Тыщи Км РИСКА
Тыщи Км РИСКА
РЫНОК
РЕПОРТАЖ ЗР
Тыщи Км РИСКА
Как наступают холода и реки сковывает лед, тыщи людей отправляются в нелегкий путь из Приморья в глубь Рф.
Иван КСЕНОФОНТОВ, Дмитрий БАЛДИН. Фото создателей
В прошедшем году мы поделились опытом, как приобрести во Владивостоке машину и как доставить ее по стальной дороге "на континент" (1997, № 12). Сейчас - продолжение интересующей многих темы. Как перегнать автомобиль с Далекого Востока.
ЧЕРЕЗ АМУР
Кое-где с середины 80-х в портовых городках Приморья стали появляться старые "япошки". Тогда казалось, что скоро они наводнят всю страну. Но - нет. Отсутствие проезжей дороги, перевоз в жд "сетке", часто удваивающий стоимость автомобиля, тормозят продвижение японских автомобилей на запад.
Но дорога есть, просто не все о ней знают, так как ни на одной карте, ни в каком Атласе меж городками Свободный и Чита она не показана.
А начало просто обрадовало. От Владивостока до Хабаровска 721 километр прелестной трассы М60, проходящей недалеко от границы с Китаем. По частоте населенных пт, заправок, магазинов, автосервиса, отличному покрытию и многообразию автомобилей эта магистраль не уступает тем, что размещены в Европейской части Рф.
Нас всегда опереждают "япошки" с транзитными картонными номерами из Приморского края. Часто движутся караванами по 10-15 машин, за рулем попадаются и дамы, но практически непременно - один либо два человека в милицейской форме. Это либо нанятая на понятный случай охрана, либо просто милиционер купил машину себе, а форму надел для острастки.
Хабаровск, по рассказам транзитников, - 2-ое место после Владивостока, где могут быть "наезды". Подкатывает несколько импортных машин и вам обходительно предлагают заплатить. Откажешься - лупить не будут, но через сотку метров из кустов включатся "в разговор" пацаны с рогатками...
На площадках перед переправами - тоже рэкет. Если лицезреют, что шофер бедный, могут вообщем ничего не взять, а если внедорожник гонят либо машина затарена резиной, запчастями - могут даже вытрясти все из кузова.
Через Амур тянется ажурный жд мост. Прямо поверх него монтируют полотно для движения автомобилей, но до окончания строительства еще далековато. Пока же авто переправляют летом на 2-ух паромных переправах, а в распутицу - на жд платформах. Цена - до полумиллиона рублей, потому понятно желание перескочить по льду реки.
На спуске к реке - инспектор ГАИ. Оказывается, ледовая переправа закрыта и подступы перегорожены бетонными плитами. У барьера - 10-ка два автомобилей, ждущих, видимо, когда переговоры о сумме взятки достигнут "консенсуса" и бойцы раздвинут плиты бульдозерами, стоящими недалеко.
Езженная трасса остается на том берегу. Далее - разбитые дороги (в особенности нехорошие - на границе Еврейской автономной и Амурской областей). От Архары они расползаются: прямо ведет строящаяся военными уже лет 10 магистраль "Амур", которая должна в 2001 году соединить Читу с Хабаровском. Трассу строят участками, и временами петляя по разбитой щебенке, выскакиваешь на красивую широкую дорогу. Новенькая магистраль срежет угол и пройдет, минуя Благовещенск, через Завитинск и Белогорск прямо на Свободный. Пока же лучше ехать по старенькым дорогам, время от времени на перекрестках сверяя путь. Если есть сомнения, можно постоять с полчаса, подождать перегонщиков. Нет их - нужно ворачиваться и ехать другим методом.
Благовещенск (он же в дискуссиях "Благо") стоит на границе с Китаем, и, если малость отклониться от транзитного маршрута, можно узреть на другом берегу Амура контуры современного китайского городка Хайхэ. Больше близкое китайское присутствие никак не проявляется.
ЗАКОН - ТАЙГА
От Владивостока до Свободного 20 один пост ГАИ! Их четкое количество знают все профессионалы-перегонщики - "трясут" на каждом посту. Кроме документов, инспектируют огнетушители, аптечки (в том числе сроки годности отдельных фармацевтических средств), наличие противооткатных башмаков и состояние домкратов, вообщем, кто что везет. Это, как молвят местные, официальный рэкет, но реального, преступного, тут нет и на ночь можно расслабленно останавливаться на площадках у дороги. Зато далее, от Свободного до Читы, на расстоянии более тыщи км, нет ни 1-го стационарного поста ГАИ, не узреешь ни милицейской, ни гаишной машины. Тут закон - тайга.
В военном поселке Магдагачи летом в большинстве случаев загружают перегонные авто на жд платформы. Зимой же машины идут сплошным потоком, по 100-150 в денек. И в этом есть резон: проезд на платформе до Сковородино стоит несколько миллионов рублей.
В Сковородино ("Сковородке", как молвят местные) на окраине поселка размещена последняя стационарная АЗС с "нормальными" ценами (и то в среднем на 20-40% выше, чем в Москве). Около заправки большая платная стоянка, где ночуют многие перегонщики.
От Сковородино до Тахтамыгды еще 32 километра "грейдера", далее - проселок. Узенький так, что разъезд фактически неосуществим. Потому хоть какой встречный грузовик - неувязка, да еще какая!
Аварии на этом участке не уникальность. При нас одна машина перевернулась. В другом месте шофер японского грузовичка, решив объехать по обочине "тряскодром", улетел под откос.
Говорят, что весной, когда из-за полуденной оттепели разливаются маленькие речки, перед ними появляется скопление машин. Их водители, собираясь в кучу человек по 10-15, сообща проталкивают каждый автомобиль. Время от времени самые смелые пробуют ехать по полуразрушенным мостам. Как повезет.
Перед поселком Мадалан переправа через реку, размеченная шестами, проходит прямо под жд мостом. Стоящий на берегу щит грозно предупреждает, что на льду останавливаться нельзя, по другому "часовой применит орудие". Рядом водители грузовичков, ранее не позаботившиеся о балласте, загружают лопатами щебень прямо с насыпи (кстати, подсудное дело!).
Ерофей Павлович, либо кратко Ерофей, - большой поселок на жд магистрали - назван в честь открывателя этих мест Е. П. Хабарова. Тут большая часть перегонщиков прощаются с цивилизацией и уходят на зимники на лево от стальной дороги. Впереди сотки км безлюдья, где надежда лишь на себя и на крепкость японской техники...
Как нам растолковали местные, вероятны варианты: джипы и машины на шипованных шинах идут по более недлинной дороге через перевал впрямую к Шилке, другие - в объезд. Перегонщиков можно поделить на две группы. 1-ая - мастера. Они движутся колонной, в схожих зеркальных солнцезащитных очках, ничему не удивляются и управляют машиной как автоматы. Для их проехать несколько сот км со скоростью 40 км/ч (в этих критериях - это чуть не подвиг) - сущий пустяк. 2-ая группа - новенькие. Прилетев во Владивосток либо Находку и купив машины, они прослышали, что можно как-то проехать и своим ходом, существенно сэкономив на этом. И пустились в путь. Оказавшись на зимнике в первый раз, они не знают, куда ехать, крутят в руках какие-то схемы на обрывках бумаги, спрашивают путь у каждого встречного.
Испытанный ориентир - картонные коробки размером с папку для бумаг, валяющиеся повдоль дороги. На обложке - иероглифы. Позднее узнаем, что это корейское шоколадное лакомство, называемое в народе "чокопай". Перегонщики приобретают их за маленькую стоимость в тихоокеанских портах, а тут, съев содержимое, "метят" дорогу.
ПО ЗИМНИКУ ДО ШИЛКИ
Снег заметает следы и ставит под колебание возможность преодоления перевала. Попадаются наледи от текущих поверх снега ручьев, больше всего пугающие перегонщиков. Мы уже повстречали тут несколько свежепобитых машин. Не раз вспоминаем услышанное про эти места: "Бог сделал Ялту и Сочи, а черт - Сковородино и Могочу".
Скоро добираемся до перекрестка (таких было много), где дорога закручивается практически на 180 градусов. Побеждают сомнения, куда далее двигаться, - придорожная табличка показывает: нужно ехать в оборотном направлении. Как раз намедни повстречали водителя, который накрутил лишнюю "сотку" из-за неправильной инфы. Здесь - о удовлетворенность! - навстречу выезжают две перегонные машины. Шофер одной, якут, гонит "Газель" из Москвы в Якутск, а другой перегоняет "Audi" аж из Калининграда в Магадан (!). Как досадно бы это не звучало, они тоже не знают, куда ехать, и мы устраиваем совет.
Еще 30 км зимника по наикрасивейшей местности меж сопками - и мы на берегу Шилки. Тут, рядом с лежащим на суше буксиром "Тукан", многие перегонщики устраивают ночевку перед последним ледовым шагом. До Сретенска, где начинается обычная дорога, уже неподалеку - всего 280 км.
ЛЕДОВЫЙ АВТОБАН
Ни в каких странах мира, даже таких северных, как Канада и Финляндия, не отправляются в путь на сотки км на легковых машинах по льду рек. Тут же по реке проложен целый автобан, а последние 100 км его - от Усть-Кары до Сретенска даже с раздельными полосами для однобокого движения. Прямо в лед воткнуты шесты с дорожными знаками, указатели населенных пт, обозначены кафе и заправки. Некие работают круглые сутки. По словам местных, дорогу начинают чистить волокушей с начала января, а ездят по ней - с середины ноября и до середины, а в некие годы - и конца апреля.
Спрос рождает предложение. В этих глухих местах внезапно можно повстречать АЗС. Правда, непривычного вида - бочка с длинноватым шлангом, стоящая на горке. Цены тут европейские - литр бензина, выдаваемого за "92-й", стоит 4000 рублей. Бородатые заправщики живут в 100 километрах отсюда, у стальной дороги - это их сезонный зимний бизнес. Владелец одной из АЗС Александр Костюшко - инвалид, у него нет обеих ног. Все же он отлично совладевает с работой, а на досуге водит новый японский автомобиль с самодельным ручным управлением.
По правому берегу верно выслеживается заброшенный так именуемый Екатерининский тракт, вырубленный прямо в горах. Он ниточкой тянется несколько сот км. Среди неровного полотна шириной в четыре метра уже вырастают деревья и кустарник. Молвят, еще во время войны тут на лошадях возили почту.
...Последние метры по льду реки - и вот мы вновь в обычном мире. Сзади - 2855 км от Владивостока, впереди - тысячекилометровая дорожная сеть Рф. Скоро трансроссийский зимник закончит существовать - уже сдан в эксплуатацию кусочек новейшей трассы "Амур" от Читы до села Богомягково. Чуток далее готов очередной кусочек, от Знаменки до Аксеново-Зиловского.
Вот мимо снова проезжает группа обляпанных грязюкой "японок", с которыми за прошедшие деньки мы были "скованы одной цепью" - зимником и "связаны одной целью" - прорваться к людям. Сейчас пути перегонщиков разойдутся: кто-то уже дома, кому-то еще предстоит далекая дорога. Но тут другие характеры, другие законы...