ТРОПОЙ КОНТРАБАНДИСТА
ТРОПОЙ КОНТРАБАНДИСТА
РЫНОК И СЕРВИС
ПО Старенькым АДРЕСАМ
ТРОПОЙ КОНТРАБАНДИСТА
ВЯЧЕСЛАВ ВАРЕНОВ. ФОТО Создателя
Рядовая по прошедшим годам затея – съездить в Литву за старой машиной – обернулась такими хлопотами, что, расскажи мне об этом кто-либо в январе, я бы ни за что не стал связываться. Но, раз уж случилось, пришлось планировать как реальную военную операцию. Главное было – оставаться в рамках законодательства, хотя бы уголовного.
Все началось еще в декабре, когда моему товарищу потребовались две относительно «свежие» иномарки. Можно было приобрести и на внутреннем рынке, но это для полных профанов, не привыкших ничего делать без помощи других. А друг у меня не такой. С выросшими в прошедшем июле пошлинами он готов был смириться, тем паче, что на нужные ему машины они возросли не очень. Решили, что в конце декабря заплатим таможне депозит и сходу после Нового года, когда цены падают, рванем в Литву. Но сорвали наши планы мурманская таможня (Анатолий живет в Мурманской области), которая Новый год начала праздновать за неделю до его календарного пришествия, и ГТК РФ, неоднократно повысивший с января 2004 года ставки депозита. В феврале стало ясно: лучше не будет, и в марте решили ехать. Излишних средств на два депозита даже по 3000 евро у нас не было. А намедни отъезда стало понятно, что Минюст обязал ГТК отменить этот «людоедский» приказ. Путаница на таможне возросла еще более, а определенных машин, на которые можно было бы оформить таможенную расписку, у нас не было и быть не могло. В общем, поехали бездумно – вобщем, конкретно так у нас в стране все в главном и делается.
Так мы и оказались в Мариямполе, на самом большом авто рынке Европы, который сейчас работает не один, как ранее, а два денька в неделю – среду и четверг. В сей раз он поразил просто большущим множеством автомобилей и практически полным отсутствием покупателей. Нет, они, естественно, были, но в таком маленьком количестве… «Азиаты» и редчайшие белорусы брали «старье», ну и литовцы отыскивают чего-нибудть поскромнее. Появились поляки, которые в преддверии вступления в Евросоюз (и отмены собственных внутренних квот на ввоз автомобилей) начали «прощупывать» рынок. А россиян практически и не было. Наше правительство может гордиться достигнутым: шлагбаум на пути ввоза в Россию старых импортных машин удалось воздвигнуть железобетонный!
Нужные Анатолию машины (шестилетнюю «Лянчу» и 3-х летний «Мицубиси») отыскали без усилий, оформили и тронулись в направлении белорусской границы. Когда подъехали, удивлению нашему меры не было: большой хвост грузовиков – и ни одной легковушки! Проверка на литовской таможне не заняла и получаса (с учетом запроса в Интерпол).
– А что, служивые, много на данный момент машин в Россию гонят? – поинтересовались мы у стражей литовских рубежей.
– Вы сейчас пятые, – ответил какой-то из них и, откинувшись поудобнее, прикрыл глаза.
Денек уже заканчивался. Ранее к этому времени проходило не меньше пятидесяти…
Вот и граница. Краснолицый прапорщик по старенькому русскому порядку выписывает пропуск-бегунок на заезд. На пограничном контроле другой прапорщик, проверив, не скрывается ли кто в багажнике (чего ранее не делали), как и 10 годов назад, напористо интересуется, почему на справке-счете нет перевода на российский язык. Пробую разъяснить, что мне он не нужен.
– А мне нужен, – говорит «прапор».
– Если вам нужен – вы и переводите.
– Но я литовского не знаю!
– А это уже ваши трудности.
Только крепкой обороной, иногда переходящей в пришествие, удалось одолеть его упрямство. Впереди предстояло схватка посерьезней – с белорусской таможней.
В тот вечер экономические интересы Республики Беларусь и по совместительству Рф защищали две боевые дамы. Когда они узнали, что у нас нет ни таможенной расписки, ни гарантийного сертификата, пришли в сильное возбуждение.
– Вам придется или бросить нам залог по 500 баксов за машину, или звонить в Россию, чтоб ваши родственники либо друзья заплатили от вашего имени депозит и выслали бы его вам, – разъяснили они.
– Как и когда залог можно возвратить?
– После того, как растаможите машины и поставите их на учет, снимите копию с ПТС, заверьте ее у нотариуса и с паПодвескаом и гарантийным обязательством, которое я вам на данный момент оформлю, приедете в райцентр Ошмяны в таможню. Там и получите залог назад. Только еще есть неувязка: обе ваши машины оформлены на 1-го человека, а по нашему закону один человек имеет право за один денек провезти только одну машину!
Так как денек уже кончался, мы уговорили серьезных дам оформить одну машину нынешним деньком, другую – завтрашним и отсчитали Энциклопедия грузовых автомобилей.
Итак, по 20 баксов за транзитный проезд (как с иноземцев), по 5 евро – страховка штатской ответственности, по 2 бакса за марку на декларации, по 500 баксов залог плюс 2,5 бакса банку за прием наличных (0,5%; хорошо, московские банки берут 2%).
Когда выехали с местности КПП, Анатолий изрек:
– Сейчас я понимаю, почему цивилизованный мир не мог терпеть «совков».
Впереди нас ожидал самый главный предел – русский. Получится ли въехать на родину без депозита? Ответ навязывался сам собой: нет! Но испытать было надо. Этим мы и занимались весь последующий денек. На основных трассах нас «завернули» – или платите на границе всю таможенную пошлину, или оставляйте машины под охраной и двигайте в Москву за депозитом. Все таможенные посты Центрального таможенного управления держали ушки востро. А что если пощупать Северо-Западное? Ехать далековато не нужно – Псковщина рядом. Уходим на север и на широкой оживленной дороге встречаем уже знакомый нам прием. Что делать? Подробное исследование карты наткнуло на шальную идея: а если проехать, минуя пост, просто через лес? Либо испытать сунуться на какую-нибудь глухую таможню? В надежде, что там ничего не знают ни про депозиты, ни про таможенные расписки и сертификаты. Вспомнился случай 3-х летней давности, когда на одном глухом посту таможенник востребовал разрешение на мобильники (отмененное еще два года вспять), а после произвел совсем ненадобное оформление, от которого Столичный автотранПодвесканый пост пришел в кошмар. Переход этот на карте отыскали стремительно.
Дорога туда мерзкая, но выхода не было. Граница проходит сходу за околицей белорусской деревеньки с выразительным заглавием Уклейка. Прямо из середины ее видны пустующие терминалы русской таможни. На выезде из деревни тормознули: нужно поинтересоваться у местного населения, какова обстановка на таможне. Белорусские мужички для объезда поста посоветовали пользоваться услугами трактора, который просто протащит наши машины пару км по лесу. При этом предлагалось все это полностью от всей души, а не корысти ради. Похоже, их самих эти таможни достали! Мы представили, что остается от машин после таковой буксировки по консистенции песка и снега, и обходительно отказались.
Решили рискнуть и поехать прямо через таможню. Подъехали к шлагбауму, посигналили – ноль чувств. Неуж-то нет никого? Но здесь из окна высунулся некто в штатской одежке и позвал с документами в помещение. Взял наши справки-счета и техпаПодвескаа и, молча (и не спросив про депозит либо про расписки-сертификаты!), проставил штампы-направления о явке в течение 10 дней на Центральную акцизную таможню:
– Сможете ехать.
Мы чуть не закричали от экстаза. Надежды на российское авось и таможенный кавардак стопроцентно себя оправдали! Вечерком мы были в Москве, а через пару дней растаможили обе машины. Московские таможенники длительно не могли осознать, как это нам удалось въехать в Россию без «обеспечения уплаты таможенных платежей», как на их языке именуется очевидный отбор средств у добросовестных людей. А вот нечестным и десятикратные депозиты нипочем…
P.S. Впереди нас еще ожидает поездка в Ошмяны за средствами. Молвят, еще тот «цирк»!


РЫНОК И СЕРВИС
ПО Старенькым АДРЕСАМ
ТРОПОЙ КОНТРАБАНДИСТА
ВЯЧЕСЛАВ ВАРЕНОВ. ФОТО Создателя
Рядовая по прошедшим годам затея – съездить в Литву за старой машиной – обернулась такими хлопотами, что, расскажи мне об этом кто-либо в январе, я бы ни за что не стал связываться. Но, раз уж случилось, пришлось планировать как реальную военную операцию. Главное было – оставаться в рамках законодательства, хотя бы уголовного.
Все началось еще в декабре, когда моему товарищу потребовались две относительно «свежие» иномарки. Можно было приобрести и на внутреннем рынке, но это для полных профанов, не привыкших ничего делать без помощи других. А друг у меня не такой. С выросшими в прошедшем июле пошлинами он готов был смириться, тем паче, что на нужные ему машины они возросли не очень. Решили, что в конце декабря заплатим таможне депозит и сходу после Нового года, когда цены падают, рванем в Литву. Но сорвали наши планы мурманская таможня (Анатолий живет в Мурманской области), которая Новый год начала праздновать за неделю до его календарного пришествия, и ГТК РФ, неоднократно повысивший с января 2004 года ставки депозита. В феврале стало ясно: лучше не будет, и в марте решили ехать. Излишних средств на два депозита даже по 3000 евро у нас не было. А намедни отъезда стало понятно, что Минюст обязал ГТК отменить этот «людоедский» приказ. Путаница на таможне возросла еще более, а определенных машин, на которые можно было бы оформить таможенную расписку, у нас не было и быть не могло. В общем, поехали бездумно – вобщем, конкретно так у нас в стране все в главном и делается.
Так мы и оказались в Мариямполе, на самом большом авто рынке Европы, который сейчас работает не один, как ранее, а два денька в неделю – среду и четверг. В сей раз он поразил просто большущим множеством автомобилей и практически полным отсутствием покупателей. Нет, они, естественно, были, но в таком маленьком количестве… «Азиаты» и редчайшие белорусы брали «старье», ну и литовцы отыскивают чего-нибудть поскромнее. Появились поляки, которые в преддверии вступления в Евросоюз (и отмены собственных внутренних квот на ввоз автомобилей) начали «прощупывать» рынок. А россиян практически и не было. Наше правительство может гордиться достигнутым: шлагбаум на пути ввоза в Россию старых импортных машин удалось воздвигнуть железобетонный!
Нужные Анатолию машины (шестилетнюю «Лянчу» и 3-х летний «Мицубиси») отыскали без усилий, оформили и тронулись в направлении белорусской границы. Когда подъехали, удивлению нашему меры не было: большой хвост грузовиков – и ни одной легковушки! Проверка на литовской таможне не заняла и получаса (с учетом запроса в Интерпол).
– А что, служивые, много на данный момент машин в Россию гонят? – поинтересовались мы у стражей литовских рубежей.
– Вы сейчас пятые, – ответил какой-то из них и, откинувшись поудобнее, прикрыл глаза.
Денек уже заканчивался. Ранее к этому времени проходило не меньше пятидесяти…
Вот и граница. Краснолицый прапорщик по старенькому русскому порядку выписывает пропуск-бегунок на заезд. На пограничном контроле другой прапорщик, проверив, не скрывается ли кто в багажнике (чего ранее не делали), как и 10 годов назад, напористо интересуется, почему на справке-счете нет перевода на российский язык. Пробую разъяснить, что мне он не нужен.
– А мне нужен, – говорит «прапор».
– Если вам нужен – вы и переводите.
– Но я литовского не знаю!
– А это уже ваши трудности.
Только крепкой обороной, иногда переходящей в пришествие, удалось одолеть его упрямство. Впереди предстояло схватка посерьезней – с белорусской таможней.
В тот вечер экономические интересы Республики Беларусь и по совместительству Рф защищали две боевые дамы. Когда они узнали, что у нас нет ни таможенной расписки, ни гарантийного сертификата, пришли в сильное возбуждение.
– Вам придется или бросить нам залог по 500 баксов за машину, или звонить в Россию, чтоб ваши родственники либо друзья заплатили от вашего имени депозит и выслали бы его вам, – разъяснили они.
– Как и когда залог можно возвратить?
– После того, как растаможите машины и поставите их на учет, снимите копию с ПТС, заверьте ее у нотариуса и с паПодвескаом и гарантийным обязательством, которое я вам на данный момент оформлю, приедете в райцентр Ошмяны в таможню. Там и получите залог назад. Только еще есть неувязка: обе ваши машины оформлены на 1-го человека, а по нашему закону один человек имеет право за один денек провезти только одну машину!
Так как денек уже кончался, мы уговорили серьезных дам оформить одну машину нынешним деньком, другую – завтрашним и отсчитали Энциклопедия грузовых автомобилей.
Итак, по 20 баксов за транзитный проезд (как с иноземцев), по 5 евро – страховка штатской ответственности, по 2 бакса за марку на декларации, по 500 баксов залог плюс 2,5 бакса банку за прием наличных (0,5%; хорошо, московские банки берут 2%).
Когда выехали с местности КПП, Анатолий изрек:
– Сейчас я понимаю, почему цивилизованный мир не мог терпеть «совков».
Впереди нас ожидал самый главный предел – русский. Получится ли въехать на родину без депозита? Ответ навязывался сам собой: нет! Но испытать было надо. Этим мы и занимались весь последующий денек. На основных трассах нас «завернули» – или платите на границе всю таможенную пошлину, или оставляйте машины под охраной и двигайте в Москву за депозитом. Все таможенные посты Центрального таможенного управления держали ушки востро. А что если пощупать Северо-Западное? Ехать далековато не нужно – Псковщина рядом. Уходим на север и на широкой оживленной дороге встречаем уже знакомый нам прием. Что делать? Подробное исследование карты наткнуло на шальную идея: а если проехать, минуя пост, просто через лес? Либо испытать сунуться на какую-нибудь глухую таможню? В надежде, что там ничего не знают ни про депозиты, ни про таможенные расписки и сертификаты. Вспомнился случай 3-х летней давности, когда на одном глухом посту таможенник востребовал разрешение на мобильники (отмененное еще два года вспять), а после произвел совсем ненадобное оформление, от которого Столичный автотранПодвесканый пост пришел в кошмар. Переход этот на карте отыскали стремительно.
Дорога туда мерзкая, но выхода не было. Граница проходит сходу за околицей белорусской деревеньки с выразительным заглавием Уклейка. Прямо из середины ее видны пустующие терминалы русской таможни. На выезде из деревни тормознули: нужно поинтересоваться у местного населения, какова обстановка на таможне. Белорусские мужички для объезда поста посоветовали пользоваться услугами трактора, который просто протащит наши машины пару км по лесу. При этом предлагалось все это полностью от всей души, а не корысти ради. Похоже, их самих эти таможни достали! Мы представили, что остается от машин после таковой буксировки по консистенции песка и снега, и обходительно отказались.
Решили рискнуть и поехать прямо через таможню. Подъехали к шлагбауму, посигналили – ноль чувств. Неуж-то нет никого? Но здесь из окна высунулся некто в штатской одежке и позвал с документами в помещение. Взял наши справки-счета и техпаПодвескаа и, молча (и не спросив про депозит либо про расписки-сертификаты!), проставил штампы-направления о явке в течение 10 дней на Центральную акцизную таможню:
– Сможете ехать.
Мы чуть не закричали от экстаза. Надежды на российское авось и таможенный кавардак стопроцентно себя оправдали! Вечерком мы были в Москве, а через пару дней растаможили обе машины. Московские таможенники длительно не могли осознать, как это нам удалось въехать в Россию без «обеспечения уплаты таможенных платежей», как на их языке именуется очевидный отбор средств у добросовестных людей. А вот нечестным и десятикратные депозиты нипочем…
P.S. Впереди нас еще ожидает поездка в Ошмяны за средствами. Молвят, еще тот «цирк»!


