КТО С МИГАЛКОЙ , ТОТ И ПРАВ?
КТО С "МИГАЛКОЙ", ТОТ И ПРАВ?
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Не по Правилам
КТО С "МИГАЛКОЙ", ТОТ И ПРАВ?
Александр ЖИХАРЕВ
К перекрестку Сергей П. подъехал успешно - только зажегся зеленоватый. Обзору справа мешал трогающийся грузовик, но он не придал этому значения и поехал, не снижая скорости, на разрешенных
60-ти. В последний миг перед катастрофой увидел огоньки спецсигналов быстро приближавшейся "Волги" и услышал звук сирены, но было уже поздно. Ужасный боковой удар! ДТП (рис. 1).
Когда подъехала машина ГИБДД, шофер и пассажир "Волги" предъявили удостоверения офицеров ФСБ. Сходу на месте Сергею проявили пункт 3.2 ПДД, который он нарушил: "При приближении транПодвесканых средств с включенными проблесковым маячком голубого цвета и особым звуковым сигналом водители должны уступить дорогу для беспрепятственного проезда..." Но виноватым П. себя не признал, хотя осознавал, что вступает в конфликт с людьми, наделенными властью.
Дело дошло до суда, в итоге разбирательства П. был признан невиновным, а водителя "Волги" обязали компенсировать ему вещественный и моральный вред. Собственный вердикт трибунал вынес на основании тех же Правил, точнее, комментариев к ним: "Водители оперативных и особых транПодвесканых средств могут пользоваться ценностью, только убедившись, что подаваемые ими сигналы восприняты другими участниками движения и им уступают дорогу".
Не хотелось бы, чтоб, прочитав эти строчки, водители стали наплевательски относиться к машинам со спецсигналами. Ведь это и "скорая", и пожарная машины, которые, может быть, завтра будут торопиться к кому-нибудь из нас на помощь. Все это так, но нужно держать в голове, при каких критериях таковой автомобиль получает ценность - когда включен голубий проблесковый маячок и спецсигнал! Машина с включенной "мигалкой", но молчащей сиреной не обладает преимуществом на дороге. Время от времени на авто ГИБДД и ВАИ устанавливают, в дополнение к голубым, проблесковые маячки красноватого цвета. Они не дают права на дополнительные достоинства в движении и служат только для "увеличения информативности".
Машин со спецсигналами больше всего, естественно, в столице. В утренние и вечерние часы на Кутузовском проспекте да на Рублевском шоссе в Москве от их иногда рябит в очах: "слуги народа" торопятся, соответственно, на работу и домой. Во избежание конфликтов следуйте строго Правилам.
Еще одна неувязка, связанная с выполнением требований ПДД. Водители часто чувствуют противный прилив адреналина в крови, тормозя перед "отваливающим" от остановки автобусом либо объезжая его (рис. 2). Водители публичного транПодвескаа часто ведут себя самоуверенно, пользуясь п. 18.3 ПДД: "В населенных пт водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенной остановки...". Все верно. Вот только иногда они запамятывают, что сказано далее в цитируемом пт Правил: "Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как удостоверятся, что им уступают дорогу". А это означает, что необходимо делать маневр таким макаром, чтоб приближающаяся машина успела заранее перестроиться на другую полосу либо пользоваться служебным торможением, другими словами плавным притормаживанием автомобиля.
И еще: ценность публичного транПодвескаа не распространяется на маршрутные такси, но их водители этим часто принебрегают - ездят резко и грубо. В случае аварии, естественно, повинны будут они. Но станет ли от этого легче обладателю разбитой машины? Потому лучше никому не обосновывать упорно свою правоту, а просто уступить.