ПРИНЯЛ УДАР - ЗА ЧТО?
"ПРИНЯЛ УДАР" - ЗА ЧТО?
Животрепещуще!
Катастрофа
"ПРИНЯЛ УДАР" - ЗА ЧТО?
Надуманная забота о безопасности больших чиновников стоит жизни "обычным смертным".
Алексей СОЛОПОВ. Фото Александра Полунина
Морозным декабрьским деньком прошедшего года на шоссе под Казанью случилась ужасная катастрофа: лоб в лоб сошлись КамАЗ и " Дэу Эсперо". На фоне легковушки, практически раздавленной большегрузом, еще одна жертва - опрокинувшийся в кювет "Mercedes" смотрелся целехоньким. Его пассажиры отвертелись ушибами и царапинами, сидевшие в "Эсперо" погибли.
Как досадно бы это не звучало, бывает: зима, гололед. Но эта катастрофа вызвала в столице Татарстана звучный резонанс. Дело в том, что в "Мерседесе" ехал премьер-министр РТ Фарид Мухаметшин, а под КамАЗом оказался экипаж сопровождения ГАИ.
О событии поведало телевидение, в газетах мелькнули заглавия, вроде "Они выполнили собственный долг", и слова отца 1-го из погибших офицеров: "Он мог отвернуть, но принял удар на себя..." Но никто не задал вопрос: ради чего?
Премьер-министр ворачивался из деловой поездки на юг республики. Впереди несся "чистильщик", сгонявший на обочины весь встречный и попутный транПодвеска. Следом на солидной дистанции шел 2-ой автомобиль ГАИ. Третьим в кортеже был "Mercedes" премьера, замыкал кавалькаду автомобиль охраны. Из колонны, прижатой к обочине "чистильщиком", вдруг стал выбираться на дорогу КамАЗ, может быть, приняв первую машину сопровождения за сиротливо мчащийся автомобиль ДПС. Конкретно под этот грузовик и влетел "Эсперо" ГАИ. Шофер "Мерседеса" попробовал сманеврировать, чтоб уйти от удара, и оказался в кювете.
Если б оба пострадавших легковых автомобиля были обыкновенными "жигулями", принадлежащими обычным гражданам, то ГАИ наверное обвинила бы их водителей в нарушении п. 10.1 - превышение скорости на скользкой дороге. Но здесь - сами осознаете... Откроем, но, Правила дорожного движения. Итак, есть "транПодвесканые средства оперативных и особых служб с включенным проблесковым маячком голубого цвета" и есть "транПодвесканые средства, сопровождаемые транПодвескаными средствами оперативных и особых служб". Эти положения пт 3.1 ПДД бытуют в нашем случае. Включенный маячок позволяет отступать от требований неких разделов Правил. Но отступления эти ограничены 2-мя обмолвками. 1-ая: "...выполняя неотложное служебное задание..." Обмолвка в значимой степени условная - как установить, как "неотложно", к примеру, поспешание к чаю после долговременной и напряженной деловой поездки. Либо проезд с дачи и назад? Прошлым летом казанская ГАИ проводила такие "упражнения" на дороге в поселок с правительственными дачами. По шоссе мчался автомобиль ГАИ с включенными маячками, следом - очередной. Экипаж второго свирепо наказывал всех, кто не тормознул на проблески первого. Меж тем пункт 3.2 Правил просит не останавливаться, а только "уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих (с маячками - ред.) и сопровождаемых ими других транПодвесканых средств, на которых должен быть включен ближний свет фар". Вобщем, ГАИ в данной ситуации можно только пособолезновать. Правила - правилами, а начальство - начальством. Помните: "...Он уважать себя принудил..."?
Временами ГАИ проводила в Москве гулкие операции по изъятию проблесковых маячков у тех, кому они совсем не положены. В Казани таковой трудности нет - город меньше и держать под контролем выдачу спецсигналов проще. Так что с мигалками носятся никак не "левые" машины. И все эти "фейерверки" красно-синего цвета, эскорты, взявшие под козырек гаишники на перекрестках - сущность обряд, показывающий степень почтения к определенному седоку определенного автомобиля. И заодно указывающий место всех других в этой жизни: на обочине.
А стоит только усомниться в неотложности сопровождаемого маячком задания, как здесь же встречаешь многозначительное вращение очами и слышишь произнесенное чуть ли не шепотом: "Законодательство!" Чтоб на очень почетаемого человека не сделали покушения, его автомобиль должен двигаться - стоя на перекрестке, он типо становится неплохой мишенью. Но вот неудача: машины, неистово уносящиеся от предполагаемой опасности, чуть ли не ежеминутно делают реальную опасность для их же пассажиров, не говоря о других участниках движения.
Вернемся к Правилам. 2-ая из упомянутых оговорок более конкретна: "Пользоваться ценностью они (перечисленные нами выше транПодвесканые средства - ред.) могут, только убедившись, что им уступают дорогу". Благое пожелание, коим вымощена дорога - сами понимаете куда. Ведь или ты мчишься, расшугивая всех спецсигналом, или убеждаешься, что для тебя уступили дорогу. Ну и трудновато в чем-либо убеждаться, двигаясь со настолько высочайшей скоростью.
Схожая двусмысленность навряд ли вызвана ошибкой создателей последней редакции Правил. Быстрее, это плохая попытка компромисса. Правила, действовавшие с 1 июня 1980 года, добивались всем автомобилям замереть на обочине при виде проблесков голубого цвета. Возобновлять движение разрешалось только после прохождения замыкающей машины кортежа с маячком зеленоватого цвета. С того времени количество автомобилей на дорогах возросло неоднократно - наделять кого-либо из участников движения особенными правами стало еще сложнее. Если гласить языком политики, то дорога добивалась реального равенства и демократии, а привычки-то сохранились еще из числа тех, прошедших времен. Кстати, Борис Немцов, будучи нижегородским губернатором, в деловые поездки по области ездил без всякого сопровождения, часто - сам за рулем. Конкретно "демократические" веяния "выдули" из новых Правил требование останавливаться при виде кортежа в ожидании зеленоватого маячка. Кто-то лицезрел своими очами, кто-то - в кино, что в других странах, где автомобилей неизмеримо больше, в пробках "на общих основаниях" стоят и "роллс-ройсы", и "шестисотые" "мерседесы". Время от времени в газетах попадаются скандальные анонсы об оштрафованных на дорогах министрах и другой власть имущей челяди. На дороге, как и в бане, все равны. И никакие "козырные" номера, никакие мигалки либо сирены не сделают шейные позвонки более крепкими, а селезенки - наименее отрывающимися.
Если б те два офицера дали жизни, уводя из-под удара автобус с детками либо грузовик со взрывчаткой (хотя такие навряд ли неслись бы с превышением скорости по гололеду) либо взаправду остановив террориста, жертва эта была бы велика, но оправданна. А умереть только из-за того, что некий бюрократ очень торопился домой и оттого ехал стремительно, прикрываясь эскортом сирен и мигалок... Видать, дешево ценит ГАИ жизни собственных офицеров! По другому хозяева дорог издавна произнесли бы "обладателям жизни", что "на совещание" нельзя ехать как на пожар - Правила дорожного движения (единые для всех) это воспрещают.
***
Когда материал был уже подготовлен к печати, мы получили сообщение, что следствие по данному делу закончено, состоялся трибунал. Но итог разбирательства, размещенный в одной из местных газет, не дает ответа на главный вопрос. Судите сами. С одной стороны, шофер КамАЗа не стал "опровергать собственной вины" и, выражаясь языком юристов, стопроцентно раскаялся. Предъявленное ему обвинение по ст. 264 ч. 3 УК РФ - нарушение ПДД по неосторожности, повлекшее погибель нескольких человек, - чревато 4-10 годами лишения свободы. Беря во внимание раскаяние, свойства с места работы (положительные) и семейное положение (двое молодых малышей), трибунал показал гуманность и ограничил наказание пятью годами в колонии-поселении. Но все-же - виновен. С другой стороны, президент Татарстана издал распоряжение о "снятии автосопровождения" с машин премьер-министра и спикера местного парламента - пусть косвенное, но признание вины другой стороны. Означает - невиновен? Прошлый премьер (не так давно он пересел в кресло спикера) ограничился просьбой не судить водителя КамАЗа очень строго...
Так за что все-таки дали жизни подполковник Хабибуллин и лейтенант Ремеженко?

Животрепещуще!
Катастрофа
"ПРИНЯЛ УДАР" - ЗА ЧТО?
Надуманная забота о безопасности больших чиновников стоит жизни "обычным смертным".
Алексей СОЛОПОВ. Фото Александра Полунина
Морозным декабрьским деньком прошедшего года на шоссе под Казанью случилась ужасная катастрофа: лоб в лоб сошлись КамАЗ и " Дэу Эсперо". На фоне легковушки, практически раздавленной большегрузом, еще одна жертва - опрокинувшийся в кювет "Mercedes" смотрелся целехоньким. Его пассажиры отвертелись ушибами и царапинами, сидевшие в "Эсперо" погибли.
Как досадно бы это не звучало, бывает: зима, гололед. Но эта катастрофа вызвала в столице Татарстана звучный резонанс. Дело в том, что в "Мерседесе" ехал премьер-министр РТ Фарид Мухаметшин, а под КамАЗом оказался экипаж сопровождения ГАИ.
О событии поведало телевидение, в газетах мелькнули заглавия, вроде "Они выполнили собственный долг", и слова отца 1-го из погибших офицеров: "Он мог отвернуть, но принял удар на себя..." Но никто не задал вопрос: ради чего?
Премьер-министр ворачивался из деловой поездки на юг республики. Впереди несся "чистильщик", сгонявший на обочины весь встречный и попутный транПодвеска. Следом на солидной дистанции шел 2-ой автомобиль ГАИ. Третьим в кортеже был "Mercedes" премьера, замыкал кавалькаду автомобиль охраны. Из колонны, прижатой к обочине "чистильщиком", вдруг стал выбираться на дорогу КамАЗ, может быть, приняв первую машину сопровождения за сиротливо мчащийся автомобиль ДПС. Конкретно под этот грузовик и влетел "Эсперо" ГАИ. Шофер "Мерседеса" попробовал сманеврировать, чтоб уйти от удара, и оказался в кювете.
Если б оба пострадавших легковых автомобиля были обыкновенными "жигулями", принадлежащими обычным гражданам, то ГАИ наверное обвинила бы их водителей в нарушении п. 10.1 - превышение скорости на скользкой дороге. Но здесь - сами осознаете... Откроем, но, Правила дорожного движения. Итак, есть "транПодвесканые средства оперативных и особых служб с включенным проблесковым маячком голубого цвета" и есть "транПодвесканые средства, сопровождаемые транПодвескаными средствами оперативных и особых служб". Эти положения пт 3.1 ПДД бытуют в нашем случае. Включенный маячок позволяет отступать от требований неких разделов Правил. Но отступления эти ограничены 2-мя обмолвками. 1-ая: "...выполняя неотложное служебное задание..." Обмолвка в значимой степени условная - как установить, как "неотложно", к примеру, поспешание к чаю после долговременной и напряженной деловой поездки. Либо проезд с дачи и назад? Прошлым летом казанская ГАИ проводила такие "упражнения" на дороге в поселок с правительственными дачами. По шоссе мчался автомобиль ГАИ с включенными маячками, следом - очередной. Экипаж второго свирепо наказывал всех, кто не тормознул на проблески первого. Меж тем пункт 3.2 Правил просит не останавливаться, а только "уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих (с маячками - ред.) и сопровождаемых ими других транПодвесканых средств, на которых должен быть включен ближний свет фар". Вобщем, ГАИ в данной ситуации можно только пособолезновать. Правила - правилами, а начальство - начальством. Помните: "...Он уважать себя принудил..."?
Временами ГАИ проводила в Москве гулкие операции по изъятию проблесковых маячков у тех, кому они совсем не положены. В Казани таковой трудности нет - город меньше и держать под контролем выдачу спецсигналов проще. Так что с мигалками носятся никак не "левые" машины. И все эти "фейерверки" красно-синего цвета, эскорты, взявшие под козырек гаишники на перекрестках - сущность обряд, показывающий степень почтения к определенному седоку определенного автомобиля. И заодно указывающий место всех других в этой жизни: на обочине.
А стоит только усомниться в неотложности сопровождаемого маячком задания, как здесь же встречаешь многозначительное вращение очами и слышишь произнесенное чуть ли не шепотом: "Законодательство!" Чтоб на очень почетаемого человека не сделали покушения, его автомобиль должен двигаться - стоя на перекрестке, он типо становится неплохой мишенью. Но вот неудача: машины, неистово уносящиеся от предполагаемой опасности, чуть ли не ежеминутно делают реальную опасность для их же пассажиров, не говоря о других участниках движения.
Вернемся к Правилам. 2-ая из упомянутых оговорок более конкретна: "Пользоваться ценностью они (перечисленные нами выше транПодвесканые средства - ред.) могут, только убедившись, что им уступают дорогу". Благое пожелание, коим вымощена дорога - сами понимаете куда. Ведь или ты мчишься, расшугивая всех спецсигналом, или убеждаешься, что для тебя уступили дорогу. Ну и трудновато в чем-либо убеждаться, двигаясь со настолько высочайшей скоростью.
Схожая двусмысленность навряд ли вызвана ошибкой создателей последней редакции Правил. Быстрее, это плохая попытка компромисса. Правила, действовавшие с 1 июня 1980 года, добивались всем автомобилям замереть на обочине при виде проблесков голубого цвета. Возобновлять движение разрешалось только после прохождения замыкающей машины кортежа с маячком зеленоватого цвета. С того времени количество автомобилей на дорогах возросло неоднократно - наделять кого-либо из участников движения особенными правами стало еще сложнее. Если гласить языком политики, то дорога добивалась реального равенства и демократии, а привычки-то сохранились еще из числа тех, прошедших времен. Кстати, Борис Немцов, будучи нижегородским губернатором, в деловые поездки по области ездил без всякого сопровождения, часто - сам за рулем. Конкретно "демократические" веяния "выдули" из новых Правил требование останавливаться при виде кортежа в ожидании зеленоватого маячка. Кто-то лицезрел своими очами, кто-то - в кино, что в других странах, где автомобилей неизмеримо больше, в пробках "на общих основаниях" стоят и "роллс-ройсы", и "шестисотые" "мерседесы". Время от времени в газетах попадаются скандальные анонсы об оштрафованных на дорогах министрах и другой власть имущей челяди. На дороге, как и в бане, все равны. И никакие "козырные" номера, никакие мигалки либо сирены не сделают шейные позвонки более крепкими, а селезенки - наименее отрывающимися.
Если б те два офицера дали жизни, уводя из-под удара автобус с детками либо грузовик со взрывчаткой (хотя такие навряд ли неслись бы с превышением скорости по гололеду) либо взаправду остановив террориста, жертва эта была бы велика, но оправданна. А умереть только из-за того, что некий бюрократ очень торопился домой и оттого ехал стремительно, прикрываясь эскортом сирен и мигалок... Видать, дешево ценит ГАИ жизни собственных офицеров! По другому хозяева дорог издавна произнесли бы "обладателям жизни", что "на совещание" нельзя ехать как на пожар - Правила дорожного движения (единые для всех) это воспрещают.
***
Когда материал был уже подготовлен к печати, мы получили сообщение, что следствие по данному делу закончено, состоялся трибунал. Но итог разбирательства, размещенный в одной из местных газет, не дает ответа на главный вопрос. Судите сами. С одной стороны, шофер КамАЗа не стал "опровергать собственной вины" и, выражаясь языком юристов, стопроцентно раскаялся. Предъявленное ему обвинение по ст. 264 ч. 3 УК РФ - нарушение ПДД по неосторожности, повлекшее погибель нескольких человек, - чревато 4-10 годами лишения свободы. Беря во внимание раскаяние, свойства с места работы (положительные) и семейное положение (двое молодых малышей), трибунал показал гуманность и ограничил наказание пятью годами в колонии-поселении. Но все-же - виновен. С другой стороны, президент Татарстана издал распоряжение о "снятии автосопровождения" с машин премьер-министра и спикера местного парламента - пусть косвенное, но признание вины другой стороны. Означает - невиновен? Прошлый премьер (не так давно он пересел в кресло спикера) ограничился просьбой не судить водителя КамАЗа очень строго...
Так за что все-таки дали жизни подполковник Хабибуллин и лейтенант Ремеженко?
