Как губернатор обожал скорость!
Как губернатор обожал скорость!
Легкий снежок, подгоняемый ветром, вносит гору цветов и венков. Как будто вырастая из их, ввысь тянется большой древесный крест, на нем три фото. Проезжающий мимо грузовик притормаживает и сигналит дважды. На этом месте полгода вспять погибли губернатор Алтайского края Миша Евдокимов, его шофер и сторож. Тогда весть об аварии потрясло страну. В августе социологи Аналитического центра Юрия Левады провели опрос. Больше половины (52%) опрошенных россиян посчитали ДТП покушением на жизнь, и только 34% окрестили это злосчастным случаем. В особенности чувственно отстаивала первую версию часть обитателей Алтайского края, на очах которых разыгрывалась драма недлинного правления губернатора Евдокимова. С момента аварии страсти малость улеглись – настало время расслабленно разобраться в причинах этой драмы. Конкретно в причинах. Вину же установит трибунал, который проходит в эти месяцы на Алтае.
Окаянное МЕСТО
Барнаул, конец декабря. Предновогоднее настроение ощущается во всем. Таксист везет меня по городку, попутно вываливая кучу местной инфы, но о том, что в Зональном суде слушается дело о смерти губернатора – молчок. Не выдерживаю, интересуюсь: «А что слышно о деле Евдокимова?» Старый таксист приметно грустнеет: «Я так, брат, думаю – уничтожили его. Специально катастрофу подстроили…»
За время командировки я встречался со многими, так либо по другому причастными к этому делу либо просто знавшими Евдокимова. Касались различного, но все сходились в одном: покойный страсть как обожал резвую езду…
Вот что задумывается по этому поводу депутат Гос думы РФ Леонид Хвоинский, прошлый главный дорожник Алтайского края:
– Я как вызнал об этом происшествии, сходу представил для себя всю картину. Отлично знаю этот перекресток, сам не раз был там очевидцем противных ситуаций. Как раз перед ним горка и видимость из-за этого ограниченная – метров 300, не больше. Скорость, как я понимаю, у автомобиля губернатора была очень высочайшей. Он обожал стремительно ездить… Потому шофер мог и не узреть автомобиля, который поворачивал на второстепенную дорогу, мог не сходу среагировать. Позже, когда мне проявили схему аварии, сообразил, что все конкретно так и вышло. Какое-то роковое стечение событий – конкретно в эту минутку в этой точке оказались два автомобиля… А виной всему была, я думаю, высочайшая скорость «Мерседеса». Других там обстоятельств нет. И то, что на данный момент дискуссируют, дескать, повинет «правый руль» либо другие версии – не вижу для этого ровненьким счетом никаких оснований.
С депутатом солидарен начальник ГУП «Алтайавтодор» Сергей Толстенев:
– С покойным губернатором у нас были обычные дела. Он сразу после избрания произнес, что будет развивать сеть дорог, интересовался нашими делами. Как-то сдавали мы один участок после реконструкции. Разъезжались уже под вечер, так я за ним на «Волге» не угнался. До «ста шестидесяти» мы еще держались, хотя шофер у меня неплохой, а потом отстали. А Евдокимов подшучивал позже: «Не смогли догнать»… Про «специально подстроенную аварию» скажу одно – тупость. Участок дороги там широкий, снова же, воскресенье, утро, машин не достаточно. Думаю, просто вот так несуразно вышло. Зуев, шофер губернаторский, мог расслабленно на право принять и объехать «Тойоту». Опыта, видно, не хватило…
Глава Зонального района Алтайского края Владимир Копылов:
– Я в тот денек из Буланихи ворачивался, сенокос был в разгаре. Гляжу – катастрофа, большая импортная машина вышибла бетонный столбик огораживания и свалилась в кювет, вокруг Различное суетятся… Вообщем, участок Буланиха – Шубинка – окаянное место, всегда там машины бьются. Пригляделся – это ж губернаторский «Мерседес»! Вызвали сходу милицию, «скорую», пожарных. Миша Сергеевич лежал рядом с машиной, правая дверь задняя была открыта. Мы его с ребятами накрыли простыней. Жаль его и тех, кто с ним умер. И парня этого – Щербинский, что ли? – тоже жаль.
Лариса Васильева, обозреватель краевой газеты «Свободный курс»:
– Слухов по краю прогуливается – полным-полно. Процесс-то закрытый! По делу проходят 43 очевидца, подшиты аж четыре (!) схемы ДТП, но большой ясности пока все равно нет. Нам в газету уже раз 5 звонили, что как будто лицезрели Миши Сергеевича, похудевшего, но живого…
«СТРЕЛОЧНИК»
Версий много, но в качестве обвиняемого по делу проходит всего один человек – шофер иномарки с правым рулем, оказавшейся на месте аварии, Олег Щербинский – жд рабочий. Уголовное дело возбуждено по статье 264, часть 3 УК РФ – «Нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть 2-ух и поболее человек». Следователи говорят, что Щербинский должен был пропустить машину со спецсигналом и не мешать обгону – у него, дескать, было время, чтоб поменять ситуацию. Если трибунал признает водителя «Тойоты» виноватым, ему угрожает до 7 лет лишения свободы…
Виктор Клепиков, доверенное лицо обвиняемого:
– Кто мы Щербинскому? Да никто. Просто, как узнали, в чем его винят, что даже есть заключение на 116 страничек, сами отыскали Олега и предложили ему посильную помощь. Он тогда уже гараж продал, чтоб адвоката нанять. Кинули мы клич на нескольких веб-сайтах в вебе, люд отозвался, Энциклопедия грузовых автомобилей собирать начали. На их покупаем билеты адвокату из Москвы, оплачиваем ему и проживание в гостинице (за ведение дела он брать отказался). Еще 1-го адвоката предоставил профсоюз железнодорожников. После чего Олег, как мне кажется, опять поверил в себя, в людей.
Андрей Карпов, тот столичный юрист, уверен, что его подопечного просто решили «назначить» виновником аварии.
– Это – обыденное ДТП, согласитесь, но ведь умер губернатор! Означает, должен быть и виновник. Им решили «назначить» Олега Щербинского. Тем паче что он совершенно подходит по «анкетным данным» – в прошедшем был судим (правда, судимость та издавна снята), а водительский стаж – меньше года. Плюс – «неправильная» машина с правым рулем, из-за чего он, типо, мог не узреть приближающийся лимузин губернатора. А он совсем обычный, обыденный мужчина, который в собственный праздничек – Денек железнодорожника – ехал с супругой и детками на озеро. В итоге «Тойоту» у него забрали как вещественное подтверждение, а заодно изъяли и права, что совсем нелегально! И даже временного разрешения не дали… Дескать, для чего – у него все равно машины больше нет!
…Поселок Чемровка – несколько 10-ов домов и двухэтажное здание жд станции. Длительно плутаем с таксистом по проселкам – указателей, естественно, нет. В конце концов натыкаемся на пивной ларек. Спрашиваю у продавщицы, как отыскать дом Щербинского. Естественно, его тут все знают…
– А папы дома нет, он на станцию пошел! – отвечает через дверь детский голосок. Наверняка, дочка Олега. Разворачиваюсь и иду на станцию. «Эй, корреспондент, вон он идет, Олег! – орет мне таксист. – Я его сколько раз по телику лицезрел!» Здороваюсь, объясняю, зачем приехал. На все вопросы получаю односложный ответ: «да», «нет», «не знаю», «не видел». Пробую разговорить мужчины, а он вдруг перебивает: «Знаешь, я сообразил – я повинет в том, что остался живой! Если б тоже остался там лежать – другое дело, всем было бы отлично, а так…» Позже закуривает и продолжает: «Дорога там под уклон. Посмотрел на горку в зеркало – никого, ну и стал поворачивать, здесь треск, удар. Я и не сообразил, кто мимо меня пропархал! Ну не лицезрел я его, не лицезрел!»
КАКОЙ Российский НЕ ЛЮБИТ Резвой ЕЗДЫ?..
…
А если еще машина мощная, и номер на ней сложный, и проблесковый маячок имеется, и ты не рядовой человек, а бюрократ самого высочайшего ранга? Похоже, все это, совместно взятое – причина того, что начинаешь терять чувство действительности и на место его приходит другое – чувство вседозволенности. Что мне все другие на дороге, что мне правила и ГАИ мне не указ! В провинции это приобретает еще больше уродливые формы, чем в столицах. Кто из нас может вспомнить хоть один случай, чтоб за превышение скорости был оштрафован высокопоставленный бюрократ либо хотя бы его шофер? Ау!.. Нет таких данных, а если и есть, то держат их под грифом «совершенно секретно».
Одна из схем ДТП.
Тут они не смогли разъехаться.
Кто повинет в погибели губернатора Алтайского края, известного артиста Миши Евдокимова, его сторожа Александра Устинова и водителя Ивана Зуева, должен, повторяю, решить трибунал. Мы вправе гласить только о причинах, которые привели к катастрофы. Уже понятно, что «Мерседес» практически летел по узенькому шоссе со скоростью «не наименее 149 км/час», как показала последняя экспертиза, что шофер Зуев много лет был… шофером автобуса и, как понятно, не проходил никаких курсов спецподготовки для тех, кто возит VIP-персон. И в конце концов, что все находившиеся в «Мерседесе» – и шофер, и пассажиры – не были пристегнуты ремнями… Отсюда следует: погибли они не от столкновения с «Тойотой» (одна машина только «чиркнула» о другую), а от того, что были не пристегнуты! По другому последствия ДТП могли быть совершенно другими
7 августа. «Мерседес» Евдокимова после аварии.
Пока следствие упрямо отыскивает «стрелочника» и даже, может быть, его отыщет и примерно-показательно накажет. Только как это воздействует на общий уровень аварийности в Рф, самый высочайший в Европе, меж иным? Да никак, это хоть какой произнесет. Так как можно сколь угодно длительно и удачно биться с последствиями происшествий, предпосылки их не пропадут. Пока будут по городкам и трассам носиться с сумасшедшей скоростью гордые лимузины, которым «все дозволено», – будут часто появляться на обочинах кресты. И не только лишь поэтому, что бьются те, кто в их едет (см. перечень выше), но к тому же поэтому, что, смотря на их, многие другие решают, что правила писаны и не для их... Какой российский не любит резвой езды, да еще чтоб ремни не сковывали свободы полета...
Перечень ДТП С Ролью VIP-ПЕРСОН В 2005 ГОДУ
Январь. Губернатор Брянской области Николай Денин, управляя автомобилем «Тойота-Ленд Крузер», сбил жительницу Калужской области, которая от травм скончалась.
Апрель. Автомобиль губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова врезался в стоящую машину ДПС.
Май. В катастрофу попал вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.
В ДТП умер заместитель губернатора Тверской области Султан Ахмеров.
Июнь. Разбился и. о. спикера Воронежской областной думы Юрий Титов.
Июль. В дерево врезалась машина премьер-министра Башкирии Рафаэля Байдавлетова.
В катастрофу попал заместитель губернатора Брянской области Евгений Кузавлев.
На встречную полосу вылетел автомобиль главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова.
Август. Умер губернатор Алтайского края Миша Евдокимов.
Ноябрь. В ДТП повреждена машина сопровождения губернатора Свердловской области Э.Росселя.
В аварии серьезно пострадал премьер-министр Чечни Сергей Абрамов.
Декабрь. В ДТП попал премьер-министр Северной Осетии Александр Меркулов; умер его сторож.
В аварии пострадал заместитель прокурора Удмуртии Владимир Никешкин; шофер умер.
Легкий снежок, подгоняемый ветром, вносит гору цветов и венков. Как будто вырастая из их, ввысь тянется большой древесный крест, на нем три фото. Проезжающий мимо грузовик притормаживает и сигналит дважды. На этом месте полгода вспять погибли губернатор Алтайского края Миша Евдокимов, его шофер и сторож. Тогда весть об аварии потрясло страну. В августе социологи Аналитического центра Юрия Левады провели опрос. Больше половины (52%) опрошенных россиян посчитали ДТП покушением на жизнь, и только 34% окрестили это злосчастным случаем. В особенности чувственно отстаивала первую версию часть обитателей Алтайского края, на очах которых разыгрывалась драма недлинного правления губернатора Евдокимова. С момента аварии страсти малость улеглись – настало время расслабленно разобраться в причинах этой драмы. Конкретно в причинах. Вину же установит трибунал, который проходит в эти месяцы на Алтае.
Окаянное МЕСТО
Барнаул, конец декабря. Предновогоднее настроение ощущается во всем. Таксист везет меня по городку, попутно вываливая кучу местной инфы, но о том, что в Зональном суде слушается дело о смерти губернатора – молчок. Не выдерживаю, интересуюсь: «А что слышно о деле Евдокимова?» Старый таксист приметно грустнеет: «Я так, брат, думаю – уничтожили его. Специально катастрофу подстроили…»
За время командировки я встречался со многими, так либо по другому причастными к этому делу либо просто знавшими Евдокимова. Касались различного, но все сходились в одном: покойный страсть как обожал резвую езду…
Вот что задумывается по этому поводу депутат Гос думы РФ Леонид Хвоинский, прошлый главный дорожник Алтайского края:
– Я как вызнал об этом происшествии, сходу представил для себя всю картину. Отлично знаю этот перекресток, сам не раз был там очевидцем противных ситуаций. Как раз перед ним горка и видимость из-за этого ограниченная – метров 300, не больше. Скорость, как я понимаю, у автомобиля губернатора была очень высочайшей. Он обожал стремительно ездить… Потому шофер мог и не узреть автомобиля, который поворачивал на второстепенную дорогу, мог не сходу среагировать. Позже, когда мне проявили схему аварии, сообразил, что все конкретно так и вышло. Какое-то роковое стечение событий – конкретно в эту минутку в этой точке оказались два автомобиля… А виной всему была, я думаю, высочайшая скорость «Мерседеса». Других там обстоятельств нет. И то, что на данный момент дискуссируют, дескать, повинет «правый руль» либо другие версии – не вижу для этого ровненьким счетом никаких оснований.
С депутатом солидарен начальник ГУП «Алтайавтодор» Сергей Толстенев:
– С покойным губернатором у нас были обычные дела. Он сразу после избрания произнес, что будет развивать сеть дорог, интересовался нашими делами. Как-то сдавали мы один участок после реконструкции. Разъезжались уже под вечер, так я за ним на «Волге» не угнался. До «ста шестидесяти» мы еще держались, хотя шофер у меня неплохой, а потом отстали. А Евдокимов подшучивал позже: «Не смогли догнать»… Про «специально подстроенную аварию» скажу одно – тупость. Участок дороги там широкий, снова же, воскресенье, утро, машин не достаточно. Думаю, просто вот так несуразно вышло. Зуев, шофер губернаторский, мог расслабленно на право принять и объехать «Тойоту». Опыта, видно, не хватило…
Глава Зонального района Алтайского края Владимир Копылов:
– Я в тот денек из Буланихи ворачивался, сенокос был в разгаре. Гляжу – катастрофа, большая импортная машина вышибла бетонный столбик огораживания и свалилась в кювет, вокруг Различное суетятся… Вообщем, участок Буланиха – Шубинка – окаянное место, всегда там машины бьются. Пригляделся – это ж губернаторский «Мерседес»! Вызвали сходу милицию, «скорую», пожарных. Миша Сергеевич лежал рядом с машиной, правая дверь задняя была открыта. Мы его с ребятами накрыли простыней. Жаль его и тех, кто с ним умер. И парня этого – Щербинский, что ли? – тоже жаль.
Лариса Васильева, обозреватель краевой газеты «Свободный курс»:
– Слухов по краю прогуливается – полным-полно. Процесс-то закрытый! По делу проходят 43 очевидца, подшиты аж четыре (!) схемы ДТП, но большой ясности пока все равно нет. Нам в газету уже раз 5 звонили, что как будто лицезрели Миши Сергеевича, похудевшего, но живого…
«СТРЕЛОЧНИК»
Версий много, но в качестве обвиняемого по делу проходит всего один человек – шофер иномарки с правым рулем, оказавшейся на месте аварии, Олег Щербинский – жд рабочий. Уголовное дело возбуждено по статье 264, часть 3 УК РФ – «Нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть 2-ух и поболее человек». Следователи говорят, что Щербинский должен был пропустить машину со спецсигналом и не мешать обгону – у него, дескать, было время, чтоб поменять ситуацию. Если трибунал признает водителя «Тойоты» виноватым, ему угрожает до 7 лет лишения свободы…
Виктор Клепиков, доверенное лицо обвиняемого:
– Кто мы Щербинскому? Да никто. Просто, как узнали, в чем его винят, что даже есть заключение на 116 страничек, сами отыскали Олега и предложили ему посильную помощь. Он тогда уже гараж продал, чтоб адвоката нанять. Кинули мы клич на нескольких веб-сайтах в вебе, люд отозвался, Энциклопедия грузовых автомобилей собирать начали. На их покупаем билеты адвокату из Москвы, оплачиваем ему и проживание в гостинице (за ведение дела он брать отказался). Еще 1-го адвоката предоставил профсоюз железнодорожников. После чего Олег, как мне кажется, опять поверил в себя, в людей.
Андрей Карпов, тот столичный юрист, уверен, что его подопечного просто решили «назначить» виновником аварии.
– Это – обыденное ДТП, согласитесь, но ведь умер губернатор! Означает, должен быть и виновник. Им решили «назначить» Олега Щербинского. Тем паче что он совершенно подходит по «анкетным данным» – в прошедшем был судим (правда, судимость та издавна снята), а водительский стаж – меньше года. Плюс – «неправильная» машина с правым рулем, из-за чего он, типо, мог не узреть приближающийся лимузин губернатора. А он совсем обычный, обыденный мужчина, который в собственный праздничек – Денек железнодорожника – ехал с супругой и детками на озеро. В итоге «Тойоту» у него забрали как вещественное подтверждение, а заодно изъяли и права, что совсем нелегально! И даже временного разрешения не дали… Дескать, для чего – у него все равно машины больше нет!
…Поселок Чемровка – несколько 10-ов домов и двухэтажное здание жд станции. Длительно плутаем с таксистом по проселкам – указателей, естественно, нет. В конце концов натыкаемся на пивной ларек. Спрашиваю у продавщицы, как отыскать дом Щербинского. Естественно, его тут все знают…
– А папы дома нет, он на станцию пошел! – отвечает через дверь детский голосок. Наверняка, дочка Олега. Разворачиваюсь и иду на станцию. «Эй, корреспондент, вон он идет, Олег! – орет мне таксист. – Я его сколько раз по телику лицезрел!» Здороваюсь, объясняю, зачем приехал. На все вопросы получаю односложный ответ: «да», «нет», «не знаю», «не видел». Пробую разговорить мужчины, а он вдруг перебивает: «Знаешь, я сообразил – я повинет в том, что остался живой! Если б тоже остался там лежать – другое дело, всем было бы отлично, а так…» Позже закуривает и продолжает: «Дорога там под уклон. Посмотрел на горку в зеркало – никого, ну и стал поворачивать, здесь треск, удар. Я и не сообразил, кто мимо меня пропархал! Ну не лицезрел я его, не лицезрел!»
КАКОЙ Российский НЕ ЛЮБИТ Резвой ЕЗДЫ?..
…
А если еще машина мощная, и номер на ней сложный, и проблесковый маячок имеется, и ты не рядовой человек, а бюрократ самого высочайшего ранга? Похоже, все это, совместно взятое – причина того, что начинаешь терять чувство действительности и на место его приходит другое – чувство вседозволенности. Что мне все другие на дороге, что мне правила и ГАИ мне не указ! В провинции это приобретает еще больше уродливые формы, чем в столицах. Кто из нас может вспомнить хоть один случай, чтоб за превышение скорости был оштрафован высокопоставленный бюрократ либо хотя бы его шофер? Ау!.. Нет таких данных, а если и есть, то держат их под грифом «совершенно секретно».
Одна из схем ДТП.
Тут они не смогли разъехаться.
Кто повинет в погибели губернатора Алтайского края, известного артиста Миши Евдокимова, его сторожа Александра Устинова и водителя Ивана Зуева, должен, повторяю, решить трибунал. Мы вправе гласить только о причинах, которые привели к катастрофы. Уже понятно, что «Мерседес» практически летел по узенькому шоссе со скоростью «не наименее 149 км/час», как показала последняя экспертиза, что шофер Зуев много лет был… шофером автобуса и, как понятно, не проходил никаких курсов спецподготовки для тех, кто возит VIP-персон. И в конце концов, что все находившиеся в «Мерседесе» – и шофер, и пассажиры – не были пристегнуты ремнями… Отсюда следует: погибли они не от столкновения с «Тойотой» (одна машина только «чиркнула» о другую), а от того, что были не пристегнуты! По другому последствия ДТП могли быть совершенно другими
7 августа. «Мерседес» Евдокимова после аварии.
Пока следствие упрямо отыскивает «стрелочника» и даже, может быть, его отыщет и примерно-показательно накажет. Только как это воздействует на общий уровень аварийности в Рф, самый высочайший в Европе, меж иным? Да никак, это хоть какой произнесет. Так как можно сколь угодно длительно и удачно биться с последствиями происшествий, предпосылки их не пропадут. Пока будут по городкам и трассам носиться с сумасшедшей скоростью гордые лимузины, которым «все дозволено», – будут часто появляться на обочинах кресты. И не только лишь поэтому, что бьются те, кто в их едет (см. перечень выше), но к тому же поэтому, что, смотря на их, многие другие решают, что правила писаны и не для их... Какой российский не любит резвой езды, да еще чтоб ремни не сковывали свободы полета...
Перечень ДТП С Ролью VIP-ПЕРСОН В 2005 ГОДУ
Январь. Губернатор Брянской области Николай Денин, управляя автомобилем «Тойота-Ленд Крузер», сбил жительницу Калужской области, которая от травм скончалась.
Апрель. Автомобиль губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова врезался в стоящую машину ДПС.
Май. В катастрофу попал вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.
В ДТП умер заместитель губернатора Тверской области Султан Ахмеров.
Июнь. Разбился и. о. спикера Воронежской областной думы Юрий Титов.
Июль. В дерево врезалась машина премьер-министра Башкирии Рафаэля Байдавлетова.
В катастрофу попал заместитель губернатора Брянской области Евгений Кузавлев.
На встречную полосу вылетел автомобиль главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова.
Август. Умер губернатор Алтайского края Миша Евдокимов.
Ноябрь. В ДТП повреждена машина сопровождения губернатора Свердловской области Э.Росселя.
В аварии серьезно пострадал премьер-министр Чечни Сергей Абрамов.
Декабрь. В ДТП попал премьер-министр Северной Осетии Александр Меркулов; умер его сторож.
В аварии пострадал заместитель прокурора Удмуртии Владимир Никешкин; шофер умер.