УРАЛАМ НА ЗАВИСТЬ
"УРАЛАМ" НА ЗАВИСТЬ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПУТЕШЕСТВИЕ
"УРАЛАМ" НА ЗАВИСТЬ
ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В ПИТЕР - СВОИМ ХОДОМ
ТЕКСТ, ФОТО / ВИТАЛИЙ МУШТА, ХАБАРОВСК
У каждого есть мечта: кто желает изловить наибольшую рыбу, кто выиграть миллион... С момента приобретения "Крокодила" - "Тойоты-Лендкрузер 74" я грезил принять роль в реальных внедорожных соревнованиях. К примеру, в таких, как "Ладога" - международном трофи-рейде по Карелии. Для многих - не вопрос. А если ты живешь на другом конце страны, в Хабаровске? Есть два пути решения трудности: можно выслать машину в контейнере по стальной дороге - конкретно так попадает на Огромную землю абсолютное большая часть "японцев" - либо добираться своим ходом. Я избрал 2-ой вариант...
Нашлись и спонсоры, и штурман, и даже попутчики: еще две "Тойоты", также прибалтийский "уазик", названный "Бобиком". Внезапной неувязкой оказались карты - ехали, что именуется, "по пачке Беломора".
Стартовать решили от самого края страны - от пролива Босфор Восточный у Владивостока. К ночи по М60 добрались до Хабаровска, еще денек до Биробиджана - тут асфальт завершился, пошла пыльная отсыпка. Машин на трассе на удивление не достаточно, как, вобщем, и бензоколонок - решили заехать на ближайшую у станции Бира. Лучше бы мы ее не увидели! После заправки из выхлопных труб пошел дым непонятного цвета, движки закончили тянуть, а последствия этого неосмотрительного шага мы чувствовали всю дорогу.
В поселке Архара поинтересовались дорогой - из-за нетрезвого удивления ответы архаровцев сводились к словам: "Ну, вы, блин, это...". Далее можно было ехать на Белогорск, по новенькому мосту через Зею либо на Благовещенск - в конце концов повернули на юг. В Благовещенске расплавлялся асфальт - плюс 36° в тени! - зато с набережной виден китайский город Хэйхэ. Экзотика! Ночевали на природе, на берегу речки - вышло. Костерок, сытный ужин, 100 гр...
В поселке Свободный сфотографировались у КПП космодрома и с ветерком рванули по широкому асфальту строящейся федеральной трассы "Амур". Спешили неосмотрительно - после маленького мостика пришлось поменять оторванный амортизатор на одном "Крузере" и далее пристально смотреть за дорогой. Скоро об асфальте запамятовали - пошла гравийка: каждый вечер подкручивали гаечки, болтики, укрепляли груз в кузове "Хай Лакса", укладывали развалившиеся по салону вещи. Прошли Сиваки, Магдагачи; неподалеку от Талдана "Амур" завершился, съехали на грунтовку. Попетляв по оставшимся после добычи золота отвалам, выскочили на дорогу к Соловьевску, через который идет магистраль М56 "Колыма": по ней просто попасть в Якутск, а если повезет, то и в Магадан. Трасса никак не оживленная, перед редчайшими деревнями и мостами стоят древнейшие бетонные доты.
Сковородино для перегонщиков - конечный пункт Амурской области. Далее все обычные Различное грузятся на платформы и "чух-чух-чух ту-туу". Мы же обычных путей не ищем, потому спрашиваем местных: "Как лучше проехать на Читу?" Нас длительно не понимают, указывают на станцию и говорят "платформа, стальная дорога...", позже неопределенно машут рукою на запад: туда, дескать. Едем. Реку Ольдой форсируем по недостроенному мосту, сунув человеку при шлагбауме тыщу рублей - просил больше, ссылаясь на распоряжение начальника, но сторговались. Ночевали на берегу, следя оживленное движение по "закрытому" мосту. Любопытно, что выгодней для строителей: достраивать его либо открывать-закрывать шлагбаум?
Пошли растаявшие зимники. Халан, Улятка - скорость продвижения тотчас лимитируется способностями лебедки. За денек проходим 85-120 км. Добрались до поселка Ерофей Павлович, где у злосчастного "73-го" "Крузера" развалился подшипник генератора. В закромах Родины - так мы окрестили ящик с запчастями в "уазике" - нашелся схожий, но не хватает фигурной шайбы. Зато есть отличные Различное! В пятницу вечерком они открыли мастерские, включили станок дореволюционной постройки, дали нам самодельный инструмент - со 2-ой пробы (без чертежей, "приблизительно") без помощи других сделали то, что нужно. Поставили - работает!
Переправившись через реку Уркан по метровой глубины броду, полезли в горы. Время от времени попадаются машины, мотоциклисты. Бензин А-76 по 10-ке за литр, солярки нет - достаем канистры. У Семиозерного опять выскочили на "Амур", добрались до поселка Ключевский. Прекрасное старенькое поселение стоит на склонах 2-ух сопок, а главное - мороженое в магазинчике! Цивилизация! Снова спросили дорогу на Читу. Дядька на вэдовом КамАЗе отдал достаточно четкое описание пути и уточнил: "В неплохую погоду и малую воду, если повезет и не застряну, иду часов 40 6, а не повезет - неделю".
Поселок Сбега назван так поэтому, что там сходятся три дороги. Избираем "Дорогу восьми бродов" - они все через рукава реки Урюм. Попался одинокий мотоциклист: "Вы куда? Далее дороги нет! Я там даже на байке не езжу!" При форсировании очередной аква преграды движок "Хай Лакса" хлебнул водички, залило электрическое оборудование - выдернули из реки длинноватым тросом, как морковку. Привал: продувка, прочистка, просушка. Вечерком мимо нашего лагеря прошел вэдовый "Урал" с домашним скарбом - 1-ая попутная машина за трое суток...
Заброшенная дорога повдоль жд полотна осталась еще со времен строительства Транссиба. Время от времени встречаются гати, местами и их нет, приходится продираться по мари - это такое верховое болото: узкий слой гумуса, метровый слой жижи, ниже камень. Тут главное - угадать правильное направление. В одно из "неугаданий" на "Бобике" сгорела пятитонная электронная лебедка. Выручили росшее метрах в семидесяти одинокое дерево и механическая лебедка "Крузера"...
На последующий денек догнали "Урал". Он уже никуда не спешил, крепко обосновавшись в болоте. Построив очередной мостик, бодро проскакиваем мимо - и здесь же увязаем сами. Человек, придумавший механическую лебедку, заслуживает монумента. Выбрались. В трехстах метрах очередной безвыходно замерший "Урал", а чуток далее - ура! - начинается жесткая дорога.
Пока растягивали последнюю утонувшую в грязищи машину, навстречу подъехали два новых УАЗа: "Как дорога?" - "Ну, мы прошли..." И многозначительное молчание на фоне застрявшего "Урала". "Уазики" развернулись и уехали на станцию. К вечеру были в Аксеново-Зиловском, далее до Читы обычная дорога. В Чите цивилизация! Автомойка! Пища в ресторане! Баня!!!
Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск - для нас уже практически Европа. Были и тут приключения, но по сопоставлению с тем, что мы прошли... Ехали для себя и ехали - без грязищи, без лебедок. Самара, Москва, Питер - на Исаакиевской площади одометр высвечивал уже одиннадцать тыщ км. Финиш. Вялость и удовлетворенность - МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!!
ПОЗДРАВЛЯЕМ Фаворитов!
Ровно годом ранее мы предложили читателям поделиться впечатлениями об авто путешествиях. Рады, что многие из вас откликнулись на это предложение. Редакция получила много авторских материалов - наилучшие были размещены в журнальчике. Вместе с описаниями определенных поездок были тут и обзоры маршрутов, и советы, и оперативная информация. Отлично, если вы с энтузиазмом прочитали эти публикации. Вдвойне, если они посодействовали вам при подготовке к вояжу либо подвигли отправиться в путь - тогда можем считать, что с вашей помощью мы выполнили сверхзадачу.
Как и обещали, редакция вознаграждает создателей более увлекательных работ не просто ценными, но подходящими в путешествии призами. Очень много места в машине не бывает - СВЕТЛАНА БАРМИНА из Москвы (ЗР, 2001, № 5, 9, 10) получит в подарок багажный бокс на крышу собственной "Волги". Пользуясь автономным компрессором, ЮРИЙ ПЛЮЩЕВ из Сергиева Посада (ЗР, 2001, № 2, 8) не только лишь подкачает колесо "Нексии", да и надует матрас либо резиновую лодку. В отсутствие сервиса рассчитывать приходится лишь на себя самого - вдалеке от цивилизации москвичу ГРИГОРИЮ ДЬЯКОНОВУ (ЗР, 2001, № 6) и его "уазику" понадобится набор не плохих инструментов. Поздравляем!
И объявляем новый конкурс на 2002 год. Условия те же: объем материала хоть какой, но менее 7-10 машинописных страничек (12-17 тыс. символов); очевидно, ждем фото. Рукописи не рецензируем и не возвращаем; высылайте в адресок редакции (почтовый) либо электрический: un@zr.ru. Путешествуйте, снимайте, пишите!