Кого кормит «бесплатная» эвакуация?
МВД не так давно выступило с инициативой возвратиться к платной эвакуации задержанных автомобилей. Мол, из местных бюджетов тратятся большие средства на содержание служб эвакуации, что в сегодняшние времена непозволительная роскошь.
Понятно, что водителям такая перспектива не нравится. Вправду ли эвакуация убыточна, на примере столицы попробовал разобраться Сергей Смирнов. Фото создателя и Константина Якубова.
 Мастерские работают круглые сутки. Практически половина эвакуаторов просит сурового ремонта. Такие уж закупили по городскому заказу… Мастерские работают круглые сутки. Практически половина эвакуаторов просит сурового ремонта. Такие уж закупили по городскому заказу
Действующая на данный момент система эвакуации в Москве – уже 3-я по счету. 1-ые две, по воззрению столичных чиновников, провалились как раз из-за коммерческой составляющей. Дескать, уполномоченные предприятия заместо того, чтоб наводить порядок на дорогах, погнались за длинноватым рублем. Шквал жалоб автолюбителей принудил правительство столицы принимать срочные меры. И вот в 2005 году появилось на свет государственное учреждение «Городская служба перемещения транПодвесканых средств» (ГУ «ГСПТС»).
Головной кабинет компании разделяет здание с отдельным батальоном ДПС (его инспекторы оформляют задержание автомобилей) в Проектируемом проезде 5113. Кстати, разрешение на выдачу машины можно получить только тут и на улице Дурова.
ВИД ИЗНУТРИ
Нижний этаж строения занимает… ремонтная зона,оборудованная, кстати, по последнему слову техники. Работа идет круглые сутки, ведь эвакуаторы на базе дохловатого «Бычка» требуют неизменного ухода. Забота не помогает: из 100 машин в рабочем состоянии – только половина. Другие стоят во дворе – нуждаются в суровом ремонте либо совсем разукомплектованы.
Во время рейдов службы эвакуации личных «извозчиков» не тревожат – похоже, с ними заблаговременно условились...Во время рейдов службы эвакуации личных «извозчиков» не тревожат – похоже, с ними заблаговременно условились...
Этажом выше размещается диспетчерский пункт службы эвакуации. Десяток служащих обеспечивают круглосуточную телефонную связь с водителями эвакуаторов и теми злосчастными, чьи авто утащили на спецстоянки. На большом мониторе в режиме реального времени отражается движение всех спецмашин – в каждой стоит особый датчик. По ходу операции цвет лампочки на карте изменяется: вот машину нарушителя грузят, везут, разгружают… По словам управляющего предприятия Сергея Лукьянова, смотреть за этим нужно, чтоб исключить саму возможность нелегальных действий водителя эвакуатора. С этим в ГСПТС борются агрессивно. Если схожая информация поступает к управлению и подтверждается, такового водителя сходу увольняют. А место терять сегодня никому не охота. Тем паче когда средняя заработная плата добивается 50 тыс. рублей. Всего же в штате службы трудится около 900 человек.
На данный момент в городке работают 12 специализированных стоянок для задержанных авто. Стоянок хватает (по нашей инфы, у ГСПТС есть даже запасные – больше 10-ка!), а вот эвакуаторов, по словам директора службы, необходимо бы иметь больше. Но рассчитывать на пополнение парка не приходится: бюджет на этот год и на 2010-й, по словам управляющего, урезали.
Взор С боковой стороны
Здесь мы и подошли к самому главному вопросу. Новое здание, современное электрическое оборудование, приличный штат, уйма техники (часть которой даже не употребляется)… Сколько же город растрачивает на содержание таковой службы? Но этот вопрос, как досадно бы это не звучало, остался без ответа. На официальные запросы редакции ни ГСПТС, ни департамент жилищно-коммунального хозяйства, ни департамент денег не ответили. Точнее, просто отфутболили по классической бюрократической схеме: ГСПТС переадресовала в ЖКХ, те – к финансистам, оттуда вопрос передали в пресс-службу, а там, обыкновенно, замкнули цепочку в кольцо: порекомендовали обратиться в ГСПТС. В конечном итоге инфы нам не дали, ссылаясь на какие-то аннотации. Но, по сообщениям СМИ, на первом шаге существования эвакуация влетала бюджету Москвы в 700 млн. рублей раз в год. При этом водители возвращали в казну только 8 млн. – большая часть нарушителей успевали высвободить авто в 1-ые день, когда за стоянку платить не нужно. Дальше, по неофициальной инфы, финансирование возросло, в этом году из бюджета городка выделили около 1,3 миллиардов. рублей на содержание службы!
Диспетчерская оборудована самым современным (и дорогим!) оборудованием. Как отлично оно употребляется – никто не считал.Диспетчерская оборудована самым современным (и дорогим!) оборудованием. Как отлично оно употребляется – никто не считал.
Попробуем оценить эффективность ее работы. Раз в день один эвакуатор перевозит до 10 автомобилей, и за год, по инфы ГСПТС, на штрафстоянки перемещают около 180 тыс. машин. В конечном итоге выходит, что перевозка 1-го некорректно припаркованного автомобиля обходится казне городка… в 7,2 тыс. рублей! Даже если взять официальную цифру, другими словами 700 млн., то одна эвакуация стоит городскому бюджету 3,9 тыс. рублей. Меж тем, в Вебе и СМИ много объявлений с предложением услуг личного эвакуатора в Москве («Срочно! В хоть какой конец городка!») за 1,3–1,5 тыс. рублей. Но частники свои Энциклопедия грузовых автомобилей зарабатывают, а вот государственную службу, похоже, тревожит только выполнение плана и финансирование, а не ликвидация заторов на улицах.
Дорогостоящие авто грузят без охоты и осторожно, ведь трудности с такими позже суровые.Дорогостоящие авто грузят без охоты и осторожно, ведь трудности с такими позже суровые.
Так появилось два вопроса. 1-ый: нужна ли современному городку служба эвакуации некорректно припаркованных машин? Опыт забугорных крупных городов точно гласит: да, нужна. Вопрос 2-ой: какой должна быть эта служба? И здесь московские власти дают конкретный ответ: современной, но при всем этом очень дорогой и не очень действенной (таково, как досадно бы это не звучало, большая часть столичных проектов). На Энциклопедия грузовых автомобилей, которые щедро тратятся из бюджета Москвы на содержание службы, можно было бы сделать 10-ки настолько нужных парковок (из-за их отсутствия автолюбители, фактически, и обязаны парковаться где придется). А на оставшиеся следовало бы нанять юных женщин, одеть их в прекрасную форму – и пусть, как за границей, выдают штрафные квитанции нарушителям правил.
Может, тогда количество пробок в городке уменьшится?
Взор СНИЗУ
Вот несколько обычных историй из Веба.
Подруга оставила собственный «Сузуки» около клуба на Таганке. Вышла в час ночи – а машины нет. Пробовала дозвонится по всем известным телефонам службы эвакуации, всюду было занято наглухо. Подъехал таксист (как специально ожидал!), предложил помощь. Сходу повез в ГАИ на улице Дурова. Она оказалась пятнадцатой в очереди, в какой и провела три часа, пока не получила священного разрешения. Таксист, хороший мужчина, как и уславливались, приехал по первому звонку и отвез на штрафстоянку в Текстильщики. Оттуда подруга возвратилась домой в 5 утра, но на собственном «Сузуки». Обошлась ей некорректная парковка в 1300 рубликов (тыща – таксисту, три сотки – штраф). Видимо, все участники бизнес-цепочки свою роль выучили отлично…

Лицезрев некорректно припаркованную машину, сотрудники ДПС вызвали эвакуатор. В момент, когда он подъехал, появился обладатель автомобиля. Если управляться законом, шофер был должен без помощи других отогнать машину и заплатить штраф – эвакуация в присутствии обладателя запрещена. Но попробуйте-ка приостановить служащих ГИБДД, когда процесс пошел… На видеозаписи, которую сделал случайный очевидец (ее позже крутили по питерскому ТВ), автомобилист просит бросить машину на месте, забирается на эвакуатор. Так как увозить транПодвесканое средство с человеком на борту – это тоже нарушение закона, Различное в форме решили перейти к активным действиям. Поначалу они повалили на землю водителя – старого мужчину, а позже и его супругу, заломили им руки, обыскали кармашки – чем же не контртеррористическая операция?..

Посланные на борьбу с пробками, эвакуаторы сами нередко делают заторы.Посланные на борьбу с пробками, эвакуаторы сами нередко делают заторы.
Эвакуировали машину с формулировкой «мешала проезду других ТС». Сфотографировал это место со всех боков. На снимках видно, что тут никто не ездит!!! И машины припаркованные никому не мешают. В ГАИ даже глядеть на фото не стали – предложили пойти в трибунал. Только заблаговременно ясно, каким будет решение суда: «Нет оснований не доверять свидетельствам сотрудника ГИБДД».
Сотрудница наша оставила машину под знаком «Остановка запрещена», выходит из магазина, глядит – а там уже оформляют. Ей даже не дали подойти к машине, чтоб убрать нарушение на месте (возможность этого предусмотрена Правилами дорожного движения). Она готова была оплатить штраф – но кто ее услышал? Я попробовал разъяснить сотруднику ГАИ, что он не прав, что такие деяния нелегальны. Даже звонил в прокуратуру, но – никакого результата.
Машину отвезли на штрафстоянку. Когда приехал забирать, увидел, что повреждены бампер и крылья. Работники стоянки не опровергали, что машина помята при разгрузке эвакуатора, но ни о каком возмещении вреда по страховке речи не шло: обращайтесь, дескать, в трибунал. А ведь молвят, как будто все эвакуируемые машины страхуются...