БЕЛОРУССКИЙ СИНДРОМ
БЕЛОРУССКИЙ СИНДРОМ
РЫНОК
БЕЛОРУССКИЙ СИНДРОМ
Невзирая на таможенные преграды, поток импортных машин как и раньше не беднеет, а к цивилизованному развитию авторынок все так же не стремится. Многие из числа тех, кто желает приобрести старый автомобиль, устремляются в Белоруссию - там машины дешевле, но, бывает, сталкиваются позже с суровыми неуввязками.
С какими и как их избежать - об этом наш нынешний разговор.
Существует даже таковой филистерский термин: "сделать Белоруссию". Как досадно бы это не звучало, часто это связано с неуввязками. Практика указывает: чуть не 70 процентов документов представляемых на регистрацию в ГАИ автомобилей, прибывших из Белоруссии, оказываются оформленными с наигрубейшими нарушениями.
А что все-таки клиент? Он, говоря языком законоуложений, бывает честным и нерадивым. 1-ый - тот, кто покупает машину в полном согласовании с установленным порядком. Он, если с документами автомобиля что-то нечисто, становится лицом пострадавшим, и инкриминировать его в недобросовестности неправомерно.
Другое дело, когда клиент из Рф идет на заведомый подлог, заказывая и приобретая у непонятных личностей белорусские документы. Добыть справку-счет (по-белорусски "даведка-рахунак") обычно не составляет труда. Подделывают, обычно, техпаПодвеска.
От наименования "техпаПодвеска" в Рф не так давно отказались, хотя словечко это еще мерцает в обиходе. У нас есть два главных документа - паПодвеска транПодвесканого средства (ПТС) и свидетельство о регистрации. Фиксируя полную историю автомобиля, ПТС может поведать о многом: когда и где выдавался паПодвеска транПодвесканого средства, как сменялись обладатели. Таковой документ можно просто и детально проверить, потому подделка его осложнена.
К огорчению, в Белоруссии до сего времени еще имеют хождение паПодвескаа нескольких видов. Это, сначала, голубенький техпаПодвеска, незатейливая подделка которого на ксероксе либо типографским методом значительно всем наскучила; техпаПодвеска розовый; есть еще картонная книжечка-техпаПодвеска 2-ух видов - сероватая и голубая. В конце концов, пластмассовый техпаПодвеска, показавшийся три года вспять.
Сначала прошлого года Москву наводнили голубые техпаПодвескаа со штампом Барановичского ГОВД. Их знал каждый гаишник и соответственно реагировал на их. Но ничего об этом "вирусе" не ведал потребитель. И брали, брали... Одни - машины с такими документами, другие - сами документы, чтоб легализовать свой автомобиль.
Более защищенным из всех белорусских считается пластмассовый техпаПодвеска. Но не тайна, что сейчас интенсивно действуют отлично снаряженные подпольные синдикаты, которые приспособились подделывать уже и этот документ. Бывает, правда, что поддельщики переборщают, и то, что прочитывается исключительно в ультрафиолетовых лучах, на их изделиях смотрится очень сочно и ярко.
Так либо по другому, авто из Белоруссии подлежат неотклонимой регистрации в Русской ГАИ. Но как работать с таким букетом техпаПодвескаов, по-разному заполненных и даже с различными печатями и штампами? Единственно применимым методом оказалась отправка почтой из Русской ГАИ в Белорусскую ДАИ (Державна автоинспекция Республики Беларусь) запроса по определенному техпаПодвескау: вправду ли растаможена и снята с учета в Белоруссии эта самая машина?
Меж тем, автомобиль поставлен на временный учет в ГАИ, обладатель получил русские документы и номера. Осталось, кажется, дело за малым: дождаться ответа на запрос, найти машину на неизменный учет и получить ПТС.
Как досадно бы это не звучало, ответа из Белоруссии приходится ожидать нескончаемо длительно. И в свидетельстве о временной регистрации умножаются и умножаются штампы: "продлено до..." Воспользоваться машиной в этот период, естественно, можно, но отчуждению она не подлежит. И это не самое ужасное. Ужаснее, когда и на временный учет авто не ставят. Столкнувшись с откровенной подделкой, ГАИ может (и должна) передать "самопальные" документы в ОВД, где они, вероятнее всего, будут вообщем изъяты из воззвания, и в наилучшем случае герой окажется... в правовом вакууме, наедине с автомобилем (в худшем - машину изымут и вышлют на стоянку).
Другие экземпляры таким макаром навечно, что именуется, зависают в воздухе. Все это время автомобиль, что по-своему замечательно, вообщем нигде не считается и эксплуатировать его нельзя. Нельзя даже на запчасти разобрать: ведь машина находится под следствием. Ситуация безнадежная.
Другой "висяк" - когда ответ из Белоруссии все таки приходит и в нем сообщается, что такая машина в республике никогда не считалась, на учете, естественно, не стояла и вообщем неясно, откуда взялась. Тогда материалы из ГАИ направляют для расследования в тот отдел внутренних дел, на местности которого находится отдел ГАИ, либо же в ОВД по месту проживания обладателя.
Обычно, оперуполномоченный уголовного розыска, выяснив совместно с обладателем все происшествия дела, выносит одно из 2-ух решений: возбуждать уголовное дело по факту подделки документов либо признать обладателя честным покупателем (это решение воспринимает трибунал) и поставить в истории точку. При благополучном финале обладатель отчаливает в ГАИ, где его автомобиль ставят на неизменный учет.
Так для чего все-же подделывают документы? Главное - желание избежать таможенного дизайна и крупно сберечь на этом. Ведь добросовестное растаможивание обходится сейчас в сумму, иногда в пару раз превосходящую цена самого автомобиля. Таким макаром, заместо нескольких 10-ов другие расторопные граждане норовят отвертеться двумя-тремя тыщами баксов (время от времени доходит до 4) - конкретно столько в большинстве случаев стоят белорусские документы.
Время от времени этим же самым неприличным делом обязаны заниматься Различное, ничего не выгадывающие. Так обернулось, что из-за отсутствия подходящих отметок в загранпаПодвескае (невнимание пограничников) либо отметок о снятии с учета в техпаПодвескае ("запамятовали" снять?), а может быть, из-за халатного дизайна купчей продавцом-иностранцем эти бедняги стали владельцами документов, не соответственных требованиям таможенных органов при предстоящем оформлении. И Различное обязаны делать "липу".
О том, как верно оформлять документы, чтоб не усложнять для себя жизнь потом, рассказывалось довольно тщательно. Тут же охото добавить: если вы вправду желаете сберечь, покупая белорусский автомобиль, так и делайте это конкретно там, в Белоруссии. И постарайтесь находиться при снятии машины с учета в ДАИ.
Когда готовился этот материал, прошел слух, что "Белорусский коридор" будет вот-вот закрыт. Что ж, станет меньше авто криминала. Хотя для многих наших граждан пропадет возможность приобрести импортную машину дешевле, чем в Рф.
Алексей АНИКИН,
спец
"Автоцентр-холдинга"