ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ
ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ
ПРОВЕРЯЕМ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА
Залить в бак собственного автомобиля заместо бензина нечто горючее случается даже в Москве. Недаром у каждого мещанина есть "своя" испытанная АЗС. Но когда колесишь вдалеке от возлюбленного шланга, поневоле приходится лить, что дают. А что все-таки "дают"?
Обычный маршрут среднерусского путника - на юг, к морю по федеральной трассе М4 "Дон". Поглядим, велик ли риск отравить возлюбленного "жеребца" ядовитым бензином на этой дороге вокруг Ростова.
ЗАКОН, ЧТО ДЫШЛО
Изъятие проб горючего - акт процессуальный: тут полагаются понятые, мундир с погонами и соответственное удостоверение госслужащего. "Корочки" журналистов здесь не годятся - не тот статус.
Чтоб обрести подходящий, мы обратились за помощью к экспертам - в Ростовский Центр стандартизации. Начальник отдела Госнадзора Е. Швыдко сотрудничать согласился охотно. Ведь совместно легче биться с неуввязками. А накопилось их много.
Корешки многих - в законодательстве. До этого было проще. На горючее выдавали сертификат соответствия и паПодвеска, типичный символ свойства. Висели они в "красноватом углу" хоть какой АЗС. Нерадивых заправщиков по этим бумагам легче было изловить за руку. Сейчас отловить бодяжника куда сложнее: в новеньком законе "О техническом регулировании" (в нем наши национальные эталоны приведены в соответствие с глобальными) в документах всего несколько характеристик, о качестве - ни одного слова!
Ведь при капитализме его регулирует рынок, а правительство только присматривает. Оно смотрит, чтоб выпускаемая продукция не грозила жизни, здоровью, имуществу людей и окружающей среде. Остальное - личное дело потребителя. Не нравится продукт - покупай у соперника.
Впредь и у нас госорганы будут держать под контролем только октановое число, концентрацию свинца, массовую долю серы, содержание марганца, объемную долю бензола и фракционный состав горючего. Вывешивать результаты таких исследовательских работ в окошке АЗС глупо: без спецподготовки не разберешься. Что до присадок - лей, хоть залейся. Замешивай хоть какой заменитель, только бы сера да бензол (и пр.) были в норме. А каково будет мотору, никого не тревожит. Уже сейчас от переизбытка добавок свечки зажигания теряют потенцию после нескольких тыщ км пробега. Ожидать, что завтра они устоят подольше, наивно. (Подробнее о воздействии ферроценов - в материале А. Лебедева "Рыжеватая неудача" - ред.)
Последующий "подарок" правительства - введение нулевого акциза на прямогонный бензин (другими словами через бухгалтерию потребитель его проводит, но налог при покупке не платит). Невзирая на заглавие, этот промежный продукт перегонки нефти топливом не является. Но просто может быть выдан за него после маленький предпродажной подготовки. Рецепт прост.
Бухнул в "прямогонку" дешевенькую присадку, перемешал - готов суррогатный "76-й". Плеснул ее в товарный "92", добавил той же присадки от всего сердца, есть бодяжный "95". Веди торговлю и радуйся, получай прибыль от экономии на акцизе! Ездить на этой жиже автомобиль будет, только для мотора она, как для человека неочищенный самогон. Пить тошно, но нужно, а наутро жить не охото.
Вобщем, есть и другие, незаконные методы обогатиться. Например, подключить колонку к "чужой" емкости. Отъехал шофер пару км от заправки и ощущает - не едет машина, как будто сглазили! Это поэтому, что заместо "95-го" реально влили "92-й", а то и совсем "76-м" подменили. Правды не отыскать. Посетовать контролирующей организации? Так у нее не то что на экспертизу, на заработную плату сотрудникам экономных средств не хватает. А без бумажки "бензиновых правителей" не проймешь. Они люд грамотный, закон нарушают сознательно, просчитав выгоду и степень риска от аферы. В одиночку с ними лучше не связываться. Даже официальные проверяющие работают под прикрытием Головного управления по борьбе с экономическими злодеяниями (ГУБЭП). Меньше риск напороться на провокацию.
В таковой сильной защите мы пока не нуждались, а вот усилению в лице муниципального инспектора В. Кайдеридиса обрадовались. С ним мы - слово и дело государево!
ВСЕМ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТАХ!
На операторов АЗС вид служебных удостоверений госинспектора и журналиста оказывает влияние по-разному. Кто-то впадает в ступор, перестав реагировать на окружающую реальность. Кто-то захлопывается в кассе, пытаясь дозвониться до начальства. Удивляться здесь нечему: нарушения - сплошь и рядом. В большинстве случаев отсутствуют нормативные документы на горючее, просрочены сертификаты средств измерений, не ведутся журнальчики сменных отчетов. Ждем прибытия начальства, ежась под недружелюбными взорами вооруженной охраны. Обычно, владелец прибывает стремительно - через 10-15 минут. Видимо, сказывается долголетняя привычка не опаздывать на стрелку.
Обычный директор - это админ и предприниматель. Отменная одежка и автомобиль, чувство собственного плюсы, умные глаза. С его прибытием персонал заправки одномоментно перестает дурачиться и все просьбы проверяющих, если они доказаны кивком начальника, делает одномоментно.
УСЫ И ХВОСТ - ВОТ МОИ ДОКУМЕНТЫ
Все проверки начинаются с исследования документации. После предстоит оглядеть пломбы на объемомерах колонок, найти погрешности при отпуске горючего и взять пробы бензина.
АЗС № 9 (1055-й км трассы "Дон") бизнесмена без образования юридического лица (ПБОЮЛ) "Пономарева И. В.". Совместно с директором смотрим, как механик вскрывает колонки. Ну и ну! Со всех агрегатов сорваны пломбы. Четыре пистолета льют горючее, как бог на душу положит: "76" - недолив в 10-литровом заказе 120 мл, "92" - норма, "95" - перелив 120 мл, "ДТ" - недолив 150 мл. Это при допустимых ±25 мл на 10 л.
Увлекательная логика! "Экстра" - для суровых юношей, им сподручнее лить через край - так спокойнее. "92" - промежный вариант - в аккурат. Другие - колхозники и шоферы - не небезопасны, можно недолить. Обойдутся! Прикрываем АЗС до устранения нарушений. Это минимум три-четыре денька простоя (а означает, убытков) и неминуемые штрафы: должностные - до 10 малых окладов, юридические - до 100. (Выписки из заключений № 6511/26-09 и № 6510/26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по концентрации фактических смол и фракционному составу не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паПодвеска свойства № 1320-Н от 26.09.03 г.; проба бензина марки АИ-92 по концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паПодвеска свойства № 1321-Н от 26.09.03 г.)
Комментарий профессионала: отклонениями фракционного состава в этом случае можно пренебречь. Завышенное содержание смол, скорей всего, итог нарушения технологии хранения либо транПодвескаировки: срок реализации истек либо горючее везли в грязной цистерне. При использовании неминуемы смолистые отложения на деталях системы питания, газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и в камере сгорания. В обозримом будущем мотору - крышка.
Просите ДОЛИВА ПОСЛЕ ОТСТОЯ...
Проезжаем по трассе с десяток км в объезд Ростова на Аксай. Заправок много, случается, стоят так плотно, что разбиты только заборами. Некие смотрятся богаче столичных. Избираем не самую роскошную, но с прекрасным заглавием "Кристина". Утренняя процедура повторяется. Пломбы ТРК на этот раз в порядке, но 1-ые замеры демонстрируют недолив. Тут, похоже, местных авторитетов не уважают. Управление меж тем реагирует расслабленно. Знают, что методика просит повторения замеров и учета температуры горючего. Приносят указатель температуры, метролог, сняв показания, заносит поправку. С третьего раза контрольные замеры ложатся в допуски. Ситуация, как выясняется, обычная.
После перерыва колонка всегда подвирает. Техника российская, уплотнения не держат, бензин из шлангов стекает в емкость, в систему попадает воздух - отсюда недолив.
А завезенные из других стран тут не жалуют. У их собственный недочет. Случись что, визит рембригады с запчастями из далекого зарубежья обойдется в копеечку. Но, главное, отмеряет больно точно. А на заправке верный литр ни к чему - здесь своя мерка!
(Выписка из заключения № 6515/ 26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паПодвеска свойства № 1317-Н от 26.09.03 г.)
Комментарий профессионала: это пересортица. Под видом "95-го" нам "впарили" "92-й", к тому же просроченный. Судя по количеству серы и бензола, для его производства использовалось качественное промышленное сырье. Но на данный момент концентрация смол в 6 раз превосходит норму. Отрава!
САМОГОНЩИКИ
На очереди АЗС ООО "Кристалл". На охрану личной принадлежности хозяева встали грудью. Похоже, за забором принципиальный криминально-стратегический объект. В присутствии ГУБЭП часовые скисли, и нам без помех удалось пройти на заправку.
Картина любознательная: во дворе - бензовозы, около топливных емкостей - переносной насос. Шланг переброшен через забор на соседнюю местность, заставленную бочками. Обычная "лаборатория" для изготовления "товарного" бензина из прямогонного. Пока персонал не опамятовался, успеваем кое-что сфотографировать. Прибывший управляющий предъявил просроченные сертификаты.
Показания счетчиков всех 4 колонок оказались скорректированы в "подходящую" сторону (наибольший недолив - 330 мл!).
Вести торговлю этой АЗС воспретили актом. Взятые пробы отвезли в лабораторию Батайской нефтебазы.
- Божечки! Кто же вам такую дрянь продал? - пропела лаборантка, стараясь не дышать парами "76-го".
Дизельное горючее по внешнему облику химики квалифицировали как печное. Сейчас, чтоб изъять его из оборота, необходимо дождаться результатов анализа. (Выписка из заключения Мосрегионтопэнергонадзора: "Бензин марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол, АИ-92 по октановому числу, концентрации фактических смол и плотности, А-76 по октановому числу и концентрации фактических смол, дизельного горючего по температуре вспышки и фракционному составу не соответствуют ГОСТам".)
Комментарий профессионала: в 2-ух случаях - опять пересортица. Заместо "95" ведут торговлю просроченным "92", а "92" заменяют "старым" "76". Количество смол в 8 и 12 раз превосходит норму. Судя по составу, горючее могло быть получено из газоконденсата где-нибудь в Казахстане либо Астрахани. Роль А-76 играет прямогонный бензин, его октановое число (65 единиц) даже не пробовали поднять присадками до нормы. ДТ, судя по всему, тоже "прямогонка". Залить два последних эталона в бак - верный метод погубить движок.
ДОВЕРЯЙ, НО... Инспектируй
На пути в Москву взяли еще четыре неофициальные пробы. Так и подмывало сопоставить с регламентом бензины приличных нефтяных компаний. Результаты анализа ошарашили: во всех без исключения нашли несоответствия. Неплохой бензин на трассе М4 "Дон" нам так и не попался, зато нашелся повод провести еще одну проверку.
САМ Для себя КОНТРОЛЕР
Пока правительство решает глобальный вопрос о воздействии горючего на экологию, свои интересы частнику нужно блюсти без помощи других.
С недоливом, как досадно бы это не звучало, придется смириться. Выявлять недостачу и судиться с жульем автолюбителю недосуг. В особенности если он тут проездом.
Замену октанового числа на три единицы впрысковый мотор ощутит, но приспособится. (А на большее "бизнесмены", вероятнее всего, не рискнут.) Контроллер скорректирует угол опережения зажигания. Очевидно, свалится мощность, подрастет расход горючего - не смертельно. Обладателям карбюраторных версий придется выставить зажигание вручную.
"Прямогонкой" ведут торговлю беспредельщики, им вообщем никакой закон не писан. Под видом горючего продают все, что пылает. Спасение - на заправках приличных компаний. Там, вероятнее всего, этим делом не балуются: не тот размах. Для чего что-то бодяжить в бочках, когда есть собственный завод?
От излишка смолы защитить мотор нечем. Жалко, ведь продукты ее разложения забивают зазоры, каналы, оседают на теле деталей, ухудшая теплоотвод. Но процесс, к счастью, постепенный. За один отпуск движок не угробить. Зато неизменным клиентам Энциклопедия грузовых автомобилей на капремонт нужно откладывать в три раза почаще.
А от глобальных эталонов если будет прок, то не скоро. У нас ведь не Европа - не тот климат!
В красном ведре
разведу я погуще присадку,
В синем ведре
я водою бензол разведу
И в цистерны залью,
размешав древесной лопаткой...
А по другому для чего на земле
этой нескончаемой живу?
Подражание Булату ОКУДЖАВЕ
Госинспектор Кайдеридис приступил к проверке.
У заправщиков, как у нехороших дантистов, пломбы длительно не держатся!
Итак вот где пряталась смерть моя!
А гласили - порожняком пойдем!
Насос и электроудлинитель - средства обогащения.
Бензовозы в очереди на нефтебазу. Чего им там нальют?
Справа - не ДТ, а его "аналог" из подручного материала.
Дважды - недобор, один - перебор.
Куда уехал цирк?
АЛЕКСАНДР ПОПОВ
ПРОВЕРЯЕМ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА
Залить в бак собственного автомобиля заместо бензина нечто горючее случается даже в Москве. Недаром у каждого мещанина есть "своя" испытанная АЗС. Но когда колесишь вдалеке от возлюбленного шланга, поневоле приходится лить, что дают. А что все-таки "дают"?
Обычный маршрут среднерусского путника - на юг, к морю по федеральной трассе М4 "Дон". Поглядим, велик ли риск отравить возлюбленного "жеребца" ядовитым бензином на этой дороге вокруг Ростова.
ЗАКОН, ЧТО ДЫШЛО
Изъятие проб горючего - акт процессуальный: тут полагаются понятые, мундир с погонами и соответственное удостоверение госслужащего. "Корочки" журналистов здесь не годятся - не тот статус.
Чтоб обрести подходящий, мы обратились за помощью к экспертам - в Ростовский Центр стандартизации. Начальник отдела Госнадзора Е. Швыдко сотрудничать согласился охотно. Ведь совместно легче биться с неуввязками. А накопилось их много.
Корешки многих - в законодательстве. До этого было проще. На горючее выдавали сертификат соответствия и паПодвеска, типичный символ свойства. Висели они в "красноватом углу" хоть какой АЗС. Нерадивых заправщиков по этим бумагам легче было изловить за руку. Сейчас отловить бодяжника куда сложнее: в новеньком законе "О техническом регулировании" (в нем наши национальные эталоны приведены в соответствие с глобальными) в документах всего несколько характеристик, о качестве - ни одного слова!
Ведь при капитализме его регулирует рынок, а правительство только присматривает. Оно смотрит, чтоб выпускаемая продукция не грозила жизни, здоровью, имуществу людей и окружающей среде. Остальное - личное дело потребителя. Не нравится продукт - покупай у соперника.
Впредь и у нас госорганы будут держать под контролем только октановое число, концентрацию свинца, массовую долю серы, содержание марганца, объемную долю бензола и фракционный состав горючего. Вывешивать результаты таких исследовательских работ в окошке АЗС глупо: без спецподготовки не разберешься. Что до присадок - лей, хоть залейся. Замешивай хоть какой заменитель, только бы сера да бензол (и пр.) были в норме. А каково будет мотору, никого не тревожит. Уже сейчас от переизбытка добавок свечки зажигания теряют потенцию после нескольких тыщ км пробега. Ожидать, что завтра они устоят подольше, наивно. (Подробнее о воздействии ферроценов - в материале А. Лебедева "Рыжеватая неудача" - ред.)
Последующий "подарок" правительства - введение нулевого акциза на прямогонный бензин (другими словами через бухгалтерию потребитель его проводит, но налог при покупке не платит). Невзирая на заглавие, этот промежный продукт перегонки нефти топливом не является. Но просто может быть выдан за него после маленький предпродажной подготовки. Рецепт прост.
Бухнул в "прямогонку" дешевенькую присадку, перемешал - готов суррогатный "76-й". Плеснул ее в товарный "92", добавил той же присадки от всего сердца, есть бодяжный "95". Веди торговлю и радуйся, получай прибыль от экономии на акцизе! Ездить на этой жиже автомобиль будет, только для мотора она, как для человека неочищенный самогон. Пить тошно, но нужно, а наутро жить не охото.
Вобщем, есть и другие, незаконные методы обогатиться. Например, подключить колонку к "чужой" емкости. Отъехал шофер пару км от заправки и ощущает - не едет машина, как будто сглазили! Это поэтому, что заместо "95-го" реально влили "92-й", а то и совсем "76-м" подменили. Правды не отыскать. Посетовать контролирующей организации? Так у нее не то что на экспертизу, на заработную плату сотрудникам экономных средств не хватает. А без бумажки "бензиновых правителей" не проймешь. Они люд грамотный, закон нарушают сознательно, просчитав выгоду и степень риска от аферы. В одиночку с ними лучше не связываться. Даже официальные проверяющие работают под прикрытием Головного управления по борьбе с экономическими злодеяниями (ГУБЭП). Меньше риск напороться на провокацию.
В таковой сильной защите мы пока не нуждались, а вот усилению в лице муниципального инспектора В. Кайдеридиса обрадовались. С ним мы - слово и дело государево!
ВСЕМ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТАХ!

Обычный директор - это админ и предприниматель. Отменная одежка и автомобиль, чувство собственного плюсы, умные глаза. С его прибытием персонал заправки одномоментно перестает дурачиться и все просьбы проверяющих, если они доказаны кивком начальника, делает одномоментно.
УСЫ И ХВОСТ - ВОТ МОИ ДОКУМЕНТЫ
Все проверки начинаются с исследования документации. После предстоит оглядеть пломбы на объемомерах колонок, найти погрешности при отпуске горючего и взять пробы бензина.

Увлекательная логика! "Экстра" - для суровых юношей, им сподручнее лить через край - так спокойнее. "92" - промежный вариант - в аккурат. Другие - колхозники и шоферы - не небезопасны, можно недолить. Обойдутся! Прикрываем АЗС до устранения нарушений. Это минимум три-четыре денька простоя (а означает, убытков) и неминуемые штрафы: должностные - до 10 малых окладов, юридические - до 100. (Выписки из заключений № 6511/26-09 и № 6510/26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по концентрации фактических смол и фракционному составу не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паПодвеска свойства № 1320-Н от 26.09.03 г.; проба бензина марки АИ-92 по концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паПодвеска свойства № 1321-Н от 26.09.03 г.)
Комментарий профессионала: отклонениями фракционного состава в этом случае можно пренебречь. Завышенное содержание смол, скорей всего, итог нарушения технологии хранения либо транПодвескаировки: срок реализации истек либо горючее везли в грязной цистерне. При использовании неминуемы смолистые отложения на деталях системы питания, газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и в камере сгорания. В обозримом будущем мотору - крышка.
Просите ДОЛИВА ПОСЛЕ ОТСТОЯ...

После перерыва колонка всегда подвирает. Техника российская, уплотнения не держат, бензин из шлангов стекает в емкость, в систему попадает воздух - отсюда недолив.
А завезенные из других стран тут не жалуют. У их собственный недочет. Случись что, визит рембригады с запчастями из далекого зарубежья обойдется в копеечку. Но, главное, отмеряет больно точно. А на заправке верный литр ни к чему - здесь своя мерка!
(Выписка из заключения № 6515/ 26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паПодвеска свойства № 1317-Н от 26.09.03 г.)
Комментарий профессионала: это пересортица. Под видом "95-го" нам "впарили" "92-й", к тому же просроченный. Судя по количеству серы и бензола, для его производства использовалось качественное промышленное сырье. Но на данный момент концентрация смол в 6 раз превосходит норму. Отрава!
САМОГОНЩИКИ
На очереди АЗС ООО "Кристалл". На охрану личной принадлежности хозяева встали грудью. Похоже, за забором принципиальный криминально-стратегический объект. В присутствии ГУБЭП часовые скисли, и нам без помех удалось пройти на заправку.

Показания счетчиков всех 4 колонок оказались скорректированы в "подходящую" сторону (наибольший недолив - 330 мл!).
Вести торговлю этой АЗС воспретили актом. Взятые пробы отвезли в лабораторию Батайской нефтебазы.
- Божечки! Кто же вам такую дрянь продал? - пропела лаборантка, стараясь не дышать парами "76-го".
Дизельное горючее по внешнему облику химики квалифицировали как печное. Сейчас, чтоб изъять его из оборота, необходимо дождаться результатов анализа. (Выписка из заключения Мосрегионтопэнергонадзора: "Бензин марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол, АИ-92 по октановому числу, концентрации фактических смол и плотности, А-76 по октановому числу и концентрации фактических смол, дизельного горючего по температуре вспышки и фракционному составу не соответствуют ГОСТам".)
Комментарий профессионала: в 2-ух случаях - опять пересортица. Заместо "95" ведут торговлю просроченным "92", а "92" заменяют "старым" "76". Количество смол в 8 и 12 раз превосходит норму. Судя по составу, горючее могло быть получено из газоконденсата где-нибудь в Казахстане либо Астрахани. Роль А-76 играет прямогонный бензин, его октановое число (65 единиц) даже не пробовали поднять присадками до нормы. ДТ, судя по всему, тоже "прямогонка". Залить два последних эталона в бак - верный метод погубить движок.
ДОВЕРЯЙ, НО... Инспектируй

САМ Для себя КОНТРОЛЕР
Пока правительство решает глобальный вопрос о воздействии горючего на экологию, свои интересы частнику нужно блюсти без помощи других.
С недоливом, как досадно бы это не звучало, придется смириться. Выявлять недостачу и судиться с жульем автолюбителю недосуг. В особенности если он тут проездом.
Замену октанового числа на три единицы впрысковый мотор ощутит, но приспособится. (А на большее "бизнесмены", вероятнее всего, не рискнут.) Контроллер скорректирует угол опережения зажигания. Очевидно, свалится мощность, подрастет расход горючего - не смертельно. Обладателям карбюраторных версий придется выставить зажигание вручную.
"Прямогонкой" ведут торговлю беспредельщики, им вообщем никакой закон не писан. Под видом горючего продают все, что пылает. Спасение - на заправках приличных компаний. Там, вероятнее всего, этим делом не балуются: не тот размах. Для чего что-то бодяжить в бочках, когда есть собственный завод?
От излишка смолы защитить мотор нечем. Жалко, ведь продукты ее разложения забивают зазоры, каналы, оседают на теле деталей, ухудшая теплоотвод. Но процесс, к счастью, постепенный. За один отпуск движок не угробить. Зато неизменным клиентам Энциклопедия грузовых автомобилей на капремонт нужно откладывать в три раза почаще.
А от глобальных эталонов если будет прок, то не скоро. У нас ведь не Европа - не тот климат!
В красном ведре
разведу я погуще присадку,
В синем ведре
я водою бензол разведу
И в цистерны залью,
размешав древесной лопаткой...
А по другому для чего на земле
этой нескончаемой живу?
Подражание Булату ОКУДЖАВЕ
Госинспектор Кайдеридис приступил к проверке.
У заправщиков, как у нехороших дантистов, пломбы длительно не держатся!
Итак вот где пряталась смерть моя!
А гласили - порожняком пойдем!
Насос и электроудлинитель - средства обогащения.
Бензовозы в очереди на нефтебазу. Чего им там нальют?
Справа - не ДТ, а его "аналог" из подручного материала.
Дважды - недобор, один - перебор.
Куда уехал цирк?
АЛЕКСАНДР ПОПОВ