МИМО КАССЫ
МИМО КАССЫ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ТАМОЖНЯ
МИМО КАССЫ
Льготы на ввоз автомобилей порождают злоупотребления, наносят урон бюджету. Но далее дискуссий об их отмене дело не идет.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
Каждый обитатель Белоруссии имеет право растаможить импортную машину в льготном порядке и реализовать ее жителю РФ. Каждый участник Чернобыля имеет право ввезти импортную машину в Россию, не платя никаких налогов, - и реализовать ее другому гражданину РФ. Каждый мореплаватель... дипломат... гражданин, проживший за границей более 182-х дней...
Мореплаватели И ДИПЛОМАТЫ - В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ
"Таможенные льготы скоро отменят", - 3-ий год молвят бюрократы из таможни и министры из правительства, а запрета все нет. За этот период времени льгота закончила быть преимуществом и перевоплотился в достаточно ходовой продукт. В газетах больше маленьких объявлений: "льготная растаможка".
И все-же льготы когда-нибудь прикроют - в этом нет колебаний. Очень уж много бюджет теряет на этом средств. Легче всего, естественно, "разобраться" с мореплавателями, дипломатами и теми, кто прожил за границей безпрерывно более полугода. Эти льготы введены постановлением правительства, а означает, для их отмены необходимо всего только другое постановление. Труднее с жителями Белоруссии - тут нужно на межправительственном уровне согласовать порядок предоставления льгот русских и белорусских. Привилегии чернобыльцев установлены федеральным законом. Означает, чтоб их отменить, нужна поправка к закону. На данный момент она рассматривается в Думе.
Доступная МАШИНА - ВСЕГДА ПОДОЗРИТЕЛЬНО
Белорусы платят на таможне - забавно сказать - 0,3 экю за "кубик". Никакого для тебя НДС, акциза, никакой пошлины в 30 процентов. При всем этом в Белоруссии каждый, по нашим понятиям, - льготник, без исключения! Нехитро, что Белоруссия достаточно стремительно перебежала в разряд наикрупнейшго посредника по перепродаже импортных машин в Россию. Альянс 2-ух стран ведь формально сотворен и граница Белоруссии - это, по существу, граница РФ. Белорус ввозит себе автомобиль, "таможит" его за маленькую сумму и реализует россиянину.
До сентября 1998 года в Белоруссии существовал запрет на отчуждение импортных машин, растаможенных по льготной ставке (он действовал в течение 2-ух лет со денька приобретения). Этот запрет, непременно, сдерживал поток дешевеньких импортных машин в Россию, но уже тогда белорусы ощутили вкус к "транзитной" торговле и, покатавшись несколько лет, продавали машины россиянам. А когда запрет на отчуждение был снят, иномарки хлынули к нам через Белоруссию широкой рекой - со всей Европы. Если так будет длиться еще несколько лет, то белорусские авторынки дорастут до масштабов германских и русские перегонщики забудут путь в Европу.
Единственное, что может этому воспрепятствовать - унификация таможенного законодательства Рф и Белоруссии. Но, как нам сказали в Таможенном комитете РФ, пока обе страны согласовали таможенные пошлины лишь на продукты, ввозимые в альянс юридическими лицами. До физических лиц не дошли руки. Правда, у русской таможни еще есть один козырь - соглашение с ГИБДД, по которому дорожная инспекция будет докладывать таможне сведения обо всех, кто ввез автомобиль из Белоруссии и не заплатил в русский бюджет "по полной программке" - как того просит наш таможенный закон. На вопрос, когда это соглашение начнет работать, в Таможенном комитете РФ ответили, что соглашение с ГИБДД только готовится. А после его необходимо будет зарегистрировать в Министерстве юстиции. Это востребует много времени. Но сотрудники ГТК порекомендовали обладателям автомобилей, растаможенных по белорусской льготе, не дожидаться, пока их "отловят", а самим придти в таможню по месту проживания, внести все платежи и ездить расслабленно. Сколько платить?
- Стопроцентно совокупный платеж, - произнес сотрудник ГТК. - Плюс к этому штраф в размере до 300 процентов таможенной цены автомобиля - для тех, кого мы сами "отловим". ("Сдавшиеся" добровольно отвертятся предупреждением.)
НА БИРЖЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ЛЬГОТ
Эти льготы стали ходовым продуктом не так давно, но за достаточно куцее время их продажу успели поставить на широкую ногу (по данным ГТК, в 1996 году так ввезли 500 автомобилей, а в 1998-м - уже 8000). Если провести маленький экскурс по сети Веб, то встретите объявление: "Автобиржа Чернобыль - Брянск - продажа автомобилей". Мы позвонили по обозначенным там телефонам и узнали, как она работает. Как доверенное лицо "чернобыльца" вы отправляетесь за границу сами или даете заказ проф перегонщику, покупаете автомобиль, а на оборотном пути на русской границе требуйте указать таможню предназначения - брянскую. Тут биржа оформляет автомобиль на пострадавшего от чернобыльской катастрофы через трибунал, где таковой льготник должен обосновать свои права. Понятно, без уплаты каких-то пошлин и налогов, а после реализует вам. "Но ведь трибунал может продолжаться годами. Неуж-то все это время нам ожидать?" - спросили мы "биржевиков". "Нет, что вы! 10 дней - и решение суда готово, - оптимистично отозвались на том конце провода. - У нас там все схвачено". "А сколько стоит?" - задали мы главный вопрос. "2500 баксов за старую и 4500 за новейшую", - был ответ.
...Ну что все-таки, даже когда последняя льгота канет в Лету, мы все равно найдем метод обходить пошлины, акцизы и остальные "эндээсы" - как-нибудь вывернемся. Вынудить россиян стопроцентно и неоспоримо соблюдать серьезный таможенный режим (другого эпитета и не подобрать) можно, только снизив пошлины и отменив льготы - тем паче, что на данный момент, после девальвации рубля, это очень не повредит российскей индустрии. Какой из вариантов изберет наше правительство совместно с Таможенным комитетом и изберет ли вообщем?