ИЗ Рф В РОССИЮ
ИЗ Рф В РОССИЮ
Российский ТРАНЗИТ
РЫНОК ДЛЯ... ПРОДАВЦОВ
Тогда их было несколько тыщ кряду, а на данный момент - от силы штук 500. И самое необычное - в разгар теплого, солнечного денька, пусть и посреди недели, единственными посетителями "Борисово" были мы с фотографом!
- После новых, наделавших шума таможенных пошлин в прошедшем, а потом и в этом году бизнес идет очень плохо, - сетует Игорь Янус, директор авторынка. - В первом полугодии за месяц завозили по 5000 машин, на данный момент - всего 300. Утраты у всех - боюсь, опять возродится "сероватая" растаможка...
Не знаю, реализуется ли унылый прогноз предпринимателя, но на рынке сейчас больше "областных" машин (растаможены по льготной схеме и за границы области их вывозить нельзя). Молвят, гости из "материковой" Рф еще случаются, но изредка. Ведь растаможенные на метрополию иномарки стоят сейчас столько, что брать их никак не прибыльнее, чем, скажем, в Москве. И все таки перестраиваться под новые пошлины калининградский рынок не торопится: ряды, по-прежнему, забиты дорогими "мерседесами", "audi", "фольксвагенами", а вот малеханьких машин, на которые цены не повысились, фактически нет. Мы с трудом нашли забившийся в угол "Peugeot 206" и более сиротского вида " Форд Ка". Не обожают детей в Калининграде!
- Рынок стал приблизительно вдвое беднее, чем три месяца вспять, - пеняет И. Янус. - В регионе осталось менее 10-ка компаний, которые могут для себя позволить закупить партию машин, чтоб поставить их у нас либо в автомобильном салоне на реализацию. А перегонщики сейчас работают в главном под заказ для русских регионов.
ПОЙДИ ТУДА...
Зная, что у местных перегонщиков отличные связи с "автохаусами" в Германии, тут по старенькой памяти заказывают старые машины москвичи, обитатели Центральной Рф и Урала. Схема ординарна: звонят, обговаривают все Ремонт и эксплуатация заказа, потом пересылают маленький задаток (обычно около 1000 баксов), и перегонщик отчаливает на поиски - в Германию, Голландию, Францию. Есть подходящий объект - звонок владельцу. Согласен? Тогда "курьер" за свои покупает машину, пригоняет ее в Калининград, оплачивая все сборы... А далее владелец прилетает за автомобилем или просит перегнать его куда-то на "континент". Есть на рынке в Борисове и такая услуга.
Сейчас из Калининграда в Россию ведут три дороги. 1-ые две - сухопутные: через Литву и Белоруссию или через Польшу и Белоруссию. Сейчас появился 3-ий путь - паромом до Санкт-Петербурга.
Стоят они покупателю автомобиля (если платить перегонщику) приблизительно идиентично - 500 баксов. У каждого из 3-х путей свои плюсы и минусы. К примеру, паром нужно ожидать некоторое количество дней, а на машине можно тронуться в всякую минутку. Если не возникнет каких-либо заморочек на границе, на автомобиле до Москвы можно доехать за день с маленьким; на пароме дорога займет больше 2-ух...
Если сейчас нанимать местного перегонщика, самым прибыльным как и раньше считается сухопутный путь через Литву. Оплата находится в зависимости от цены автомобиля. Простенькую машину согласятся доставить даже за 400 баксов, если же автомобиль дорогой, престижной марки, то стоимость растет - плата за риск. На дороге может случиться все что угодно, хотя число разбойничков с большой дороги в последние годы резко поубавилось. Если автомобиль нужно доставить срочно, в "гонорар" закладывают дополнительные расходы - пройти без очереди пограничный пост стоит 50 баксов.
Областные дороги примерными не назовешь. Очень узенькие, асфальт, обычно, нехороший. Молвят, виной тому местные грунты - какую смесь ни положи, через месяц-другой дороги "вспучивает". В германские времена потому и мостили их брусчаткой - под ней земля дышит. Что веселит: тут самый небольшой отрезок пути - всего 100 км. Далее, в Литве, дороги безупречные, в Белоруссии и европейской части Рф - средние.
Самым легким считают перегонщики литовский участок. Еще раз машину никто не приостановит, никаких дополнительных формальностей, все очень просто и понятно. Одно только: не рекомендуется откровенно нарушать местные ПДД. Литовские полицейские, хоть и бывшие "наши", неумолимы, взяток не берут, штраф выписывают немедленно. Оплачивать нужно в местном банке, при этом стремительно, по другому могут приостановить на границе. Штрафы немаленькие - за превышение скорости 50-200 долл. Зато без предпосылки никто трогать не будет.
Самый тяжкий участок пути, по общему признанию, - Белоруссия. На границе можно ожидать всяких пакостей. К примеру, простую проверку по базе на угон за пять-шесть часов. Не хочешь ожидать - плати 10 евро! Местные охраны порядка практически выстраиваются повдоль дорог, и каждый желает хоть что-то заработать на перегонщиках и автотуристах. По хоть какому поводу, а нередко и без него останавливают машину: "Откуда едешь, что везешь и т. д.". Мельчайшая зацепка - и все: "Мы вашу машину забираем на штрафстоянку; приходите через один день, во всем разберемся".
Кто для себя может это позволить? Вот и обязаны перегонщики сами предлагать взятки...
Введение сегодняшним летом визового режима с примыкающей Литвой прошло в Калининграде достаточно болезненно. Для обитателей области визы стоили дешево (5 евро - разовая, 14 - многоразовая), но, чтоб их получить, по нескольку дней простаивали в очередях у дверей литовского представительства. Вспомнили издавна позабытые списки, ночные переклички... Чтоб не терять времени, перегонщики летом переключились на "польский вариант", где дорога удлинялась на несколько сот км, зато никаких виз (москвичи издавна избрали эту дорогу; об этом мы писали в ЗР, 2003, № 4).
- Сейчас вводят польские визы, и хотя поляки обещают, что это обойдется без нервотрепки, верится с трудом, - рассуждает Григорий, перегонщик с приличным стажем. - Сильно много людей с обеих сторон занимаются приграничной торговлей, работают в совместных проектах, обязаны по делам нередко пересекать границу - минимум месяца три неразберихи всем гарантировано.
Но для Григория и его коллег это уже обязательная часть их работы. В отделенном от страны анклаве многие только так и могут сейчас заработать. Но те, кто покупает в Калининграде машину "под себя", также пришлые перекупщики и перегонщики все почаще выбирают новый путь - морем. Пусть подольше, зато без морок, без виз. Мы тоже решили отправиться на Огромную землю таким методом.
ПО ВОДЕ, АКИ ПО СУХУ
Когда несколько лет вспять Балтийское морское пароходство как юрлицо устранили (пароходы к тому времени удачно реализовали за предел), все маршруты в море захватили иноземцы - финны, шведы, эстонцы... Опамятовались наши, кажется, только в прошедшем году, после того как литовцы и поляки объявили о внедрении визового режима для обитателей Калининградской области. В Эстонии спешно приобрели прошлый русский круизный теплоход "Георг Отс", за пару лет до того переоборудованный в паром, и с лета сегодняшнего года он начал постоянные рейсы по маршруту Санкт-Петербург-Калининград. Расстояние от причала до причала (572 морские мили либо по-сухопутному - 1060 км) он покрывает за двое суток со средней скоростью 14 узлов. Потом день отстоя в порту - и вспять.
Отыскать в Калининграде причал, откуда отчаливает в плавание "Георг Отс", оказалось тяжело: никакой рекламы в городке не было (кстати, как позже оказалось, и в Питере тоже), городские кассы и турагентства билетами не ведут торговлю. В конце концов все-же узнали: "Отс" базируется в Рыбном порту и только там можно приобрести билеты. Стоимость их - от 1,4 до 2 тыс. руб. за место в каюте (зависимо от категории) да еще 750 руб. за абонемент на питание в ресторане на два денька (по желанию). Перевозка автомобиля обходится в 4200 руб.; загрузить его можно вечерком либо рано днем. Паром по расписанию отчаливает в 10.00, а регистрация - с 8 утра.
Посадка прошла стремительно, каюта оказалась уютной. Весь теплоход блестел свежайшей краской.
- Наш паром рассчитан на перевозку 105 легковых автомобилей и 12 автопоездов; не считая грузовой палубы для легковых машин используем и кардеки - особые навесные палубы, - поведал нам капитан "Георга Отса" Валентин Говорушкин. - Вместимость - 370 пассажиров, экипаж судна - 76 человек.
На нашем рейсе пассажиров было малость - всего 60, а еще 12 грузовых и 26 легковых автомобилей. Так что кардеки остались незагруженными. Но, молвят, такое необычно. Марина Ломоносова, пассажирский админ парома, именовала числа загрузки - от двухсотен до трехсот пассажиров. Правда, последнее бывало только летом, когда по морю туда-сюда передвигались группы малышей - в лагеря, на отдых. На данный момент основной поток пассажиров - местные обитатели (хоть малость дороже и подольше, чем по стальной дороге, зато увлекательнее) плюс братья-перегонщики.
- Я который год гоняю отсюда авто в Екатеринбург, - поведал за кружкой пива какой-то из них - Миша. - По заказу калининградские ребята отыскивают мне машины в Германии. Как начались постоянные рейсы, я неизменный пассажир парома. Вот и на данный момент у меня в трюме грузовик MAH, а в кузове под тентом - глазастый "мерс". Что нравится - загрузил машину в Калининграде и двое суток никаких хлопот, никаких границ проходить не нужно, никакой нервотрепки и поборов. Машина никуда отсюда не денется, можешь двое суток отдыхать. Вот ребята соврать не дадут, они сами далее в Сибирь поедут.
По воззрению экипажа, перегонщики буйным характером не отличаются, скандалов не увидено. Ну, выпьют ребята в 1-ый денек, про жизнь побеседуют, а позже тихо по каютам расползаются. А на 2-ой денек и совсем их не видно - отсыпаются перед дорогой.
Сейчас из Калининграда в Питер движутся не только лишь старые "мерседесы", возникают и другие грузы. На нашем рейсе трейлер с прицепом вез черепицу в Москву, а рефрижератор - мясо в Санкт-Петербург. В оборотном направлении в главном только пассажиры, хотя и грузы тоже случаются - буровая и дорожная техника.
- По привычке многие пассажиры, оказавшись на пароме в первый раз, интересуются, когда будем проходить таможню, - ведает Марина Ломоносова. - Мы их успокаиваем - никакой таможни! Едем из Рф в Россию. Только морем. В общем-то все довольны путешествием. Это еще ведь так прекрасно...
"Выражаю гигантскую благодарность экипажу за сервис и помощь, оказанную при ремонте автомобиля". Это, меж иным, запись из судового журнальчика...
На рынке "Борисово" покупателей не видно...
...Зато на улицах Калининграда - только иномарки.
В грузовом трюме - полный порядок.
Капитан В. Говорушкин:
"Курс - Наша родина!".
Шлюпочная "тревога" - это совершенно не жутко.