее завода перед теми, кто лицезрел его совершенно по другому. В последний год жизни Морозов управлял ВАО "АвтоэкПодвеска" - в обстановке, казалось бы, более размеренной. Но перегрузки, физические и психические, дали себя знать: сердечко, операцию на котором он перенес в 1991 году, не выдержало. Валентин Павлович не дожил до 52-х: о таком молвят "в расцвете сил". Что все-таки, он много успел, а главное, оставил по для себя добрую память у тех, кто знал его и работал с ним.
Редакция "За рулем"