Дело о «патриотическом» ремонте
Дело о «патриотическом» ремонте
Сергей М. всегда грезил приобрести реальный внедорожник. Только вот на новейшую импортную машину средств не хватало, а брать старую он боялся: вдруг сломается что, а ремонт зарубежного внедорожника - занятие драгоценное. После некого размышления М. решил приобрести обширно разрекламированный российский внедорожник UAZ-Patriot. «Патриот» приглянулся всем - и супруге, и отпрыску: еще бы -салон просторный, современный, клиренс высочайший… В общем, решили брать и даже сходу наметили - будущим летом на новейшей машине поехать по Черноморскому побережью.
Если честно, самые различные маленькие трудности из «Патриота» полезли сходу, но М. по этому поводу в особенности не напрягался - с устранением изъянов справлялся сам. Желание находить помощи и совета в сервисе стремительно прошло: выстоял очередь, а для тебя молвят -нет у нас запчастей, нужно заказывать, ожидать… В общем, больше Сергей туда не ездил, даже техобслуживание, положенное по регламенту, проводил сам -благо опыт ремонта автомобилей имел.
Но вот пришло давно ожидаемое лето. Отпрыск удачно сдал экзамены, супруга договорилась об отпуске, и семья начала готовиться к поездке…
ГАРАНТИЮ Необходимо ЗАСЛУЖИТЬ!
В один прекрасный момент вечерком М. увидел, что температура охлаждающей воды мотора вдруг начала расти. Тормознул, вышел из машины и увидел, как снизу стремительно разливается лужа - «То-сол» хлестал ручьем из нижнего патрубка радиатора. Позвонил другу, тот на буксире дотащил «Патриот» до гаража. Назавтра М. решил все-же поехать в автосервис - сделать диагностику и исключить суровые проблемы. Приехал (опять на буксире) в компанию «Транссервис» (ее рекомендовал завод-изготовитель, о чем говорила запись в сервисной книге), попросил оглядеть «Патриот» и решить вопрос о ремонте по гарантии. Машине-то отроду всего полгода! Приняли М. полностью благожелательно, только сходу предупредили, что, к огорчению, в связи с загруженностью приступят к работе через неделю. И то в наилучшем случае! Потому что до отъезда в путешествие еще было время, Сергей оставил автомобиль в сервисе. Через неделю оттуда сказали, что отыскали неисправность и готовы приступить к ремонту, только нужно еще подвезти сервисную книгу. М. так и поступил - машину пообещали отремонтировать к вечеру. Но приехав к назначенному часу, нашел, что к ремонту так и не приступили! «Не беспокойтесь, завтра создадим, - успокоил Сергея начальник смены. - Но это вам обойдется практически в 30 тыщ рублей!»
- Как же гарантия? - поинтересовался М.
- Да нет у вас никакой гарантии! Вы плановое ТО тут не проходили? - спросил мастер.
- Нет, я сам все делал, - ответил Сергей.
- Ну вот, означает, по правилам завода вы лишены гарантии! Так будем платить за ремонт?
М., естественно, платить отказался. Дома пристально прочитал текст в сервисной книге и нигде не отыскал пт, по которому человек, отказавшийся проходить ТО в уполномоченном сервисе, лишается гарантии. Заключив, что его просто пробуют «отфутболить», написал заявление на имя директора компании «Транссервис» с просьбой провести ремонт по гарантии. Такое же письмо выслал и на завод.
Хорошая ВОЛЯ
М. все еще возлагал надежды, что недоразумение разрешится стремительно и поездка на Черноморское побережье состоится точно в срок. Вправду, через две недели позвонили из автосервиса и попросили доставить «Патриот» на осмотр. Не считая того, пришла телеграмма с завода, где тоже предлагали отправиться в «Транссервис» «для решения вопроса». На сервисе все повторилось: благожелательный прием, диагностика… А через полчаса М. вручили список изъянов… и решение об отказе в их устранении по гарантии. Основание приводилось то же самое:
- Нарушение правил эксплуатации…
М. показал мастеру телеграмму с завода, но тот хладнокровно сказал, что у их есть такая же. «Вы видите, в телеграмме обозначено, что «Транссервис» должен «произвести ремонт мотора по гарантии, но при условии соблюдения требований по эксплуатации, - как малому ребенку, растолковал начальник смены. - А раз вы ТО не проходили, то гарантии лишаетесь!»
Спорить было никчемно. М. посоветовался с родными и отремонтировал машину в сервисе у знакомых, потратив 20 с излишним тыщ - пришлось здорово урезать отпускной бюджет. Но поездка на море все таки свершилась, хотя и в усеченном виде, ну и настроение было подпорчено. А когда возвратились из поездки, дома ожидала телеграмма с УАЗа: оказывается, на автозаводе все-же приняли решение провести гарантийный ремонт автомобиля - его нужно представить… в тот же «Транссервис»! М. поторопился по знакомому адресу, но в сервисе упрямо стояли на собственном: гарантии вы лишены, чинить ничего не будем! Сергей попросил в таком случае компенсировать издержки на ремонт - с этим его выслали… снова на завод! Совсем запутавшись, М. обратился в редакцию.
НЕ СТОИТ ОПУСКАТЬ РУКИ
Я исследовал все документы и пришел к жесткому убеждению, что отказ автосервиса убрать недочет по гарантии в этой ситуации нелегален. По закону «О защите прав потребителей» изготовитель устанавливает на продукт гарантийный срок. Это период, в течение которого все недочеты, возникшие по вине изготовителя (к примеру, плохая деталь), устраняются самим изготовителем либо уполномоченной им организацией за его счет. Исключения составляют случаи, когда установлено, что недочет появился в итоге нарушения правил использования, хранения либо транПодвескаировки. Отказ в гарантийном обслуживании должен быть основан на убедительных подтверждениях, в неприятном случае это нарушение закона!
Ссылка представителей «Транссервиса» на то, что М. не проходил ТО в авторизованных сервисах, несостоятельна! Во-1-х, нужно еще обосновать, что неисправность в автомобиле стала конкретно результатом того, что автомобиль обслуживали не на определенных сервисных станциях. Во-2-х, в сервисной книге на автомобиль «Патриот» верно прописано, что «гарантийные обязательства завода утрачивают свою силу при нарушении правил использования, установленных заводом в руководстве по эксплуатации». Но сервис автомобиля и проведение ТО в организациях, не обозначенных в сервисной книге, не может служить основанием для отказа в гарантийном обслуживании. Так что недочеты должны были убрать немедленно после первого воззвания М. в автосервис.
Сейчас Сергей М. вправе предъявить требование о компенсации издержек на ремонт, проведенный за свой счет. Я составил претензию и направил ее в компанию «Транссервис». Как досадно бы это не звучало - ответа мы не дождались. Ничего не оставалось, как составить исковое заявление, где содержались уже другие требования. Кроме компенсации издержек на ремонт, мы востребовали выплатить неустойку за то, что автосервис не избавил недочет немедленно - а это ни мало ни много 1% от цены автомобиля в денек!
Дело рассматривалось в Бабушкинском районном суде Москвы. Юристы «Транссервиса» заняли глухую оборону: мы машину не производили и не продавали, не обслуживали, мы всего только автосервис, потому к нам никаких претензий и быть не может! Моя позиция была другой: «Транссервис» - это организация, уполномоченная заводом-изготовителем проводить гарантийное сервис автомобилей, а поэтому конкретно ей надлежит отвечать за невыполнение обязанностей. Трибунал с моими резонами согласился (фактически, спорить-то было не о чем - это прописано во всех документах и законах).
Тогда представители «Транссервиса» вообщем закончили посещать судебные заседания - видимо, рассчитывая таким макаром избежать ответственности. Но трибунал вынес заочное решение - взыскал в пользу М. Энциклопедия грузовых автомобилей, потраченные им на ремонт, неустойку, оплату услуг юриста и судебные издержки! Понятно, что за время тяжбы сумма выросла, достигнув… 363 тыс. рублей! Меж иным, если б в самый 1-ый приезд М. «Транссервис» просто провел гарантийный ремонт, в итоге он бы техцентру ничего не стоил: ведь все издержки по гарантии компенсирует производитель. Зато сейчас…
Обучит чему-либо эта история хозяев и управляющих автосервисов? Очень надеюсь. Но читателям желаю порекомендовать: не страшитесь отстаивать свои права, и если правда на вашей стороне, идите до конца! Только напористостью мы заставим автопроизводителей, продавцов и работников сервиса относиться к нам, автомобилистам, как к Потребителям (конкретно так, с большой буковкы).
Отказ в гарантийном обслуживании должен быть доказан убедительными подтверждениями - в неприятном случае это нарушение закона.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ -ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?
Хотелось бы отметить один аспект. Следует различать гарантию изготовителя и гарантию дилера. Обычно, 2-ая является дополнительной и действует после окончания заводской. Торговец очень аккуратненько подходит к этому вопросу и детально обрисовывает обязанности покупателя, касающиеся эксплуатации и обслуживания. В данном случае требования гарантии автомобильного салона нужно делать, по другому убрать тот либо другой недочет за счет торговца навряд ли получится. Связано это с тем, что предоставляя свою гарантию, магазин воспринимает на себя расходы по ремонту автомобиля и не сумеет востребовать возмещения издержек с завода. Вот поэтому «магазинная» гарантия, обычно, обязует проходить техническое сервис и устанавливать дополнительное оборудование исключительно в рекомендованных сервисных центрах. Чтоб не появилось заморочек с гарантийным ремонтом, обладателю стоит пристально ознакомиться с критериями предоставления гарантии, которые должны быть зафиксированы в договоре. В любом случае, перед тем как избрать гарантию от магазина, взвесьте все «за» и «против», по другому бесплатное устранение неисправности с лихвой перекроет очень круглая сумма, которую вы уплатите за постоянное (время от времени -чаще, чем предписано заводом!) сервис в фирменном сервисе.