БЕНЗИН НЕ Веруй Очам СВОИМ .
БЕНЗИН: НЕ Веруй Очам СВОИМ...
Опыт ЗР
БЕНЗИН: НЕ Веруй Очам СВОИМ...
Журнальчик "ЗА РУЛЕМ" ПРОВЕРИЛ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА В МОСКВЕ
В Москве бензина - хоть залейся. Времена многочасовых очередей на бензоколонках забылись, как ужасный сон. Но вот качество горючего у многих вызывает колебание. Кому из нас не приходилось слышать, что, дескать, залил "и ни фига не тянет", либо "на этой колонке бензин всегда неплохой: машина летает, как ласточка", либо... Вобщем, каждый автомобилист сам знает огромное количество вариантов на заданную тему.
Лена ВАРШАВСКАЯ, Юрий БУГАЕВ
Фото Владимира Князева
Вправду ли с бензином "химичат", как убеждены практически все автомобилисты, предпочитающие, как и в случае с другой жидкостью, недолив фальсификации? Это мы и решили проверить, а заодно поинтересоваться, как реальны слухи о непрекращающихся с былых времен "недоливах" на автозаправках. Посодействовать попросили Московскую транПодвесканую инспекцию, стоящую на охране чистоты бензина и порядка на АЗС городка. Ведь сотрудники МТИ часто проводят такие проверки и знают все тонкости дела.
Первой на нашем пути стала АЗС "Данако" на Ленинском проспекте, владение 109а. Место оживленное, колонка никогда не пустует.
И сходу - недолив. Бензин даже не показался в прозрачном, со шкалой, горлышке десятилитровой фляги-мерника. 240 мл (допускается максимум 50 мл на 10 л) - практически в 5 раз больше допустимого! - недодала колонка с "95-м" бензином. Контрольные замеры подтвердили итог.
Когда мы суетились вокруг мерников, к проверке вдруг подключилась дама из синего "Фольксвагена". "Тут бензин всегда мерзкий и всегда недоливают. Непременно запишите это как мировоззрение покупателя", - произнесла она, заправилась (!) дорогим АИ-98 и укатила, подтвердив сложившееся мировоззрение о женской логике.
Последующей оказалась КАЗС № 3 (контейнерная) "Капитал" на улице Обручева. Крохотное помещение станции и две топливораздаточные колонки (ТРК) под навесом. Скромненько, но благопристойно. А главное, недорого: АИ-93 всего за 1850 рублей. 1-ая проверка на недолив - и бензин чуть показался в горлышке мерника. Молодый директор станции разволновался. Контрольный застыл на той же колонке - и бензин хлынул потоком, перелившись из фляги и на третья часть заполнив подставленное ведро. Перелив, и очень большой!
Откроем секрет: на "Капитал" мы приехали не случаем. Один из нас, заправившись тут пару дней вспять, ощутил неладное: бензин в баке как-то очень стремительно кончился. Захотелось узнать, в чем дело. Оказалось, старая колонка просто разрегулирована: кому-то недоливает, а кому-то переливает. Как повезет.
На каждой АЗС мы брали пробы бензина, чтоб изучить их во ВНИИ по переработке нефти. А у служащих МТИ при для себя были приборы, дозволяющие одномоментно провести экспресс-анализ октанового числа и найти примеси. На показания этих устройств ссылаться официально нельзя, они - только сиюминутная прикидка свойства бензина. На первых 2-ух станциях поверхностный итог - норма. Третьей была АЗС "Роснефтесервис" на скрещении улицы Обручева и Научного проезда. Роскошный, не так давно отстроенный комплекс, принимающий сразу 12 машин, автосервис, диагностический центр, мойка, бар, магазин... Все документы - в порядке, директор - сама любезность. Новые колонки выдают бензин в аккурат, без недоливов.
Проверить решили самый дорогой,
АИ-98. Финский, от компании "Несте" (Neste), поступил через Санкт-Петербург (НПЗ "Порво"). Цвет "супера" оказался ядовито-зеленым. Экспресс-анализ показал октановое число, не "дотягивающее" до ГОСТа "95-го" бензина: 93 - по исследовательскому и 84,3 - по моторному способу (норма - 98 и 88). Стеклянная трубочка с индикатором, реагирующим на примеси, позеленела, сигнализируя о том, что дело неблагополучно. Взяли пробу, практически не сомневаясь, что результаты экспертизы во ВНИИНП будут неутешительными.
А пока - еще к одной АЗС, с звучным для 2-ух потрепанных ТРК заглавием "Глеско индастриз Лтд". Как досадно бы это не звучало, она утром не работала - свет отключили. Рядом с сонной "Лтд" чумазый до крайности шофер колупался во внутренностях бензовоза. До ЗАО "Глеско" он добирался двое суток - сломалось все, что могло. Пришлось брать пробы прямо из цистерны. У АИ-80 (так было в затратной) октановое число оказалось даже чуток выше нормы. Естественно, недолив проверить не могли.
- Вообщем, недолив, пожалуй, самое нередкое нарушение на столичных АЗС, - произнес заместитель начальника отдела ГСМ транПодвесканой инспекции Александр Завражин. - Но винить в этом только автозаправки я бы не стал. Нередко это начинается еще на нефтеперерабатывающем заводе. Даже школьники знают, как температура бензина оказывает влияние на его объем. А на НПЗ не школьники работают, а огромные спецы. Отпускают бензин прямо жарким, он остывает уже на АЗС и оказывается, что его приметно меньше, чем в затратной. Еще есть всераспространенный прием: при заливке горючего наклон цистерны автозаправщика в 1-2 градуса дает базе "экономию" в 100-200 л., которые, снова же, оборачиваются недостачей на АЗС и она обязана восполнять ее своими "хитростями". Неточные счетчики колонок с "допуском" в пользу заправки, "технические неисправности" пистолета, шлангов - выдумывают много всего...
...Скрещение МКАД и Библиотечного проезда. Контейнерная станция, принадлежащая ЗАО "Компания "Лема". Берем пробы АИ-92 и, так сказать, не отходя от кассы, задействуем октанометр. Норма. Свинца стеклянная трубочка тоже не обнаруживает. И недолива нет. Такая допотопная станция с потрепанными колонками - и вот, на для тебя, порядок. Недаром молвят, наружность обманчива.
АЗС "ЛУКОЙЛ-Москва" на Дмитровском шоссе, 116, видна издалека. Современный комплекс, новейшее оборудование, бар, магазин, под стеклом около окошечка кассира - лицензия и сертификат на бензин. Правда, "пермского разлива" АИ-95 показал октановое число чуток меньше нормы, но последнее слово за экспертизой. Все другое - без замечаний.
Неподалеку от метро "Бибирево", на Костромской улице, маленькая АЗС с заглавием почему-либо "Сретенка-Петролеум". Рядом со старенькими топливораздаточными колонками - вечнозеленые пластмассовые фикусы и пальмы. Краса - величавая сила! Берем пробу, начинаем делать экспресс-анализ - рядом останавливается видавший виды "Москвич". Человек, вышедший из него, приближается к нам и молчком следит. "Вы что-то желаете?" - спрашиваем. "Не-е-т, я просто", - отвечает. Спустя минут 10 после его отъезда к нам подкатила блестящая "Волга" эталона "МОС" периода застоя. Вальяжный государь строго спросил нас, кто мы такие и по какому праву... Право транПодвесканой инспекции он оговаривать не стал, а вот журналистов желал, было, очень неприветливо попросить. В особенности ему не приглянулся почему-либо фотокорреспондент...
Пока государь в длинноватом пальто, оказавшийся генеральным директором ЗАО, наседал на нас, сотрудники МТИ делали свое дело. АИ-92 достойно прошел испытание, показав 93,0 и 84,3, цвет индикатора в трубочке не поменялся. Занялись недоливом. 1-ый застыл - меньше положенного мл на 200. 2-ой и 3-ий - больше на пару л.! Та же история, что и на "Капитале". Ну что ж, контейнерного типа АЗС (а "Сретенка" конкретно такая) доживают в Москве последние деньки. По распоряжению мэра они должны быть или переоборудованы в стационарные, или закрыты.
Помня о сомнительности финского бензина на "Роснефтесервисе", ищем заправку, торгующую таким же топливом. АЗС-3 "ВАО Р.Прим" на Пришвина, 2-4, рекламирует себя, как торгующую финским бензином. Но конкретно в сей день нам не подфартило: горючее было хотя тоже из Балтии, но из другой страны. Латвийский АИ-95 чуточку не дотянул до ГОСТа, но примесей в нем не проявилось и доливали его до нормы. Взяли пробы на экспертизу и направились на последующие поиски. Они увенчались фуррором на ТОО "Нефто-Аджип", что в конце Ленинградского шоссе. Заправка именитая: одной из первых в городке она начала предлагать широкий диапазон услуг: автосервис, мойку и почти все другое. Финский АИ-98 был той же компании "Несте", что и на "Роснефтесервисе". Только цвет оказался не таким ядовито-зеленым и реакция на примеси была еще слабее. Хотя октановое число финского горючего прибор показал очевидно не подходящим ГОСТу: 95,4 и 85,8 - как у АИ-95.
- Выводы делать рано, - произнес Александр Завражин. - Но по опыту мы можем сказать: в большинстве случаев "химичат" с высокооктановым бензином - он дороже. Его и разбавляют, и недоливают, и увеличивают октановое число различными нелегальными присадками. Кстати, запрещены они и оттого, что даже в сверхмалых количествах способны вывести из строя движок.
Что ж, выходит, самый дорогой бензин - самый ненадежный? Отвезя пробы во ВНИИ по переработке нефти, с которым редакция заключила контракт о проведении их анализа, мы с нетерпением ожидали результата. И вот он получен: октановое число у всех проб бензина соответствует ГОСТу! Исключение - только горючее, которое по экспресс-анализу показало норму. На АЗС "Лема" оно оказалось с октановым числом, более низким, чем просит эталон. Свинец же, другие примеси отсутствовали во всех пробах!
Таковой итог во ВНИИНП растолковали просто. Во-1-х, октанометр не дает четкой картины, вот поэтому он не рекомендован институтом для внедрения на АЗС - лишь на заводах. Во-2-х, цвет финского бензина, настороживший нас, может быть вызван полностью безобидной добавкой для улучшения товарного вида экологического горючего. А меняющая цвет трубочка - это реагент повинет.
Означает (одно несоответствие на одиннадцать проб), можно ликовать: качество бензина в Москве - на уровне. А различный его цвет и запах, различная оценка октанометра и реагента на примеси - это все так, личные чувства. Не веруй очам своим! Один очевидный недолив и две плохо настроенные колонки - вот, фактически, и все, что показал опыт. Так что москвичам подфартило: они ездят на горючем, можно сказать, солидном!
Хотя 10 проб на практически 600 АЗС... Естественно, это капля в бензиновом море столицы. Кстати, за 1-ый квартал сегодняшнего года МТИ взяла 321 пробу на 207 АЗС городка. И оштрафовала 27 компаний на
93 миллиона 600 тыщ рублей. Может быть, эти меры и содействуют улучшению ситуации с качеством горючего?..
Так что, почувствовав "стук пальцев" после заправки автомобиля, не грешите на бензин: это просто ваше нездоровое воображение. С психикой все в порядке? Тогда позвоните в транПодвесканую инспекцию, отдел ГСМ, и поделитесь своими сомнениями. Проверка все расставит по своим местам.
P. S. И все-же после ознакомления с плодами исследования ВНИИНП вкрадываются какие-то сомнения - не привыкли мы безоглядно веровать в не плохое! Чтоб совсем увериться в данных экспертизы, мы решили повторить ее в другом месте. О том, что из этого вышло - в одном из последующих номеров журнальчика.
Мерная емкость с абсолютной точностью указывает, сколько налили бензина.
Все гипнотизируют взором октанометр: что-то он покажет?
Дольет? Недольет?..
Проверка, инспекторы, журналисты с фотоаппаратами - а люд заправляется, ни на что не обращая внимания.
Света нет, бензовоз сломался - сиди, загорай.
Современные комплекcы с мойкой, автосервисом, магазином, баром уже не уникальность в Москве.