Дело о компании-невидимке
Дело о компании-невидимке
Николай Р. приехал из Ростовской области в Москву, чтоб приобрести машину. На рынке просмотрел несколько вариантов и избрал четырехлетнюю «десятку», оформил справку-счет, страховку и отправился домой. Ранешным августовским днем машин на трассе Москва–Ростов на дону было не достаточно, и Николай услаждался резвой и комфортабельной ездой. Но продолжалось это совершенно недолго. Последнее, что Р. запомнил – впереди идущие машины стали сбавлять скорость. Николай тоже начал тормозить, и вдруг – резкий удар. Придя в себя, Николай сообразил, что он как и раньше посиживает за рулем собственного нового автомобиля, только тот почему-либо оказался на обочине… И у него была практически новая «десятка», а это – просто какая-то разруха на колесах! Отлично, что руки-ноги целы и вообщем видимых повреждений на теле нет; правда, голова очень болит… Николай пробился наружу, осмотрелся и увидел, что стало предпосылкой аварии. Шофер большого грузовика «Рено», груженного щебнем, видимо, просто заснул за рулем и даже не пробовал тормозить! Не считая «десятки» Р., от столкновения пострадали еще два автомобиля.
Сотрудники ГИБДД приехали стремительно, оформили происшествие и назначили дату разбора. А наш герой вызвал эвакуатор и возвратился в столицу – решить задачку со страховкой, ну и в себя придти после аварии.
Через два денька в ГИБДД вынесли решение, где признали виноватым водителя грузовика «Рено». Николай получил нужные документы и отправился в страховую компанию виновника за компенсацией.
Отлично, НО Не достаточно
В «Русской страховой компании» Р. получил направление на осмотр автомобиля, и уже на последующий денек специалисты вынесли «приговор»: ремонт обойдется в 103 тыс. рублей. Но в связи с тем, что пострадавших в аварии было трое и страховую сумму пришлось разделять на всех, «Русская страховая компания» перечислила Николаю только 86 тыс. рублей. Ему подфартило – страховку выплатили стремительно. Чинить машину в столице у Николая не было способности (очень недешево, ну и времени ожидать нет), потому он решил возвратиться домой. Правда, пришлось находить эвакуатор. Доставка разбитого авто в Ростовскую область обошлась в 53 тыс. руб. В копеечку встал и ремонт. Словом, восстановление «десятки» обошлось дороже страховой выплаты. Николай собрал нужные документы и обратился в компанию – собственнику грузовика с требованием добровольно компенсировать возникшую разницу. Но управляющий компании «Серпри-Авто» отказал, сославшись на то, что Р. уже получил страховку по ОСАГО. Тогда представители Р. подготовили исковое заявление и направили его по почте в трибунал.
ПО КРУГУ
Здесь есть один скользкий момент. Послав исковое заявление по почте, заявитель теряет возможность оперативно отреагировать на вопросы, которые могут появиться у судьи. Скажем, по недочетам самого заявления либо необходимости предоставить оригиналы тех либо других документов, согласовать дату судебного слушания и т.д. Через пару месяцев Николай получил ответ, что «суд был избран неправильно» и придется подавать в другой, по месту нахождения компании «Серпри-Авто». В общем, дело плутало по судам без малого год. После очередной пересылки истцов запамятовали известить о дате заседания, и из-за их неявки в трибунал дело списали в архив!
В этот момент Николай и попросил нас о помощи. Дело нам удалось «реанимировать», так как в нем отсутствовали документы, подтверждающие, что истец был извещен о дате слушания. В назначенный денек нового слушания ответчик в трибунал не явился. Еще бы, адресок компании, обозначенный в документах ГИБДД, издавна сменился. Только налоговая инспекция по запросу судьи сказала новейшую прописку «Серпри-Авто» – и дело вновь перешло в другой трибунал. Услышав адресок, арбитр с легким сердечком объявил, что эта территория ему неподсудна и … направил дело в Кузьминский трибунал. Еженедельные звонки в канцелярию нового суда позволили впору отследить поступление дела, а позже выслал повестку по новенькому адресу. И вот вышло волшебство – на судебное заседание пришел представитель «Серпри-Авто»! Но удовлетворенность оказалась недолгой – с первого раза разглядеть дело нам так и не удалось. Через две недели я пришел в трибунал с надеждой, что наша эпопея, в конце концов, завершится – не тут-то было! «Серпри-Авто» предоставила документы, из которых следовало, что компания занимается грузовыми перевозками, а зарегистрирована она по таинственному адресу «улица Гарибальди, 21», откуда повестки уже не раз ворачивались. Прямо какая-то плохая квартира, как в романе Булгакова! Видимо, арбитр из Кузьминок тоже не очень желала разбираться с этой проституткой компанией и вынесла определение о передаче дела назад в Черемушкинский трибунал. Круг замкнулся – ведь в этом суде его уже пробовали разглядеть!
Р. представил, что последующий раз мы увидимся дай Бог через полгода, и уехал домой.
В собственном прогнозе он ошибся ненамного: еще одна повестка пришла всего через четыре месяца. Как я и предчувствовал, в трибунал приехали только мы – ответчиков вновь не было. Арбитр Мищенко пристально просмотрела все документы и обрадовала: дело она разглядит сама. Осталось самое маленькое: попробовать все-же вручить судебные повестки, чтоб лишить ответчиков оснований для отмены решения. Вооружившись судебными телеграммами и повестками, мы направились на улицу Гарибальди. Оказалось, по известному адресу в подвальном помещении ведут торговлю канцелярскими принадлежностями оптом. Неуж-то та фирма-невидимка?
– Хороший денек, ищем ООО «Серпри-Авто, – обратились мы к девице, сидящей на входе.
– Это тут, – мило улыбаясь, ответила она. – А что вы желали?
– Вручить судебную повестку.
– Минутку, – сходу посерьезнев, она принялась кому-то звонить, а повесив трубку, сказала нам, что таковой компании тут больше нет. Нет, она точно не знает – кажется, кое-где на Варшавском шоссе за МКАД.
Пришлось пойти на хитрость: набрав номер фирмы-невидимки, я представился снабженцем, которому нужно заказать машины для перевозки песка и щебня. Мне с готовностью пояснили, что на Гарибальди на данный момент никого нет, необходимо подъехать на Варшавское шоссе. И указали четкий адресок! Ну что все-таки, если никаким другим методом не вывести ответчиков из тени, не грех малость слукавить.
Естественно, мы туда не поехали, так как стало понятно – и там судебные повестки под хоть каким предлогом не воспримут. Направили по этому адресу телеграмму.
Через две недели в судебном заседании я поведал о наших требованиях и растолковал, на чем они основываются. Вопросов и возражений на это никаких не последовало. Арбитр посчитал, что ответчик преднамеренно игнорирует заседания, и решил разглядеть дело в его отсутствие. И в конечном итоге арбитр постановил – взыскать с «фирмы-невидимки» 100 тыс. рублей – заместо вначале требуемых в досудебном порядке 70 тыщ. Трибунал «зачел» сюда понесенные судебные расходы и компенсацию морального вреда.
ПОДВОДЯ ЧЕРТУ
Стоило ли все это затраченных усилий? Николай Р. считает, что стоило. И не только лишь поэтому, что он получил свои легитимные Энциклопедия грузовых автомобилей – главное, справедливость восторжествовала. Я с ним стопроцентно согласен. Невзирая на все пробы избежать ответственности, ответчик понес наказание, его обязали компенсировать причиненный вред. Только к чему было гонять дело из суда в трибунал. Видимо, и в ООО «Серпри-Авто» знают, как относятся к собственной работе некие судьи, и решили этим пользоваться. Да, Энциклопедия грузовых автомобилей в конце концов пришлось дать пострадавшему, но ведь 18 месяцев, что тянулось дело, компания расслабленно использовала эти средства в обороте и заработала, наверняка, куда больше. Спасибо за этот «подарок» нашим судам – самым справедливым в мире…
А я всем советую перед подачей исковых требований собрать очень точную вероятную информацию об ответчике, чтоб избежать схожих ситуаций. Не получится сделать это без помощи других – ничего ужасного: по вашему заявлению это должен сделать трибунал. И помните, что безнадежных ситуаций не бывает!
При должном отношении к делу арбитров, истцов и ответчиков дела рассматривались бы в недлинные сроки.
Невзирая на все пробы избежать ответствен-ности, ответчик понес наказание и должен компенсировать причиненный вред.