КОРМУШКА С ГЕРБОМ
КОРМУШКА С ГЕРБОМ
Животрепещуще
/ЗА НАШ СЧЕТ
КОРМУШКА С ГЕРБОМ
В УПРЯЖКЕ С ДЕЛЬЦАМИ ТАМОЖНЯ ОБДИРАЕТ Автовладельцев
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ, ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
Весной 2001 года всех желающих пригнать машину из-за границы ждал противный сюрприз: таможни Калужской, Смоленской, Белгородской, Брянской и Столичной областей закончили оформление автомобилей. Считай, четверть Рф принудили воспользоваться услугами столичной Западной таможни. Здесь и началось...
КОНСУЛЬТАЦИЙ НЕ ДАЕМ
Едем в Очаково (район на окраине Москвы), на тот пост "АвтотранПодвесканый", где сосредоточено оформление. 1-ое, что показалось очевидным, - полная недоступность для клиентов самих чиновников таможни и отсутствие какой-нибудь инфы. Даже отыскать вход в здание - неувязка. Умеренных размеров муниципальный герб Рф блекнет перед огромной вывеской "Nissan" (тут находится к тому же автосалон). Снутри окунаешься в атмосферу психоза: толпы взмыленных, бешеных людей мечутся по узеньким помещениям. На стенках масса объявлений. Более распространенное - "Консультаций не даем". Остается спрашивать мучеников, томящихся у окошек. Они-то и растолковали: если хочешь бросить залог (это делается перед выездом за границу) - сходу в кассу, а если необходимо растаможить автомобиль, занимай очередь на СВХ (склад временного хранения).
Идем к кассе. Из жадных объявлений перед ее окошком смогли уяснить только одно: за легковушку нужно бросить залог в 1500 евро. Ни о том, как возвращать залог, ни о том, сколько времени он может храниться, ни о чем-либо еще - ни слова. Таможне принципиально одно: взять с нас Энциклопедия грузовых автомобилей. Огромное здание в Очакове практически пропитано этой "идеологией" - прямо до того, что жетоны для таксофона действуют только местные, по 5 рублей! Энциклопедия грузовых автомобилей берут и в туалете (а ведь человек попадает на таможню не из праздного любопытства - с какой стати оплачивать простые удобства). Так дойдет до того, что начнут брать Энциклопедия грузовых автомобилей за вход, а то и, глядишь, сделают платным сам воздух!
У кассы - еще одна новость: сверх 1500 евро пожалуйте 2% комиссии. Здорово: оказывается, все приходящие сюда к тому же подкармливают некий (видимо, близкий к таможне) "Росбанк". Интересуемся у служащей: "Можно ли оплатить через Сбербанк?" "Нет". Вот это да! Одно из 2-ух: или они не знают, что по законам нашей страны мы имеем право платить там, где нам комфортно, или нас сознательно вводят в заблуждение. Звоним в Мещанское отделение столичного Сбербанка: "Пожалуйста, переводите". Все наслаждение обойдется в 3 бакса (против 30 евро у "Росбанка")! Да, в расторопности предпринимателям, сросшимся с таможней, очевидно не откажешь. Намекаем человеку в очереди:
- Молвят, в Сбербанке и резвее, и дешевле...
- С таможней лучше не спорить! А то придерутся к чему-нибудь и документы не воспримут.
191-М БУДЕШЬ...
А чем повеселят на складе временного хранения? За 1-ые трое суток "отстоя" средств тут не берут. Но каждый денек просрочки обойдется в $25. Решили записаться (дело было 24 мая) в очередь. Некий человек в милицейской форме кинул в окошко бумагу - вчеркните фамилию. Интересуемся, на какое число идет запись. "Глаза протри!" - закричал он. Да, нервы у их того... После недолгих препирательств выяснилось, что "пишут" на 4 июня. Стоявший за нами юноша в светлой куртке ухмыльнулся: "Не обольщайтесь: я записался на 21 мая - до сего времени не могу въехать. Молвят, сходу при заезде возьмут штраф за запоздание. При этом въехать - полдела. Далее нужно ожидать в другом окне - я там 191-й. Заблаговременно записался".
Ищем "другое" окно. Опять толпы людей - и ничего не осознать. У чиновников рот на замке, а несколько незнакомцев ничего толком не растолковали. В конце концов, лицезреем скопление изможденного народа: тут уже въехавшие на СВХ "счастливчики" ожидают дизайна документов. Иногородние проходят без очереди, и москвичи озверело глядят на невольных гостей столицы.
НАЧИНАЮТСЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
Разговорились с опытным перегонщиком:
- После того как въехал на СВХ, еще два денька тут точно проторчишь. Присесть негде, отступить нельзя - могут выкрикнуть твою фамилию. Целый денек простоишь у двери, и начинаются галлюцинации - кажется, что тебя вызывают. Ранее так было: официально платишь 200 "зеленоватых" и идешь вне очереди. Вон, до сего времени объявления висят. Но позже таких набралось больше, чем в основной очереди, - и "услугу" упразднили. На данный момент пройти побыстрее можно только через "подходящих людей" за 350-500 баксов. Платят те, кому обрыдло торчать под дверцей. Хотя тут, в Очакове, по последней мере, откровенно не вытягивают. Вот на границе в Торфяновке (под Питером) - беспредел. Начнешь возмущаться, таможенник зевнет и с улыбкой произнесет: "Есть недовольные? Я пошел спать. Днем побеседуем". В Москве они хоть чего-то страшатся, а там... Ага, вот и меня вызывают!
Совместно с новым знакомым идем на СВХ. Два часа ждем у машины таможенника. В конце концов, вот он, человек в форме! Перегонщик шепчет: "Отойди в сторону, они не обожают, когда кто-то рядом стоит. Придерется - застряну здесь на несколько суток".
В ПОЛЬЗУ САМОБИЧЕВАНИЯ
При том, что человек пребывает в очень униженном, затравленном состоянии, с него к тому же дерут три шкуры. Вот цены таможенного брокера "ТФ Очаково", услугами которого, на самом деле, вынуждают воспользоваться автовладельцев: подготовка комплекта документов - 2350-2950 руб., составление короткой декларации - 600 руб., расчет цены таможенных платежей - 150 руб., стоянка СВХ - 750 руб. в день, составление акта оценки автомобиля - 600 руб., оформление временной декларации - 600 руб., оформление корректировки таможенных платежей - 600 руб.
Спрашивается, о каких юридических и денежных тонкостях речь идет - за такие-то Энциклопедия грузовых автомобилей?
И как насчет монополии? Всяк прибывший исправно несет свои кровные в фирму "ТФ Очаково" - больше не к кому обратиться, бланков для самостоятельного дизайна документов автомобиля не выдают. В правовом отделе Столичной таможни подтвердили: исключительно в Очаково. Кандидатуры нет - означает, можно держать высочайшие цены, "доить" автовладельцев и относиться к ним с последним презрением. И все это - при прямом участии муниципальных органов!
Откровенным изымательством на этом фоне смотрится объявление (все в том же Очакове), что услуги таможенного брокера предоставляются "по желанию клиента". Будто бы можно отрешиться. Удивительно, что по этой кормушке до сего времени не зарыдал прокурор.
Мы обратились за комментарием в Муниципальный таможенный комитет и в Центральное таможенное управление. Нам пояснили: уже в июне (наша публикация готовилась сначала месяца) пост "АвтотранПодвесканый" переведут из Очакова в другое место (адресок: Москва, проезд Добролюбова, д. 3). Тут очередей вроде быть не должно - пропускная способность нового СВХ 200 машин в день. Хорошо. Но вопрос остается: ранее мы "кормили" коммерческую фирму ЗАО "ТФ Очаково", сейчас за наш счет обогатится другая, ЗАО "ТЭК Альфа ТЖЧК" - опять монополия? Когда же у нас будет возможность воспользоваться услугами конкурирующих меж собой брокеров и СВХ? И почему таможня не оказывает всестороннюю помощь тем, кто желал бы оформить документы без помощи других?
Очаковская таможня, здание старенькое.
Вспомним время очередей?
Здание новое. А порядки?