НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!
НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!
РЫНОК
БЕНЗИН
НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!
Как заправляют авто во 2-ой столице - Питере.
Константин БЕЛЬФОР. Фото Владимира Гашнева
В Москве "За рулем" уже инспектировал автозаправочные станции (ЗР, 1997, № 6, 7). В других регионах Рф о недоливах вам скажет чуть ли не хоть какой автомобилист, но для достоверности необходимы официальные данные.
В Петербурге держит под контролем автозаправочные станции и выдает лицензии на "содержание и эксплуатацию нефтебаз и АЗС" Центр муниципального лицензирования (ЦГЛ). Бюрократы этого ведомства и должны, по идее, стоять на охране интересов потребителей. Другими словами нас.
"А ХОЧЕШЬ Посмотреть,
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?"
Смысл вопроса 1-го из служащих ЦГЛ дошел не сходу. "Приходи завтра в 10, поедешь на объект". Еще не веря в фортуну, намедни вечерком листаю нормативную литературу. Днем, терзаясь вопросом - неуж-то и взаправду смогу узреть рядовую проверку, а не показуху? - трясусь на служебной "Волге". В конце концов выруливаем на "объект". Я знаю эту АЗС, ее к Олимпиаде-80 выстроили. Сейчас она, как и большая часть заправок в Питере, арендована-переарендована, и наименования определенных фирмочек изменяются на маркетинговом щите резвее, чем исходит срок годичный аренды. Понятное дело, они если и вкладывают средства в станцию, то по мелочи - шланги там поменять либо поребрик подновить.
"Ты там помалкивай, а то каждое слово может послужить поводом для подачи протеста", - напутствие начальника помню твердо и сходу надеваю маску случайного пассажира, вроде как родственник шофера. Спутники мои делятся: один идет в помещение операторской, бумажки всякие инспектировать на предмет наличия и соответствия, а 2-ой направляется к топливоприемникам. Подумав, решаю увязаться за ним. Тэ-э-кс, что мы лицезреем? Колодцы в чистоте, проливов горючего не приметно, трубки дыхательных клапанов звенят (прошу прощения за специальную терминологию, последнее означает - не засорены), запорные крышки горловин слива прилегают плотно... Стоп! На крышке 1-го колодца отсутствует железная полоса. Обычно ее делают из сплава либо цветного металла - алюминия, меди. Работник АЗС, демонстрирующий свое хозяйство, вздыхает: "Отлетела, не успел еще приладить". В принципе, нарушение маленькое, но очень показательное. По требованиям противопожарной безопасности полоса нужна, чтоб при закрывании крышки не могла высекаться искра. И метршток, которым инспектируют горючее в резервуарах, тоже обязан иметь "пятку" из металла, не высекающего искру. Воспламенение от нее, положим, дело маловероятное, но если обладатель АЗС даже в малом третирует Законодательствою - ожидай более больших нарушений.
Перебегаем к топливораздаточным колонкам (ТРК): две "нары" старенького эталона, со стрелочными указателями, две другие - поновее, с механическими счетчиками типа таксометра. Проверив пломбы на насосе и объемомере, инспектор командует: "Мерничек давайте!". Работник АЗС устанавливает мерник (10-литровую емкость со шкалой) и "ополаскивает" его бензином - такая методика, по другому измерение будет неточным. Оператор под контролем инспектора отпускает 10 л.. "Минус 20" - колонка выдала на 20 граммов больше. Контроль состоит из 2-ух замеров, потому процедура повторяется. И во 2-ой раз оказывается, что клиент получает в подарок 20 граммов на 10 л.. Ну, означает, так оно и есть.
Перебегаем к последующей колонке. "Солярий" - видно даже издалека. Если пролитый бензин более-менее испаряется, то дизтопливо оставляет на асфальте жирные пятна. Пистолет вставлен в самодельный приемник, сваренный из нескольких трубок. Что ж, это не запрещено. Правда, выясняется, что колонка не работает - "что-то сейчас с электромотором случилось". А где же соответственная запись в журнальчике учета? "Моя халатность", - разводит руками работник станции. "Повесь табличку, да шланг размотай", - велит проверяющий и объясняет: "Для водителей грузовиков табличка "ТРК не работает" ничего не означает. Они по долголетней привычке понимают только шланг, обмотанный вокруг колонки. А это не положено".
Осталась последняя колонка, с "95-м". Здесь я замечаю, как рабочий начинает волноваться. Решив, что я большой начальник, он обращается за состраданием: "Это непростая колонка. Тут очень томная публика заправляется". Такая вправду есть - здоровый мужчина на "Форде-Скорпио" и нервического вида девица на БМВ. Мерник указывает "плюс 100" - суровый недолив. 2-ой застыл обнаруживает еще огромную недостачу, и в ход идет мерная пробирка, при помощи которой точно устанавливают: недолив - 130 граммов. Очень много, чтоб позволить последующую эксплуатацию (предел - 50 г на 10 л). Пока инспектор, удалившись, пишет протокол, работник АЗС, кусая губки, ведает мне о большенном благотворном воздействии Центра гсударственного лицензирования на состояние АЗС.
Остановка на три-пять дней для регулировки колонки, приезда муниципального поверителя и новейшей комиссии значит для обладателя АЗС осязаемые убытки. Хочешь нести их повсевременно - манипулируй с колонками, только ведь и наведываться к для тебя с проверкой будут почаще...
2-ой наш объект - АЗС финской компании "Несте" (Neste). Вновь - осмотр топливоприемников ("а это зачем?" - интересуется инспектор, и начальник АЗС послушливо открывает маленький ящик около колодца - там лежат провода для заземления бензовоза при сливе горючего), простукивание трубок дыхательных клапанов, резвый взор на метршток и - переход к колонкам. Ну, думаю, на данный момент современные электрические ТРК выдадут 10 л. в аккурат. Вроде бы не так! "Минус 20" - и в 1-ый застыл, и во 2-ой. На другой колонке - то же самое. В общем, удивительно, хотя и приятно при заправке поиметь 20 излишних граммов на каждые 10 л. финского бензина.
СЛОНУ ДРОБИНА?
Как эффективна сегоднящая система контроля? Технических способностей у контролеров очевидно недостаточно: нет передвижных лабораторий либо тестеров для экспресс-анализа хим состава горючего, нет собственного транПодвескаа - добираются в большинстве случаев на трамвае. Нет даже собственного мерного оборудования. Знакомый инженер растолковал, как просто сделать механический счетчик колонки так, чтоб малые объемы отпускать "в ноль", а огромные - с недоливом. Вот и выходит: 10 л. в малый мерник нальют точно, а в пятидесятилитровый - "такового не держим, везите сами". На трамвае?!
Есть и неувязка кадров. Людей и средств для инспекций хватает только на два-три визита на каждую АЗС в течение года. К тому же настоящая база данных, включающая результаты прошлых проверок, только формируется.
Все же, даже имеющиеся способности могут быть применены с толком. Если в прошедшем году одна проверка петербургского ЦГЛ в среднем фиксировала по 11,5 нарушений правил технической эксплуатации, то за девять месяцев 1997-го - уже 9 (см. таблицу). Толика недоливов посреди всех нарушений сравнимо невелика, около 3%, и остается размеренной. Но если сначала 1996 года "утраты" 200-400 (а время от времени и 800) граммов на 10 л. бензина происходили на каждой 2-ой АЗС, то сейчас подобные ситуации редки.
Естественно, главное орудие потребителя - смена торговца. Недолили на одной заправке - подъезжай к другой. А если до нее час езды либо вокруг топливом монопольно ведет торговлю родной "облнефтепродукт"? Тогда остается только часто сетовать в местный лицензирующий орган. Так как повсевременно конфликтовать с проверяющими организациями не под силу даже супермонополистам. А там, глядишь, русские нефтяные компании вспомнят о внутреннем рынке и позаботятся о достойных сетях АЗС. Больше возлагать не на кого - не на финнов же?
Точно недостачу определяют, наливая горючее в мерную пробирку.
Вот оно - "нутро" "Нары".
Так инспектируют колонки "на недолив". Емкость понизу - тот мерник.




РЫНОК
БЕНЗИН
НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!
Как заправляют авто во 2-ой столице - Питере.
Константин БЕЛЬФОР. Фото Владимира Гашнева
В Москве "За рулем" уже инспектировал автозаправочные станции (ЗР, 1997, № 6, 7). В других регионах Рф о недоливах вам скажет чуть ли не хоть какой автомобилист, но для достоверности необходимы официальные данные.
В Петербурге держит под контролем автозаправочные станции и выдает лицензии на "содержание и эксплуатацию нефтебаз и АЗС" Центр муниципального лицензирования (ЦГЛ). Бюрократы этого ведомства и должны, по идее, стоять на охране интересов потребителей. Другими словами нас.
"А ХОЧЕШЬ Посмотреть,
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?"
Смысл вопроса 1-го из служащих ЦГЛ дошел не сходу. "Приходи завтра в 10, поедешь на объект". Еще не веря в фортуну, намедни вечерком листаю нормативную литературу. Днем, терзаясь вопросом - неуж-то и взаправду смогу узреть рядовую проверку, а не показуху? - трясусь на служебной "Волге". В конце концов выруливаем на "объект". Я знаю эту АЗС, ее к Олимпиаде-80 выстроили. Сейчас она, как и большая часть заправок в Питере, арендована-переарендована, и наименования определенных фирмочек изменяются на маркетинговом щите резвее, чем исходит срок годичный аренды. Понятное дело, они если и вкладывают средства в станцию, то по мелочи - шланги там поменять либо поребрик подновить.
"Ты там помалкивай, а то каждое слово может послужить поводом для подачи протеста", - напутствие начальника помню твердо и сходу надеваю маску случайного пассажира, вроде как родственник шофера. Спутники мои делятся: один идет в помещение операторской, бумажки всякие инспектировать на предмет наличия и соответствия, а 2-ой направляется к топливоприемникам. Подумав, решаю увязаться за ним. Тэ-э-кс, что мы лицезреем? Колодцы в чистоте, проливов горючего не приметно, трубки дыхательных клапанов звенят (прошу прощения за специальную терминологию, последнее означает - не засорены), запорные крышки горловин слива прилегают плотно... Стоп! На крышке 1-го колодца отсутствует железная полоса. Обычно ее делают из сплава либо цветного металла - алюминия, меди. Работник АЗС, демонстрирующий свое хозяйство, вздыхает: "Отлетела, не успел еще приладить". В принципе, нарушение маленькое, но очень показательное. По требованиям противопожарной безопасности полоса нужна, чтоб при закрывании крышки не могла высекаться искра. И метршток, которым инспектируют горючее в резервуарах, тоже обязан иметь "пятку" из металла, не высекающего искру. Воспламенение от нее, положим, дело маловероятное, но если обладатель АЗС даже в малом третирует Законодательствою - ожидай более больших нарушений.
Перебегаем к топливораздаточным колонкам (ТРК): две "нары" старенького эталона, со стрелочными указателями, две другие - поновее, с механическими счетчиками типа таксометра. Проверив пломбы на насосе и объемомере, инспектор командует: "Мерничек давайте!". Работник АЗС устанавливает мерник (10-литровую емкость со шкалой) и "ополаскивает" его бензином - такая методика, по другому измерение будет неточным. Оператор под контролем инспектора отпускает 10 л.. "Минус 20" - колонка выдала на 20 граммов больше. Контроль состоит из 2-ух замеров, потому процедура повторяется. И во 2-ой раз оказывается, что клиент получает в подарок 20 граммов на 10 л.. Ну, означает, так оно и есть.
Перебегаем к последующей колонке. "Солярий" - видно даже издалека. Если пролитый бензин более-менее испаряется, то дизтопливо оставляет на асфальте жирные пятна. Пистолет вставлен в самодельный приемник, сваренный из нескольких трубок. Что ж, это не запрещено. Правда, выясняется, что колонка не работает - "что-то сейчас с электромотором случилось". А где же соответственная запись в журнальчике учета? "Моя халатность", - разводит руками работник станции. "Повесь табличку, да шланг размотай", - велит проверяющий и объясняет: "Для водителей грузовиков табличка "ТРК не работает" ничего не означает. Они по долголетней привычке понимают только шланг, обмотанный вокруг колонки. А это не положено".
Осталась последняя колонка, с "95-м". Здесь я замечаю, как рабочий начинает волноваться. Решив, что я большой начальник, он обращается за состраданием: "Это непростая колонка. Тут очень томная публика заправляется". Такая вправду есть - здоровый мужчина на "Форде-Скорпио" и нервического вида девица на БМВ. Мерник указывает "плюс 100" - суровый недолив. 2-ой застыл обнаруживает еще огромную недостачу, и в ход идет мерная пробирка, при помощи которой точно устанавливают: недолив - 130 граммов. Очень много, чтоб позволить последующую эксплуатацию (предел - 50 г на 10 л). Пока инспектор, удалившись, пишет протокол, работник АЗС, кусая губки, ведает мне о большенном благотворном воздействии Центра гсударственного лицензирования на состояние АЗС.
Остановка на три-пять дней для регулировки колонки, приезда муниципального поверителя и новейшей комиссии значит для обладателя АЗС осязаемые убытки. Хочешь нести их повсевременно - манипулируй с колонками, только ведь и наведываться к для тебя с проверкой будут почаще...
2-ой наш объект - АЗС финской компании "Несте" (Neste). Вновь - осмотр топливоприемников ("а это зачем?" - интересуется инспектор, и начальник АЗС послушливо открывает маленький ящик около колодца - там лежат провода для заземления бензовоза при сливе горючего), простукивание трубок дыхательных клапанов, резвый взор на метршток и - переход к колонкам. Ну, думаю, на данный момент современные электрические ТРК выдадут 10 л. в аккурат. Вроде бы не так! "Минус 20" - и в 1-ый застыл, и во 2-ой. На другой колонке - то же самое. В общем, удивительно, хотя и приятно при заправке поиметь 20 излишних граммов на каждые 10 л. финского бензина.
СЛОНУ ДРОБИНА?
Как эффективна сегоднящая система контроля? Технических способностей у контролеров очевидно недостаточно: нет передвижных лабораторий либо тестеров для экспресс-анализа хим состава горючего, нет собственного транПодвескаа - добираются в большинстве случаев на трамвае. Нет даже собственного мерного оборудования. Знакомый инженер растолковал, как просто сделать механический счетчик колонки так, чтоб малые объемы отпускать "в ноль", а огромные - с недоливом. Вот и выходит: 10 л. в малый мерник нальют точно, а в пятидесятилитровый - "такового не держим, везите сами". На трамвае?!
Есть и неувязка кадров. Людей и средств для инспекций хватает только на два-три визита на каждую АЗС в течение года. К тому же настоящая база данных, включающая результаты прошлых проверок, только формируется.
Все же, даже имеющиеся способности могут быть применены с толком. Если в прошедшем году одна проверка петербургского ЦГЛ в среднем фиксировала по 11,5 нарушений правил технической эксплуатации, то за девять месяцев 1997-го - уже 9 (см. таблицу). Толика недоливов посреди всех нарушений сравнимо невелика, около 3%, и остается размеренной. Но если сначала 1996 года "утраты" 200-400 (а время от времени и 800) граммов на 10 л. бензина происходили на каждой 2-ой АЗС, то сейчас подобные ситуации редки.
Естественно, главное орудие потребителя - смена торговца. Недолили на одной заправке - подъезжай к другой. А если до нее час езды либо вокруг топливом монопольно ведет торговлю родной "облнефтепродукт"? Тогда остается только часто сетовать в местный лицензирующий орган. Так как повсевременно конфликтовать с проверяющими организациями не под силу даже супермонополистам. А там, глядишь, русские нефтяные компании вспомнят о внутреннем рынке и позаботятся о достойных сетях АЗС. Больше возлагать не на кого - не на финнов же?
Точно недостачу определяют, наливая горючее в мерную пробирку.
Вот оно - "нутро" "Нары".
Так инспектируют колонки "на недолив". Емкость понизу - тот мерник.



