Право на автомобиль
Право на автомобиль
В реальной жизни далековато не все так просто, не говоря уже о том, что конфигурации в законодательной базе происходят сейчас очень нередко и внезапно, так что угнаться за ними бывает нелегко. Исходя из этого, мы решили временами готовить публикации, где будем разъяснять, что и как следует делать, чтоб избежать противных разъяснений с инспектором ГАИ и наказаний.
Вот таковой как бы совершенно обычный вопрос: какие нужно иметь при для себя документы, чтоб управлять автомобилем? Сколько об этом написано и сказано. А меж тем водители и (к огорчению!) даже инспекторы ГИБДД часто очень плохо представляют, какие конкретно документы вправе востребовать сотрудник милиции.
ВСЕ СВОЕ ВОЖУ С СОБОЙ
Список документов, которые шофер должен иметь при для себя, определен пт 2.1.1 Правил дорожного движения. К ним относятся: водительское удостоверение соответственной категории (или, при его изъятии, – временное разрешение); регистрационные документы на транПодвесканое средство и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, использования либо распоряжения данным транПодвесканым средством; страховой полис неотклонимого страхования штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств, также, в установленных случаях, путной лист, лицензионная карточка и документы на груз.
Все это шофер не просто должен иметь при для себя, да и передавать для проверки сотрудникам милиции. Последнее значит – «передать в руки». Сам же инспектор должен по просьбе водителя предъявить свое служебное удостоверение, не выпуская при всем этом его из рук. Но препятствовать водителю кропотливо изучить удостоверение либо переписать данные инспектор не имеет права.
Начнем с водительского удостоверения – документа, подтверждающего, что шофер прошел особое обучение и может быть допущен к небезопасному виду деятельности (хоть какое транПодвесканое средство по определению – источник завышенной угрозы). Водительское удостоверение непременно должно быть с «открытой» категорией, соответственной категории данного транПодвесканого средства.
Следует различать такие понятия, как «тип транПодвесканого средства» и «категория транПодвесканого средства». Тип ТС устанавливает предприятие-изготовитель, определяя при всем этом, к какому виду транПодвесканых средств относится это изделие – грузовик, автобус, легковой автомобиль и т. п. Исходя из типа транПодвесканого средства рассчитывается, к примеру, транПодвесканый налог. Категория же транПодвесканого средства не непременно совпадает с типом. Скажем, имея открытую «легковую» категорию «В», можно расслабленно сесть за руль грузовика «Газель».
Временное разрешение. Единственное требование, которое предъявляется к нему, – оно должно быть действующим. Временное разрешение выдают исключительно в 2-ух случаях – при изъятии водительского удостоверения за нарушения и при подмене взамен утраченного. В первом случае оно действует до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, даже если меж составлением протокола и вступлением в силу постановления пройдет пару лет (это полностью реально, к примеру, при обжаловании постановления в нескольких судебных инстанциях). В моей практике был случай, когда шофер полностью легитимно ездил по «времянке» больше 2-ух лет.
Временное разрешение, выдаваемое при подмене водительского удостоверения взамен утраченного (снаружи оно ничем не отличается от того, что выдается нарушителю), действует всего два месяца. За этот период времени водителя инспектируют по спец базам данных (лишенных права управления, разыскиваемых по каналам уголовного розыска и т.д.). После этих проверок водителю выдают водительское удостоверение.
К регистрационным документам на автомобиль относятся свидетельство о регистрации транПодвесканого средства (закатанный в пластик документ светло-розового цвета) либо технический паПодвеска (эту сероватую книжечку выдавали при регистрации автомобилей до начала 90-х годов). ПаПодвеска же транПодвесканого средства – ПТС (бланк голубого цвета, формата А4) выдается заводом-изготовителем либо таможенными органами и предъявляется в ГИБДД при регистрации автомобиля. ПТС регистрационным документом не является и иметь его при для себя не требуется. Равно как нельзя управлять автомобилем на основании ПТС, к примеру, в случае утери свидетельства о регистрации.
Самым всераспространенным документом, подтверждающим право использования, владения либо распоряжения автомобилем, в Рф сейчас является доверенность. Не вдаваясь в Ремонт и эксплуатация, скажу, что вообще-то «доверенность на право управления автомобилем» – с юридической точки зрении нонсенс. Но так сложилось в стране, что конкретно этот документ подтверждает право использования автомобилем в отсутствие собственника.
Никакой нотариальной формы для таковой доверенности не требуется. Полностью довольно листка бумаги, на котором будет изложен текст доверенности за уникальной подписью собственника. К содержанию предъявляется только одно требование – неотклонима дата совершения доверенности; без нее документ недействителен. Наибольший срок деяния доверенности – три года. Если срок не указан, считается, что она действует год с момента выдачи. Никаких требований к указанию в доверенности особых сведений (паПодвесканые данные, место рождения, жительства и т. п.) нет; они необязательны. Полностью довольно указать, кто конкретно выдал доверенность, кому и какие возможности предоставил. И обозначить автомобиль, к примеру, записав регистрационный символ. После чего нужно поставить дату выдачи и подпись. Сам же текст доверенности формально может быть выполнен даже на пачке из-под сигарет!
КОГДА К ВОДИТЕЛЮ ДОВЕРЬЯ НЕТ…
Путные листы есть не что другое, как задание, которое дает юридическое лицо собственному водителю. Оформление путных листов началось еще с русских времен, от недоверия к работнику, который, как тогда считали, так и норовит увильнуть от работы либо что-то украсть. В путном листе фиксировались маршрут, расход и марка ГСМ, рабочее время, пробег и другие эксплуатационные свойства автомобиля. «Путевки» сдавались в бухгалтерию и служили для отчета предприятия перед контролирующими органами.
Сейчас как бы дело самой компании, сколько бензина выделять водителю, но формально ситуация с путевками практически не поменялась. Путной лист остается главным документом, который позволяет более-менее точно держать под контролем расходы предприятия на внедрение находящихся на его балансе транПодвесканых средств. Правда, как надо из Правил, путной лист шофер должен иметь при для себя «в установленных случаях».
Что это значит? А только то, что инспектор вправе добиваться путной лист, если в каком-либо нормативном акте есть на это прямое указание. К таким случаям относятся, к примеру, перевозка пассажиров либо грузов на коммерческой базе либо перевозка небезопасных грузов. А вот управление «казенным» автомобилем кем-либо из служащих кабинета, не водителем по должности, к таким «установленным случаям» не относится. Такому сотруднику полностью довольно доверенности от предприятия на право управления определенным автомобилем. Либо, если сотрудник обязан повсевременно ездить на различных машинах – «на все транПодвесканые средства, принадлежащие такому-то предприятию на праве собственности».
То же самое относится и к перевозке грузов – только при прямом указании в нормативном акте шофер должен будет предъявлять инспектору документы на груз. К таким установленным случаям относится: перевозка грузов на коммерческой базе и перевозка тяжеловесных и небезопасных грузов. К типу транПодвесканого средства наличие либо отсутствие путного листа либо документов на груз дела не имеет. Если вы везете на своем КамАЗе сруб на свою дачу, никаких документов на груз либо путного листа вам не требуется. В отличие от водителя того же КамАЗа, которого вы наняли в магазине и который везет вам этот сруб за Энциклопедия грузовых автомобилей.
С принятием закона «Об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств» посреди документов, которые должны быть у водителей, появился полис ОСАГО. Таким легким образом правительство достигнуло, что фактически 100% хозяев транПодвесканых средств застраховали свою ответственность. Еще бы: при отсутствии полиса инспектор ГИБДД может забрать автомобиль на штрафстоянку! При всем этом следует держать в голове, что обязанность застраховать свою ответственность появляется не сходу, а через 5 дней с момента появления права владения (ст. 4). Просто говоря, если, к примеру, с момента совершения доверенности прошло наименее 5 дней, полиса страхования шофер при для себя иметь еще не должен. Также не нужно вчеркивать в полис водителя, которому собственник передал право управления в собственном присутствии. Правда, шофер в этих случаях должен отдавать для себя отчет, что и возмещать вред в случае чего ему придется без помощи других.
Остается добавить, что приведенный в Правилах список является исчерпающим и никаких других документов, не считая нареченных тут, никто от водителя добиваться не имеет права.
В реальной жизни далековато не все так просто, не говоря уже о том, что конфигурации в законодательной базе происходят сейчас очень нередко и внезапно, так что угнаться за ними бывает нелегко. Исходя из этого, мы решили временами готовить публикации, где будем разъяснять, что и как следует делать, чтоб избежать противных разъяснений с инспектором ГАИ и наказаний.
Вот таковой как бы совершенно обычный вопрос: какие нужно иметь при для себя документы, чтоб управлять автомобилем? Сколько об этом написано и сказано. А меж тем водители и (к огорчению!) даже инспекторы ГИБДД часто очень плохо представляют, какие конкретно документы вправе востребовать сотрудник милиции.
ВСЕ СВОЕ ВОЖУ С СОБОЙ

Все это шофер не просто должен иметь при для себя, да и передавать для проверки сотрудникам милиции. Последнее значит – «передать в руки». Сам же инспектор должен по просьбе водителя предъявить свое служебное удостоверение, не выпуская при всем этом его из рук. Но препятствовать водителю кропотливо изучить удостоверение либо переписать данные инспектор не имеет права.
Начнем с водительского удостоверения – документа, подтверждающего, что шофер прошел особое обучение и может быть допущен к небезопасному виду деятельности (хоть какое транПодвесканое средство по определению – источник завышенной угрозы). Водительское удостоверение непременно должно быть с «открытой» категорией, соответственной категории данного транПодвесканого средства.
Следует различать такие понятия, как «тип транПодвесканого средства» и «категория транПодвесканого средства». Тип ТС устанавливает предприятие-изготовитель, определяя при всем этом, к какому виду транПодвесканых средств относится это изделие – грузовик, автобус, легковой автомобиль и т. п. Исходя из типа транПодвесканого средства рассчитывается, к примеру, транПодвесканый налог. Категория же транПодвесканого средства не непременно совпадает с типом. Скажем, имея открытую «легковую» категорию «В», можно расслабленно сесть за руль грузовика «Газель».
Временное разрешение. Единственное требование, которое предъявляется к нему, – оно должно быть действующим. Временное разрешение выдают исключительно в 2-ух случаях – при изъятии водительского удостоверения за нарушения и при подмене взамен утраченного. В первом случае оно действует до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, даже если меж составлением протокола и вступлением в силу постановления пройдет пару лет (это полностью реально, к примеру, при обжаловании постановления в нескольких судебных инстанциях). В моей практике был случай, когда шофер полностью легитимно ездил по «времянке» больше 2-ух лет.
Временное разрешение, выдаваемое при подмене водительского удостоверения взамен утраченного (снаружи оно ничем не отличается от того, что выдается нарушителю), действует всего два месяца. За этот период времени водителя инспектируют по спец базам данных (лишенных права управления, разыскиваемых по каналам уголовного розыска и т.д.). После этих проверок водителю выдают водительское удостоверение.
К регистрационным документам на автомобиль относятся свидетельство о регистрации транПодвесканого средства (закатанный в пластик документ светло-розового цвета) либо технический паПодвеска (эту сероватую книжечку выдавали при регистрации автомобилей до начала 90-х годов). ПаПодвеска же транПодвесканого средства – ПТС (бланк голубого цвета, формата А4) выдается заводом-изготовителем либо таможенными органами и предъявляется в ГИБДД при регистрации автомобиля. ПТС регистрационным документом не является и иметь его при для себя не требуется. Равно как нельзя управлять автомобилем на основании ПТС, к примеру, в случае утери свидетельства о регистрации.
Самым всераспространенным документом, подтверждающим право использования, владения либо распоряжения автомобилем, в Рф сейчас является доверенность. Не вдаваясь в Ремонт и эксплуатация, скажу, что вообще-то «доверенность на право управления автомобилем» – с юридической точки зрении нонсенс. Но так сложилось в стране, что конкретно этот документ подтверждает право использования автомобилем в отсутствие собственника.
Никакой нотариальной формы для таковой доверенности не требуется. Полностью довольно листка бумаги, на котором будет изложен текст доверенности за уникальной подписью собственника. К содержанию предъявляется только одно требование – неотклонима дата совершения доверенности; без нее документ недействителен. Наибольший срок деяния доверенности – три года. Если срок не указан, считается, что она действует год с момента выдачи. Никаких требований к указанию в доверенности особых сведений (паПодвесканые данные, место рождения, жительства и т. п.) нет; они необязательны. Полностью довольно указать, кто конкретно выдал доверенность, кому и какие возможности предоставил. И обозначить автомобиль, к примеру, записав регистрационный символ. После чего нужно поставить дату выдачи и подпись. Сам же текст доверенности формально может быть выполнен даже на пачке из-под сигарет!
КОГДА К ВОДИТЕЛЮ ДОВЕРЬЯ НЕТ…
Путные листы есть не что другое, как задание, которое дает юридическое лицо собственному водителю. Оформление путных листов началось еще с русских времен, от недоверия к работнику, который, как тогда считали, так и норовит увильнуть от работы либо что-то украсть. В путном листе фиксировались маршрут, расход и марка ГСМ, рабочее время, пробег и другие эксплуатационные свойства автомобиля. «Путевки» сдавались в бухгалтерию и служили для отчета предприятия перед контролирующими органами.
Сейчас как бы дело самой компании, сколько бензина выделять водителю, но формально ситуация с путевками практически не поменялась. Путной лист остается главным документом, который позволяет более-менее точно держать под контролем расходы предприятия на внедрение находящихся на его балансе транПодвесканых средств. Правда, как надо из Правил, путной лист шофер должен иметь при для себя «в установленных случаях».
Что это значит? А только то, что инспектор вправе добиваться путной лист, если в каком-либо нормативном акте есть на это прямое указание. К таким случаям относятся, к примеру, перевозка пассажиров либо грузов на коммерческой базе либо перевозка небезопасных грузов. А вот управление «казенным» автомобилем кем-либо из служащих кабинета, не водителем по должности, к таким «установленным случаям» не относится. Такому сотруднику полностью довольно доверенности от предприятия на право управления определенным автомобилем. Либо, если сотрудник обязан повсевременно ездить на различных машинах – «на все транПодвесканые средства, принадлежащие такому-то предприятию на праве собственности».
То же самое относится и к перевозке грузов – только при прямом указании в нормативном акте шофер должен будет предъявлять инспектору документы на груз. К таким установленным случаям относится: перевозка грузов на коммерческой базе и перевозка тяжеловесных и небезопасных грузов. К типу транПодвесканого средства наличие либо отсутствие путного листа либо документов на груз дела не имеет. Если вы везете на своем КамАЗе сруб на свою дачу, никаких документов на груз либо путного листа вам не требуется. В отличие от водителя того же КамАЗа, которого вы наняли в магазине и который везет вам этот сруб за Энциклопедия грузовых автомобилей.
С принятием закона «Об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств» посреди документов, которые должны быть у водителей, появился полис ОСАГО. Таким легким образом правительство достигнуло, что фактически 100% хозяев транПодвесканых средств застраховали свою ответственность. Еще бы: при отсутствии полиса инспектор ГИБДД может забрать автомобиль на штрафстоянку! При всем этом следует держать в голове, что обязанность застраховать свою ответственность появляется не сходу, а через 5 дней с момента появления права владения (ст. 4). Просто говоря, если, к примеру, с момента совершения доверенности прошло наименее 5 дней, полиса страхования шофер при для себя иметь еще не должен. Также не нужно вчеркивать в полис водителя, которому собственник передал право управления в собственном присутствии. Правда, шофер в этих случаях должен отдавать для себя отчет, что и возмещать вред в случае чего ему придется без помощи других.
Остается добавить, что приведенный в Правилах список является исчерпающим и никаких других документов, не считая нареченных тут, никто от водителя добиваться не имеет права.