В ЛИТВУ ЗА СЕКОНД-ХЭНДОМ
В ЛИТВУ ЗА "СЕКОНД-ХЭНДОМ"
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/У СОСЕДЕЙ
В ЛИТВУ
ЗА "СЕКОНД-ХЭНДОМ"
ДВА Денька НА РЫНКЕ "ГАРЮНАЙ"
ТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Скорый поезд "Москва-Вильнюс", не доехав до конца маршрута каких-либо 30 км, тормознул: муниципальная граница. И заместо положенных по расписанию 40 минут простоял два с излишним часа. "Такое сейчас бывает в каждую среду, четверг и пятницу, - растолковала проводница. - Столько народу в Литву за машинами едет! Стоим на границе по два-три часа пока все, кто везет больше полутора тыщ баксов, их не задекларируют. А таких - полпоезда".
ДЕЛО МАРКСА ЖИВЕТ И Одолевает
В сегодняшней суверенной Литве все надписи издавна уже лишь на литовском. Исключение - бессчетные микроавтобусы, ожидающие пассажиров столичного поезда. На их ветровых стеклах слова по-русски: "На авторынок "Гарюнай". Размещен он в нескольких километрах от городка, работает четыре денька в неделю, со среды по субботу. Большая часть пассажиров сходу устремляется сюда, кто-то предпочитает другой большой рынок - в Мариамполе, третьи выбирают рынки гораздо меньше (сейчас в Литве, считай, они в любом городке). У каждого - собственный "конек". "Гарюнай" известен относительно новыми и отлично сохранившимися автомобилями, а вот те, кого заинтересовывают 12-летние "Кадеты", - движутся в Мариамполь.
Торговля на Гарюнайском рынке идет бойко - на площадке раз в день по 800-900 старых машин, а цены на самые дешевенькие способны вызвать экстаз нашего автомобилиста. Уже на подъезде к рынку стоят покупатели - высматривают добычу и как коршуны бросаются к понравившейся машине. Другие бродят меж рядами часами и деньками, длительно не решаясь на покупку. Какая-то часть "мерседесов" и "фольксвагенов" осядет в Литве, но большая часть обретет владельцев из числа приезжих - отправится в Россию, Белоруссию, Казахстан, на Украину. В "Гарюнае" торговля идет по западным меркам: асфальтированная площадка, внушительная охрана, полный сервис услуг при оформлении (на месте) и для отдыха - много кафе, магазинчиков, достраивается спец гостиница.
- При оформлении покупки сотрудники милиции и криминалист прямо на месте проверят подлинность документов и номеров, не считается ли машина в угоне, - ведает гендиректор Валдас Мацулявичюс. - Это обойдется приблизительно в 10 долл., но не напрасно: в последний год было всего 5-6 попыток сбыть авто с перебитыми номерами либо по поддельным документам.
По слухам, недоброй славой в этом смысле пользуется рынок в Мариамполе. Там, по рассказам перегонщиков, работают несколько "компаний", занятых перебивкой номеров и подделкой документов. Даже "такса" известна - 50 долл. за номер на кузове либо движке, 200 - за набор документов...
Если понравившийся автомобиль, по воззрению милиции, чист - можно с торговцем стукнуть по рукам. В серьезном согласовании со известной марксовой формулой, южноамериканские Энциклопедия грузовых автомобилей, привезенные из Рф, будут обменены на продукт (автомобиль), который скоро в Москве либо Пензе будет вновь обменен на баксы...
Оформление купли-продажи и выездных документов занимает час-два и обходится в 15-50 долл. Далее - путь к границе.
Намерение Рф прирастить таможенные пошлины на старые иномарки серьезно испугало тут тех, кто занят в авто бизнесе. Еще бы - от половины до 2-ух третей проданных на 2-ух огромнейших авторынках машин отчаливает не куда-нибудь, а в Россию! По официальным данным, в прошедшем году литовские торговцы продали за предел 52 тыс. автомобилей на сумму 100 млн. долл. (цифра очевидно занижена - кто же в наше время показывает настоящую сумму сделки: с нее ведь налоги платить...). Итак вот, в Россию ушло 29 тыс. машин - на 55 млн. долл., а это означает, что приблизительно любая третья-четвертая старая импортная машина из Европы попадет к нам через Литву! Видимо, в этом году числа приметно вырастут: россияне стараются не запоздать - на носу новые пошлины.
Валдас Мацулявичюс опасается, что русские инициативы загубят на корню литовский База познаний. А вот его сотрудник, директор Мариампольского рынка Ю. Бразис, считает, что все не так и плохо - просто придется переориентироваться на более свежайшие модели, выпуска не позже 1995 года.
Престижная ПРОФЕССИЯ
Ответ на вопрос, почему конкретно Литва стала центром База знанийа на местности бывшего СССР, лежит на поверхности. Она - на скрещении автодорог, ведущих из Европы на восток, при этом очень близко к Европе. Скажем, из Каунаса - раз в день несколько рейсов микроавтобусов до хоть какого из больших городов Германии. 50-100 дойчемарок, 8-10 часов пути и вы у цели. Не достаточно того, гражданам Литвы виза не нужна.
Сейчас у литовских перегонщиков за плечами - долголетний опыт.
- 10 лет я занимаюсь этим делом, - поведал 40-летний Виктор (за выставленный на рынке семилетний " Форд Мондео" с двухлитровым движком он просил 2,7 тыс. долл.), - не могу сказать, что безрассудно разбогател, но семью содержать могу. Издавна уже не ищу машины по объявлениям в газетах. Моя специализация - "Мондео". Наладил деловые дела со многими дилерами "Форда" в Германии, заказываю им автомобиль. Когда возникает то, что я просил, мне звонят. Ранее перегонял сам, на данный момент предпочитаю отправлять машины на трейлере - так дешевле. Наибольший доход с проданной машины - 500 долл., но обычно около 200.
И все таки время одиночек равномерно уходит в прошедшее. Сейчас правят бал на авторынке Литвы компании мелкие и не очень. С владельцем какой-то из них, 30-летним Гедиминасом, познакомился на "Гарюнае". Он не суетился, предлагая покупателям продукт, а приехал с инспекцией. Ему принадлежит на рынке целый ряд, который занимают приличные "мерседесы", "audi" и "фольксвагены". Работает у него 10 человек, есть даже представитель в Москве. В год реализует около 120 машин, в главном в большие русские городка. Специализация - "свежайшие" авто популярных германских марок. Но перепродажа - это только часть бизнеса. После русского кризиса 1998 года спрос на "секонд-хэнд" очень свалился и было надо находить новые источники дохода. Гедиминас организовал ремонтно-восстановительную мастерскую. Германские партнеры находят новые, но очень битые авто и направляют их ему в ремонт. В прошедшем году из мастерской Гедиминаса в ФРГ возвратилось 44 восстановленных автомобиля.
О таких фирмах мы практически ничего не знаем, зато наслышаны о других, которых на данный момент в Литве настолько не мало, что восстановление "убитых" импортных машин стало чуть не государственным делом! Тут на 1-го добросовестного мастера приходится пяток таких, которые в древнем гараже наведут наружный лоск и побыстрее выпихнут "отремонтированную" машину. То, что она завтра сложится напополам - их уже не тревожит. А поэтому отношение опытных русских автомобилистов к европейскому "секонд-хэнду" из Литвы соответственное. И все же каждый денек сюда устремляются покупатели и перегонщики со всех концов СНГ - из Москвы (Рязани, Саратова и т. д.). До Вильнюса все таки поближе, чем до Берлина, ну и визу получить легче (обойдется она всего в 10 долл.). Ну а главное, цены на авто в общем-то такие же, как и в Германии, а разговаривать с торговцем куда проще: российский язык тут не забыт.
РАСХОДЫ
Не забудьте! До поездки за автомобилем нужно внести на депозит таможенный залог - 1,5 тыс. евро (если собираетесь ввозить машину с объемом мотора до 2,5 л) либо 3,5 тыс. (если больше 2,5 л). Цена билета в купейном вагоне поезда "Москва - Вильнюс" приблизительно 40 долл. При скрещении литовско-белорусской границы взимается 27 долл. Прикиньте расходы на бензин (в Литве - 0,6 долл. за литр), питание и карманные расходы. Учтите все это, решая себе - стоит либо нет отчаливать за автомобилем в Прибалтику.