РЫБКА В МУТНОЙ ВОДЕ
РЫБКА В МУТНОЙ ВОДЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ТАМОЖНЯ
РЫБКА В МУТНОЙ ВОДЕ
Порядки на таможне сделаны ради поддержания... кавардака.
Жора ЯРКОВ
Знакомые говорят, что на растаможивание и регистрацию автомобиля в Германии требуется от получаса до полутора часов. Это и понятно: дело-то, в общем, не хитрое. Делаю скидку на наши "особенности". Учитываю, что таможен в Москве не сильно много - около 2-ух 10-ов. Выходит, что на таможню и постановку на учет в ГАИ будет нужно целый денек. Так рассуждал я, покупая старый "Форд", который специально для меня пригнали из Германии знакомые.
Как безжалостно я ошибся! Реальность показалась мне Зазеркальем, где все перевернуто и лишено обычной людской логики.
Поначалу выяснилось, что машины в многомиллионной столице оформляют... только две (!) таможни - Очаковская и Люберецкая. Я поехал в Очаково. Записался там в очередь (!) на растаможку. И в назначенный денек... Вобщем, обычная хроника красноречивее описаний.
Выстоял утром очередь к окошку, где дают талончик для заезда автомобиля на таможенный склад. Заплатил за него 50 рублей (все цены - в деноминированных рублях).
Загнал машину на склад и получил бумажку об этом.
Выстоял очередь и взял пропуск на таможню (хотя склад и таможня в одном здании, обладателям разрешено ходить только через улицу, через охрану, по пропуску).
В первом зале ("естественно", после долгой очереди) сдал все документы, в том числе полученную на складе бумажку, что автомобиль там. Любопытно: на окошке выписка из приказа Муниципального таможенного комитета, где говорится, что машину помещают на склад , только если документы вызывают сомнения. Но таможня, видимо, желает заработать, арестовывая все машины попорядку и "храня" их за Энциклопедия грузовых автомобилей.
Взамен всех документов получил бумажку, встал в последующую очередь - к кассе. Заплатил за "услуги таможни" 710 рублей:
1. Наполнение таможенной декларации - 170 руб.
2. Осмотр автомобиля и составление акта - 90 руб.
3. Оценка автомобиля - 300 руб.
4. Оформление карточки (паПодвескаа) ТС - 150 руб.
Тот факт, что осмотр и оценка уже изготовлены при покупке автомобиля и его ввозе в Россию, что есть справка-счет, никого не трогает, как и то, что декларацию может заполнить сам обладатель. Раскошеливайся!
Квитанцию об оплате настолько нужных "услуг" - в окошко и ожидать. В конце концов, получил уже несколько листков. Их - оценщику, верно, в порядке очереди.
После чего нужно выйти из таможни, сдав пропуск в проходной (!), идти к машине и, открыв капот, стоять. Показалось, "оценщику" нужна пара минут, чтоб пройти снутри строения на склад. Мы ожидали его практически час. Поторопить, естественно, не возбраняется. Для этого нужно уйти от автомобиля, пройти по улице на таможню, выяснить, что "оценщик" вот уже скоро час как ушел на склад, к машинам; высунув язык, бежать назад, открывать капот и слышать: "оценщик" только что ушел, осмотрев за те 5 минут, которые вы бегали, десяток автомобилей.
Я ожидал терпеливо. "Оценщик" сверил номера кузова и мотора, обежал вокруг моего "Форда", что-то отметил в акте и - испарился совместно с документами (посреди их, кстати, была и справка-счет с ценой автомобиля, учитывающей его техническое состояние; имелась и таможенная декларация с пограничного поста, где указаны и марка, и номера кузова и мотора). Нет, оценщику это все было непринципиально, интересоваться, что в машине неисправно, он тоже не стал.
Хорошо, закрыл капот, возвратился на таможню, стал ожидать документы. В конце концов, получил бумагу, где автомобиль оценен. И чуть ли не растерял дар речи: таможенная цена моего девятилетнего "Эскорта" оказалась практически в три раза выше реальной! Соответственно, так как от нее считают совокупный таможенный платеж, сумма растаможки тоже оказалась "кусающейся": на $400 больше, чем если б автомобиль был оценен по справке-счету. Выяснилось, что "оценщик" берет цена машин из справочника, не беря во внимание их настоящего технического состояния. Спрашивается, для чего вообщем ему глядеть автомобиль, ну и сам он для чего нужен - не проще ли эту "работу" поручить компу? И уж совершенно неясно, за что уплачены 300 рублей?
Но сетовать некоторому, ну и никчемно. Мужчины, стоящие рядом в очереди, говорят байки о таможенной оценке, о том, какая это синекура для местных "профессионалов". Старенькую рухлядь, руководствуясь справочником, оценивают намного дороже цены, за какую она куплена, зато и напротив, новый дорогой автомобиль можно признать побитым драндулетом, снизив его таможенную цена, а означает, и сумму платежа, до забавного. Естественно, все это не безвозмездно. А чтоб другие "отстегивали" охотнее, как раз и нужно таким, как мы, добросовестным, завышать стоимость. Для устрашения. Может быть, это только досужие дискуссии, но очень похоже на правду. Ну и факты, понимаете ли, факты...
Придя в себя после шока от суммы "оценки", отправился в примыкающий зал, фактически к таможенникам. Там два окошка. Уже "ученый", занимаю очередь в оба. Но - поздно: 17 часов, рабочий денек на таможне завершается. Сдаю пропуск. Плачу еще 120 рублей за хранение автомобиля на складе (вот зачем, оказывается, туда загоняют!).
Назавтра утром - в знакомой уже очереди. За пропуском. И - на оставленные вчера позиции, к двум окошкам. "Я уже стоял" - не считается, занимай поновой. Стоим. У таможенников совещание до 12-ти. Полторы сотки "счастливых" хозяев импортных машин три часа (!) убивают время.
В конце концов, жизнь на той стороне окошек затеплилась. Подошла и очередь к инспектору. Но... Рано радовался! Поначалу нужна печать из другого окошка. Рядом с ним - 25-30 разгневанных автомобилистов. Им (и мне) дается команда: все - на склад, к машинам, открыть капоты. Люд схлынул, а я, малость замешкавшись, увидел, как таможенница нерасторопно занялась какими-то бумагами, доставленными крепкими деловыми ребятами. Кстати, это - отдельная тема. При всей "занятости" местных работников, при всех наэлектризованных очередях для этих совсем сторонних личностей на таможне распахнуты объятия. Они вхожи везде, в любые закрытые для чужих двери, к хоть каким начальникам. Они всегда - с кучей бумаг и с уверенным видом владельцев. И вся таможня, как сказочная избушка, здесь же поворачивается к ним передом, а к очереди - задом. Этот парадокс ожидает собственного исследования. И очень хотелось бы, чтоб исследователь был из работников МВД.
Закончив через полчаса ударный труд с бумагами со стороны, таможенница неторопливо отправилась на склад. Там она мимолетно осматривает авто и расписывается на акте оценщика. 5 секунд! Но это еще не все: нужно ставить ее личную печать, которая осталась на рабочем месте, в окошке. Там ее возникновения мы ожидали час...
В конце концов, путь к инспектору открыт. Но - обед! Только еще через час стояния в накаленной атмосфере таможни подхожу к окошку. Инспектор берет бумаги, полчаса оформляет их (плюс те, что - со "служебного входа"). После этого можно платить пошлину.
Очередь в кассу. Передо мной - четыре человека. Полпятого. Кассирша одна и поглощена оживленной беседой с каким-то своим знакомым. Без четверти 5 она нехотя начинает получать Энциклопедия грузовых автомобилей. Берет пачки и перекладывает купюры "лицом" ввысь (а это 10-ки тыщ деноминированных рублей от каждого обладателя!). Все. 17 часов. Работа окончена. Передо мной - один человек, сзади - еще трое. Униженно умоляют отпустить их, принять Энциклопедия грузовых автомобилей. Кассирша закрывает окошко и начинает считать выручку. Сначала седьмого (мы - ждем!) возникают инкассаторы, забирают Энциклопедия грузовых автомобилей, и кассирша - о, волшебство, о, святая дама! - воспринимает у нас пошлину. Бегу с печатью кассы к инспектору. Хватаю ПТС, с которого нужно снять две копии. Мчусь к ксероксу, не задумываясь, для чего он, не проще ли инспектору вывести на собственном принтере необходимое число копий. Приношу, заплатив 10 рублей, копии инспектору и получаю, в конце концов, таможенную декларацию и ПТС.
Нужно торопиться на склад, время его работы тоже завершается. Плачу 90 рублей ("хранение а/м на складе в течение денька"). И - поехали!
Приходя в себя от радости (вырвался, все сзади!) и напряжения (что за изымательство над людьми!), считаю утраты. За два полных рабочих денька, с 6 утра до 20 вечера, я издержал 990 рублей, из которых огромную часть непонятно на что, и за машину, приобретенную в Германии за $1200, заплатил $1700 пошлины. "Ну и бардак!" - возмутился было я. Но подумав, сообразил: никакой это не бардак, а преднамеренно организованный кавардак. Ради того, чтоб изловить свою рыбку в мутной воде.
Практически каждому сотруднику таможенное начальство отыскало "дело". У каждого - своя очередь и своя печать. Очереди, настолько отлично создаваемые, дают право добиваться дополнительные штаты. И чем ужаснее они работают, тем лучше для таможни.
Тарифы за высосанную из пальца работу устанавливает сама таможня просто "с потолка". К примеру, техосмотр ("составление акта осмотра") стоит в 18 раз (!) дороже, чем в ГАИ. "Оценка" по справочнику вообщем навряд ли сколько-либо может стоить. В Рф есть антимонопольный комитет - любопытно, он знает о "художествах" таможни?
Автолюбители знают. И больше прибегают к услугам бессчетных коммерческих компаний, предлагающих "недорого растаможить автомобиль". Они в состоянии сделать то, что для честно пришедшего оформлять документы автолюбителя труднодоступно: "лучшую" таможенную цена автомобиля (любопытно, как им удается повлиять на "оценщика"?), наименьшую сумму платежей, сберегут автолюбителю массу времени и нервишек. И услуги их дешевле обойдутся, чем поход на таможню самому. Думаю, конкретно такие "компании" представляют те же ребята с "другого входа". И странноватая эта коммерция идет в доле с таможенными бюрократами. Обосновать, жаль, не могу, но обычная логика дает подсказку: кропотливо спланированный кавардак должен приносить отличные дивиденды его организаторам. Неясно другое: почему эта идея пришла мне, рядовому автолюбителю, а не представителям "компетентных органов"? Либо они тоже - с "другого входа"?