Повесть о растаможке Казна заплатит?
Таможенники не могут не знать Таможенный кодекс, но... практика указывает, что бывает и такое

Прошедшим летом я купил в Евросоюзе итальянский скутер Benelli Adiva. Мотор 125 куб. см, крыша съемная – то, что нужно для езды по городку. Шестилетний аппарат с достаточно затрепанной наружностью, но живым нутром под занавес сезона обошелся мне наименее 500 евро. После дизайна купли-продажи и страховки я без заморочек миновал все лежащие на пути страны ЕС и въехал в Россию со стороны Латвии через интернациональный авто пункт пропуска (МАПП) «Бурачки» Себежской таможни. Но Родина в лице бурачковских мытарей не желала пускать к для себя «блудного сына» безвозмездно.
Дело в том, что по нашему таможенному законодательству за любые вещи, ввозимые в РФ, должно быть за ранее внесено так называемое Обеспечение уплаты таможенных платежей, равное по сумме величине будущей пошлины. Кратко этот взнос именуют депозитом. Из этого правила есть исключение, которое содержится в п. 2 ст. 337 ТК РФ: сумма платежей не должна превосходить 20 тыс. руб. Тогда продукт можно пропустить вовнутрь страны для дизайна на таможне по месту проживания его собственника без депозита.
Так же должны были поступить и со мной. Я все это знал и поэтому заблаговременно запасся оценочным актом, из которого следовало, что мой скутер даже в чудесном состоянии на рынке Германии стоит 1625 евро, а это означает, что пошлина за него в размере 30% – это 487,5 евро, что тогда соответствовало 17 тыс. руб. Правда, в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) мототехнику уже начали растаможивать как обыденный продукт – по весу – по 4 евро за кг. Но даже в данном случае пошлина за мой скут не превосходила установленный кодексом потолок в 20 тыс. руб. Но невзирая на это дежурная смена не желала пускать меня без депозита. В конечном итоге на таможне я «завис» аж на восемь часов!
На мои резоны о том, что ст. 337 ТК РФ не просит депозита, если платеж меньше 20 тыс. руб., старший смены отвечал, что у их есть какое-то разъяснительное письмо по этому поводу г-на Ванина, датированное 2004 г. (тогдашний управляющий ФТС. – Прим. ред.), где сказано, что начальник поста сам решает, можно ли пустить без депозита, даже когда сумма платежа меньше 20 тыс.
На самом же деле п. 2 ст. 337 ТК РФ ясно гласит: «Обеспечение уплаты таможенных пошлин... не представляет-ся, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин… составляет наименее 20 тыс. руб., также в случаях, когда таможенный орган имеет основания считать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены». Другими словами: до 20 тыс. – всегда без обеспечения, выше – на усмотрение таможни. Ванин же «разъяснил» так, что в любом случае, даже когда меньше 20 тыс., – все равно с разрешения начальника поста. Таможенники страшатся, что если мы въедем в Россию безвозмездно, то не станем растаможивать наши скутеры/Новинки Автопрома на внутренней таможне. Тогда, молвят они, ваши долги повесят на нас (по сути в законе нет такового. – В.В.). В общем, абсурд некий несут…

В конечном итоге, чтоб проехать домой, пришлось заплатить на границе 14 600 руб. (с их притаможенный банк взял еще 3%), которые мне обещали возвратить после того, как я доставлю скутер на столичный таможенный пост.
Приехав в Москву, я стремительно растаможил двухколесное приобретение и выслал заказным письмом в Себеж документы, подтверждающие окончание таможенного дизайна. Кое-где через месяц на мой счет себежцы возвратили взятые с меня на границе в качестве залога 14 600 руб.
Можно было бы на этом успокоиться, но! Во-1-х, отлично, что у меня оказались с собой Энциклопедия грузовых автомобилей в достаточной для уплаты двойной пошлины сумме. А во-2-х, мне очень не понравилось, что муниципальные служащие не только лишь не смотрят за исполнением федеральных законов, да и сами нарушают их, иногда искажая смысл до оборотного. Поэтому я решил поставить малограмотных мытарей на место.
Я написал жалобу на деяния служащих МАПП «Бурчаки» начальнику Себежской таможни. На положительный ответ я не рассчитывал, но это был нужный шаг в долгой бюрократической процедуре. Скоро пришел ответ, где деяния бурачковцев были признаны правомерными. Тогда я выслал вторую жалобу – на этот раз в Санкт-Петербург, в вышестоящую организация – СЗТУ. Я был настроен писать и в ФТС, но ответ из Питера меня повеселил: деяния бурачковских мытарей по взиманию с меня валютного залога за скутер признаны нелегальными, а решение начальника Себежской таможни по моей жалобе отмененным. Отлично!

А сейчас можно испытать как-то компенсировать понесенные расходы. Их к тому времени набежало рублей 600. Сумма маленькая, но здесь главнее сам факт получения компенсации с проштрафившегося госоргана. Я подал иск в судебный участок № 370 по месту нахождения Минфина как головного держателя казны Рф и денежного соответчика за деяния Себежской таможни. Ни на одно из заседаний ни один из ответчиков не явился. Тогда и мировой арбитр Кривенцева Н.А. на основании ответа СЗТУ на мою жалобу вынесла решение взыскать с Минфина за счет Казны РФ в мою пользу 892,5 руб. всчет возмещения вещественного вреда, понесенного в итоге неправомерных действий должностных лиц, включая расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб.
Кто-то может спросить, а зачем мне это было необходимо? Отчасти на этот вопрос я ответил выше. А главное, журналистский энтузиазм. Добавлю, что правовое правительство, которое мы на данный момент строим, подразумевает, что не только лишь гражданин несет ответственность перед государством, да и напротив. Состоявшийся трибунал еще раз подтвердил это. Не считая того, когда уже этим летом я решил приобрести отпрыску скутеретту и точно так же поехал на нем без депозита все через те же «Бурачки», меня пропустили без валютного залога, даже не заикнувшись на данную тему!
Вот данный факт я и считаю наибольшим достижением.