Российский ТРАНЗИТ
Российский ТРАНЗИТ
КЛУБ "Автовладелец"
полезное действие
В ЛИТВУ ЗА МАШИНОЙ
Российский ТРАНЗИТ
ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Не счесть россиян, покупающих старенькые иномарки. Не от алчности, но, а по бедности. Меж тем старый автомобиль - это кот в мешке и покупка его - практически всегда лотерея. Что за технику предлагают нам авторынки?
С этого момента этому, непростому для очень многих вопросу мы хотят уделять куда больше внимания, чем ранее. Учить вторичный рынок, получать достойные внимания экземпляры, тестировать их не только лишь на дорогах. И очевидно, писать обо всем этом в журнальчике.
Начинаем с путешествия в Литву - самое пользующееся популярностью у перегонщиков место для покупки обычных (леворульных) старых импортных машин. Из Европы машины туда везут автовозами, а означает, затратные расходы наших возможных продавцов малы. Поездка, например, в Германию встанет куда дороже.
Едем с определенным заданием: приобрести пару новых машин, уложившись со всеми расходами (включая пошлину) в 8 тыщ баксов за каждую. А еще прикинуть, сколько и на чем можно сберечь, отправляясь за предел за покупкой. Чтоб выяснить, по труду ли оплата, мы присоединились к купцам, отправляющимся за продуктом в Литву.
ПОД СТУК КОЛЕС
Дешевле всего путешествовать поездом. Но до этого, чем брать билет, снова пристально просматриваем документы. Все ли на месте? Похоже - полный набор: водительское удостоверение, общегражданский паПодвеска, разрешение на вывоз наличной валюты и, естественно, загранпаПодвеска с литовской визой (об оформлении см. ЗР, 2003, № 2). Последнее, как ни удивительно, разумеется не всякому. Что Литва - суверенное правительство, некие понимают, уже сидя на чемодане по эту сторону границы и тоскливо взирая на удаляющиеся вагоны. Утешает только, что билеты (включая и оборотные) всегда в свободной продаже.
Скорый поезд Москва - Каунас отбывает с Белорусского вокзала столицы раз в день в 18.50. Нас в отдельном купе четыре. Дверь - на механическом стопоре. Еще бы - на всех около 35 тыщ баксов. Вкусная добыча для злодеев! Соблюдаем конспирацию: о деньгах не говорим, по вагону не шляемся, с девицами не знакомимся. От тех, кто встречается в поезде, лучше держаться на расстоянии. Наш наставник (он едет с нами) ведает: как-то уступил кличу плоти и чуть не поплатился - нежное создание оказалось клофелинщицей. Теряя сознание, он успел сорвать стоп-кран и передать Энциклопедия грузовых автомобилей и документы подоспевшему начальнику поезда.
Чуток свет - 1-ая реальная граница Белоруссия - Литва. Братья-славяне миролюбиво проверили кармашки на предмет контрабандной наличности и отпустили с миром. А вот иноземные пограничники показали внимательность, потребовав предъявить чек на оплату визы. Любопытно, почему не квитанцию на приобретенную в дорогу колбасу? Это было бы логичнее - в паПодвескае стоимость разрешительного документа указана и скреплена посольской печатью. Убедившись, что разыскиваемой бумаги у нас нет, охраны рубежей требовательно, но с просительными нотами поинтересовались, что будем делать далее. Этого мы не знали и, хотя намек сообразили, представились дурачками. Видимо, вышло - далее нас не волновали до самой конечной станции.
ХОЖДЕНИЕ ПО РЫНКУ
Путь от вокзала до местного авторынка занял минут 20. Таксист, он же обладатель затрепанного "Audi", всю дорогу ругал власть за дороговизну, но в конце пути охотно согласился сбросить за проезд 5 литов (с 30 до 25).*
С первых шагов по рынку понимаешь - покупателям тут рады. В каждой из бессчетных забегаловок, гордо называемых "кафе", - камеры хранения для приезжих. Очень это кстати - с набитыми дорожным скарбом баулами по большой местности много не находишь. Рядом, в вагончиках, пункты криминалистической экспертизы, комиссионные магазины, опорные пункты охраны. Но что в особенности понравилось - богатство ухоженных и бесплатных туалетов.
Объекты реализации выстроены четкими рядами. На каждом - табличка с нужной информацией. В круг наших интересов входили авто 1997-2000 гг. и ценой около 5,5 тыс. баксов (покупка с растаможкой и затратными расходами должна была обойтись максимум в 8 тыс. долл. - таково, напомню, условие редакции). Возрастные рамки определяли тарифы таможни: для машин старше 7 лет и молодее 3-х они неприемлемо высоки. А жалко, посреди старичков попадались красивые экземпляры. Но Наша родина, основной потребитель "автостарья", их сейчас не берет. Зато охотно и за бесценок скупают граждане Украины, Белоруссии и Узбекистана.
Найти относительно свежайшую трех-пятилетку за третья часть цены оказалось делом нелегким. Только к вечеру подвернулся подходящий вариант: "Peugeot 406" 1999 года выпуска. Поторговавшись, удалось уложиться в 5350 евро. Торговец тоже остался доволен и даже разлюбезно подвез до гостиницы. Оформление он взял на себя и, получив задаток, к последующему полудню представил готовый пакет документов. В том, что объемистая папка содержит все нужное, колебаний не было. Интересы торгующих сторон в этом случае совпадают, не считая того, опыт наставника гласил, что в схожих операциях проколов не бывает. К тому же, пожелай мы ознакомиться с содержанием, пришлось бы выучить литовский язык!
2-ой денек поисков прошел вхолостую - ничего подходящего. Но мы не отчаивались. В воскресенье начинал работу наикрупнейший авторынок Литвы в Марьямполе, и с первыми лучами солнца наша команда прибыла туда. И вновь полдня прошло в бесплодных поисках. Нужные авто просто не успевали так состариться, чтоб подешеветь до нужного нам уровня, а подходящие по стоимости не проходили по возрасту. В конце концов, фортуна! Ухоженный серебристый " Форд Мондео" 1999 года за 5100 евро появился прямо к обеду и сходу вызвал ажиотаж. Тут вновь понадобился опыт наставника. Пока претенденты лезли под капот и осматривали салон, он всего только попросил документы. А завладев ими, больше не выпустил из рук - у соперников не оставалось ни одного шанса.
БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Последующий шаг - подготовка к далекой дороге домой. Полностью современные и отлично снаряженные автосервисы в Литве встретишь на каждом шагу. Даже в маленьких личных мастерских для гостей кожаные диваны и кофейные автоматы. В одну из таких мы обратились. Начали с головного - проверки геометрии установки колес. Это хоть и косвенный, но очень принципиальный показатель состояния кузова.
"Форд" прошел функцию на ура, а у "Пежо" разрушение левого фронтального колеса не дотянул до нормы на целый сантиметр! А вот и причина - очевидно правленный левый лонжерон. Не исключено, что при аварии пострадал и поворотный кулак. Решаем его поменять и снова все проверить. За запчастью едем на разборку. Этот бизнес тут тоже поставлен на широкую ногу. Сырье поступает... из Великобритании. Обходится сравнимо недорого - битый автомобиль с правым рулем, не считая как на свалку, на материке пристроить некуда. Предположение подтвердилось - с новейшей деталью все углы удалось выставить "в ноль".
На обеих машинах сменили резину. Ехать на очень потертых летних покрышках по зимней дороге было неосторожно.
Залог на столичной таможне мы не оставили. Означает, растаможиваться едем туда, где его не требуют, - в город Советск Калининградской области. На границу приезжаем ночкой. До начала очередных суток пара часов. Командировку нам лучше отметить последующим числом - решаем малость поспать в отстойнике. Оказалось - напрасно: в мгле перескочили так именуемый накопитель, где сформировывают очередь на скрещение границы. Пропуск на заезд можно получить только там. Пришлось пристроиться в хвост и ожидать еще три часа.
Пограничный контроль проходим стремительно. Очередь на таможенный. В тесноватом кабинете тучный бюрократ принимается пристально учить запятые. Их много и какой-либо наверное не хватит. А тогда - арест машины и пешее хождение в поисках правды. Тертый наставник предупредил заблаговременно - 20 литов дать непременно! Но как? Зажав купюру в потном кулаке, жду подходящего момента. Длительно страдать не пришлось: выразительный взор, удар ладонью по столу и Энциклопедия грузовых автомобилей падают в ящик. Последующий!
Таможенный пост в Советске сработал настолько же стремительно, но Энциклопедия грузовых автомобилей тут нужно платить исключительно в кассу. Таким макаром нам в тот же денек удалось поставить машины на временный учет и получить транзитные номера. Все складывалось как нельзя лучше...
Темный от грязищи и тонировки "Audi" заблокировал нас на выезде с бензоколонки. Парочка неунывающих амбалов обходительно поинтересовалась, куда держим путь и убеждены ли в успехе. А потом постаралась эту уверенность развеять. Никаких откровенных угроз и оскорблений. Вроде разговора опытнейшего доктора с нездоровым, который отрешается от спасительной операции. Расчет верный - сокрытая угроза отзывается в душе липким ужасом. Но лупить неприятеля нужно его же орудием. Деликатно объясняем, что работаем на владельца с большенными связями. Из личных вещей - только то, что на для себя. Так что ключи от машин, документы и Энциклопедия грузовых автомобилей готовы дать немедля. Но всевластному боссу это навряд ли понравится... Оппоненты погружаются в раздумья. И вдруг, о волшебство! Звонок из редакции. Начинаю докладывать обстановку. В это время за спиной раздается рев мотора и визг шин - "Audi" прячется за наиблежайшим поворотом. Кажется, пронесло.
ПУТЬ К ПРИЧАЛУ
Полдела изготовлено - авто куплены, растаможены и "поставлены на транзитные номера". Пора ворачиваться. Маршрутов много. Самый маленький - назад через Литву. Но наши однократные визы (а других без заверенного приглашения в посольстве не дают) уже погашены. Оформлять транзитную - потеряешь неделю. Паром до Санкт-Петербурга в эту пору не прогуливается, ну и недешево обойдется морская прогулка. Остается двигаться через Польшу. Крюк солидный, км 350, зато виза не требуется.
Хорошо выспавшись намедни, едем в сторону польской границы. Перед ней, обыкновенно, накопитель. Машин малость, в главном челноки-поляки. Судя по мятым лицам и постелям в салонах, одну ночь они тут скоротали. Пристраиваемся с боковой стороны и идем в диспетчерскую за талонами-пропусками. Тут мы свои, российские, да к тому же транзит. Через час под недовольный ропот очереди продолжаем путь.
Км через 5 - очередной отстойник. Контингент ожидающих тот же, но машин - битком. По нашим умеренным догадкам - суток на двое. Наставник решает, что нужно "дать в лапу". Иду к пограничникам. Поморозив меня для порядка пару часиков, старшая наряда (да-да, дама и к тому же тезка) совсем безвозмездно пропускает нашу команду на местность терминала. Что это было - заведенный порядок, не плохое настроение либо сходство имен, мы так и не сообразили.
Речь Посполита повеселила неплохими дорогами и хорошей погодой. Правда, в неких воеводствах на антигололедные реагенты предпочли не тратиться, и очищенная от снега проезжая часть местами напоминала каток. Заплутаться в пути можно только по хорошей воле. Указатели направлений установлены везде, прямо до малозначительных разветвлений. До границы с Белоруссией, перехода "Бобровники", домчались на одном дыхании. Ни обедать, ни заправляться в Польше не стали - недешево. А еще не хотелось возиться с обменом валюты.
Очередной переход и еще одно "думайте". Это слово на границах и таможнях произносится идиентично и значит "Дай!". Не торопитесь раскошеливаться. Если лицезреют, что на испуг не взяли, пропускают за так.
Последняя ночевка в придорожном отеле под Минском. А днем - платная дорога и прозрачная граница с Россией, которую проезжаем фактически без остановки. Начинает валить снег. Обильно посыпаемый песком, он сходу преобразуется в слякоть. Стеклоочиститель практически бесполезен, до Москвы - 350 км... Здравствуй, Родина!
Потрудились мы, похоже, недаром. Спрос на столичном рынке неплохой, можно "поднять" штуки полторы баксов с машины (хорошо живут перегонщики!). Тем временем наши авто подкинули уже 1-ые трудности... Тщательно об этом - в последующем номере.
"Ходовой" продукт - на земле. Остальное - на автовозах.
Будущую покупку нужно
кропотливо оглядеть.
Сопутствующие продукты.
"Паленый" экземпляр.
В Литве предпочитают автоматические мойки.
Сход-развал - косвенный показатель состояния кузова.
Цены на бензин в два раза выше столичных.
На улицах старенького Каунаса.
Платная дорога.
На границе всегда очередь.
Таможня дает добро.
Тише едешь - меньше платишь.